Мобильные технологии уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, мы пользуемся планшетами и смартфонами буквально везде — начиная с покупок в магазинах и оплаты проезда в общественном транспорте и заканчивая общением и развлечениями. Не остался в стороне и мир спорта со всеми его традиционными атрибутами: стадионами, трибунами и толпами болельщиков.

Время, проведенное на стадионе, запоминается болельщикам не только игрой любимой команды или выступлением кумира, но и впечатлениями от общей атмосферы и удобства площадки. Сегодня каждый из зрителей приходит как минимум с одним мобильным устройством и активно пользуется Интернетом, чтобы моментально делиться фотографиями и видео с мероприятия в социальных сетях или даже вести прямую трансляцию. Поэтому стадионы уже нельзя представить без качественных беспроводных сервисов.

При создании новых площадок или модернизации уже готовых спорткомплексов организаторам приходится уделять пристальное внимание в том числе их техническому оснащению, чтобы гости получили уникальные впечатления от посещения стадиона.

Трудности развертывания сетей на стадионах

Когда мобильные сервисы развертываются на спортивных объектах сложность задачи увеличивается за счет нескольких факторов. Во-первых, плотность пользовательских подключений здесь значительно выше, чем в офисных пространствах или даже в торговых центрах: на 10 кв. м обычно размещается около 60 человек. Поэтому требуется специальная организация покрытия, чтобы точки доступа и абоненты не мешали друг другу, а пропускная способность сети для каждого зрителя была максимальной. Без качественного радиообследования не обойтись: только так можно определить необходимое количество точек доступа, их расположение, подобрать подходящие антенны, оптимальную мощность излучения и на практике оценить радиус действия. Все это позволяет спроектировать сеть таким образом, чтобы снизить влияние помех и максимально эффективно использовать радиочастотный ресурс.

Во-вторых, это, конечно же, «пульсирующий» характер потребления трафика: основной его объем «прокачивается» во время соревнований или матча, и в эти относительно короткие периоды по сети передаются рекордно большие объемы данных.

Например, в декабре 2016 года на крупнейшем крытом стадионе в Северной Ирландии, SEE Arena в Белфасте, общий объем трафика составлял 1,051 Тб, а уже в январе 2017-го эта цифра увеличилась до 1,315 Тб. В среднем, объем трафика за месяц там увеличился с 41 до 47 Мб на пользователя. И всё указывает на то, что эта тенденция роста будет сохраняться и дальше.

В-третьих, для устойчивой работы Wi-Fi-сети на подобных площадках с большим скоплением людей приходится задействовать все 20 разрешенных радиоканалов, используя для этого оба частотных диапазона — 2,4 и 5 ГГц. В условиях высокой плотности расположения точек доступа возникает необходимость многократного использования ими одних и тех же каналов. На практике это часто приводит к росту помех и взаимной блокировке передачи данных устройствами. Поэтому особенно важный фактор при выборе поставщика решения — это наличие рекомендаций по проектированию сетей высокой плотности, которые основаны на опыте успешной реализации проектов такого класса.

Также следует учитывать, что пользователи не сидят на месте весь матч и рассчитывают на стабильное подключение по всей территории спорткомплекса. Соответственно, необходима поддержка переключения между точками доступа, которая бы работала сразу для тысяч пользователей.

Беспроводная сеть — обязательный атрибут стадиона

Беспроводные сети на стадионах — далеко не новость. Как правило, на всех новых стадионах предусмотрены возможности развертывания Wi-Fi-сети еще на этапе проектирования. Однако раньше это было факультативным, и решение о развертывании принималось по усмотрению дирекции объекта.

Но сегодня Международная федерация футбола требует от руководства стадионов предоставления свободного доступа в Интернет. И если четыре года назад беспроводные сети были реализованы только на половине стадионов, принимавших Чемпионат мира в Бразилии, то в России в этом году Wi-Fi-покрытие было на всех стадионах и во всех специальных фан-зонах.

При этом важно помнить, что по российскому законодательству абонентам при подключении к общественной сети Wi-Fi необходимо пройти процедуру идентификации. Во время Чемпионата мира она осуществлялась по номеру сотового телефона или по удостоверению болельщика (FAN ID).

Новые возможности для болельщиков

На французском стадионе StadeToulousian благодаря Wi-Fi-сети и специально созданному приложению болельщики могут не только пересматривать повторы наиболее интересных игровых эпизодов, голосовать за своих фаворитов и следить за счетом, но и заказывать еду, напитки и даже приобретать сувенирную продукцию с доставкой непосредственно на свои места.

Приложения избавят болельщиков от многих трудностей: например, локальная навигация в приложении поможет лучше ориентироваться на стадионе, если посетители оказались здесь впервые, и позволит с легкостью найти свои места, встретиться с друзьями или найти ближайший маршрут до интересующего их объекта.

Болельщикам, приезжающим на стадионы на собственном транспорте, специальные сервисы позволяют находить свободные места на парковке, а по окончании матча — помогут найти дорогу к автомобилю.

Развертывание беспроводных сетей — не самая простая задача для организаторов, однако в нем есть немало плюсов и пользы. В момент подключения к сети или при авторизации в ней можно сделать пользователю актуальное для него предложение, например, продать абонемент на посещение матчей.

К тому же, беспроводная инфраструктура стадионов может использоваться не только во время проведения спортивных чемпионатов. Хорошим примером является стадион Levi’s в Санта-Кларе. Созданное ими приложение позволяет быстро запускать новые рекламные кампании, организовывать трансляции и осуществлять информационное сопровождение любых мероприятий, которые проводятся на стадионе — от концертов до модных показов. Его можно легко адаптировать под любое мероприятие, добавив туда новый текстовый, аудио- и видеоконтент, а потом также быстро сделать его неактивным и заменить на что-то другое, когда в этом будет необходимость.

По словам администрации стадиона SEE Arena в Белфасте, финансовые вложения в создание нового пользовательского опыта окупились за счет увеличения доходов. Аналитические данные о запросах посетителей позволяют правильно сегментировать аудиторию и понять, что больше всего интересует ту или иную группу. Благодаря этой информации руководству стадиона удалось построить эффективную маркетинговую стратегию, что благополучно сказалось на уровне продаж.

В будущем они планируют научиться дифференцировать группы посетителей в зависимости от типа мероприятия. Привычки и предпочтения болельщиков с абонементом на сезон футбольных матчей и, допустим, меломана, пришедшего на единственный в году концерт любимого исполнителя, скорее всего, будут отличаться. В результате у стадиона появится комплексное приложение, которое охватит все аспекты пользовательского опыта — начиная с покупки билета на мероприятие онлайн, заканчивая оплатой парковки автомобиля у стадиона.

Вопросы безопасности

С учетом того, что при проведении крупных матчей на относительно небольшом пространстве стадиона собираются десятки тысяч зрителей, организаторам приходится максимально щепетильно относиться к вопросам безопасности как самих гостей, так и их персональных данных.

Системы контроля доступа, интеллектуальные вывески и указатели, магнитометры на контрольно-пропускных пунктах для обнаружения взрывчатых веществ и множество других сенсорных устройств — все это может быть подключено и интегрировано в систему безопасности стадиона. Камеры видеонаблюдения в сочетании с технологиями искусственного интеллекта и вовсе могут дать впечатляющий результат. Так, совсем недавно китайским полицейским удалось поймать подозреваемого в совершении финансовых преступлений: камеры видеонаблюдения на основе ИИ смогли распознать его в очереди на концерт среди 50 тыс. зрителей, и чуть позже сотрудники службы безопасности арестовали его уже в зале. Система наблюдения подключается к высокоскоростной локальной сети и отправляет полученные данные в полицейское управление, где они сопоставляются с профайлами преступников в режиме реального времени.

Собственная локальная сеть может использоваться и для координации действий службы безопасности стадиона. Например, в ситуации, когда во время матча ребенок потерялся и не может найти родителей, охранники могут разослать его фотографию всем сотрудникам, чтобы таким образом ускорить поиск.

Не менее важно для владельцев стадионов гарантировать безопасность персональных данных пользователей, ведь по Wi-Fi-сети болельщики могут заказывать и осуществлять оплату сувенирной продукции или заказывать еду, указывая номера банковских карт. Поэтому необходимо обеспечить защищенную передачу такой информации по сетям за счет грамотного управления политиками безопасности и не допустить возможность использования или кражи данных злоумышленниками.

Развертывание Wi-Fi-сети на стадионе сегодня уже становится необходимостью. Её эффективность и отдача будут зависеть от технических возможностей используемого оборудования, опыта системного интегратора, который будет заниматься внедрением, и от того, удастся ли владельцам стадионов четко сформулировать свои требования к сети.

Автор статьи — руководитель департамента сетевых продуктов Aruba, Hewlett Packard Enterprise.

Версия для печати