Когда-то Wi-Fi объективно занимал в офисной ИТ-инфраструктуре подчиненную, вспомогательную роль. Сегодня беспроводные цифровые коммуникации не уступают проводным по целому ряду важнейших параметров: пиковой пропускной способности, готовности одновременно поддерживать множество виртуальных каналов связи в одном физическом, высочайшей устойчивости к попыткам несанкционированного доступа.

Корпоративный Wi-Fi прочно утвердился в российских реалиях и кое-где готов даже полностью вытеснить привычные кабельные сети Ethernet. Насколько в целом критична инфраструктура Wi-Fi для российских корпоративных заказчиков? Какие преимущества предоставляет клиентам и какие вызовы бросает интеграторам развертывание беспроводных сегментов локальных сетей на различных предприятиях? Универсальных ответов на эти вопросы нет — но определенные тенденции на отечественном рынке корпоративного Wi-Fi проследить все-таки можно.

Чего ожидает заказчик

За последний десяток лет корпоративный Wi-Fi ощутимо эволюционировал: от нескольких точек доступа в Интернет для сотрудников и гостей — до уровня бесшовного покрытия всего офиса, склада, производственного помещения; он стал основным способом подключения к корпоративной сети, особенно с устройств, в конструкции которых не предусмотрены порты RJ-45: смартфонов, планшетов, ультратонких ноутбуков.

«Если еще несколько лет назад было достаточно самого факта наличия Wi-Fi, а самым серьезным требованием была приемлемая скорость, то сейчас корпоративные заказчики хотят от Wi-Fi все: высокую скорость передачи, защиту передаваемых данных, стабильность работы, обеспечение сервисов, поддержку BYOD и т. д.», — говорит Надежда Пчелинцева, директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция».

«Требования к скоростям выросли на два порядка, — подтверждает Дмитрий Востриков, ведущий менеджер по продукции Tenda Rus. — К сожалению, необходимо констатировать: беспроводная сеть не стала основной, она всегда вспомогательная, она над проводной. Причин тому множество, начиная от желания сэкономить и использовать самые дешевые решения до неквалифицированного планирования и обслуживания».

По мнению Алексея Шавалдина, технического директора OCS Distribution, бум базового развертывания беспроводной инфраструктуры у заказчиков корпоративного сектора уже прошел; основные инвестиции сделаны. Адаптация к новым запросам бизнеса — вот ключевой вектор изменений. Если несколько лет назад беспроводная сеть была по большей части транспортом для доступа оконечных пользовательских устройств к корпоративным ресурсам, то сейчас это средство получения информации о бизнесе, о клиенте, а в ряде случаев — основа для принятия решений об оптимизации бизнес-процессов.

Требования, предъявляемые к сетям Wi-Fi, продиктованы спецификой информационного периметра организации, указывает Вячеслав Логушев, директор направления ИТ-сервиса и аутсорсинга компании X-Com. В частности, беспроводная сеть должна обеспечивать гарантированный доступ к данным на приемлемой скорости в любой точке, не создавать помех работе другого оборудования, а также обладать достаточной защитой от подключения неавторизованных клиентов и от взлома. Также для удобства пользователей сеть должна поддерживать бесшовный роуминг, а Wi-Fi-оборудование — обеспечивать беспроблемное масштабирование, гибкое конфигурирование и дистанционное администрирование.

Огромное значение в свете широко распространившейся концепции BYOD приобретают вопросы информационной безопасности. Удобный и защищенный доступ к корпоративным ресурсам, в том числе с беспроводных устройств, обеспечивает сегодня решение практически всех рабочих задач: взаимодействие с корпоративными СУБД, прием заказов от клиентов, их обработку и передачу в производство, сами процессы производства, складирование и т. л. Если же беспроводная сеть недоступна — компания теряет прибыль.

Это объясняет существенный рост требований к надежности беспроводной сети, свидетельствует Юлия Андрианова, менеджер по развитию бизнеса корпоративных решений компании Cisco: «Согласно результатам исследования Cisco, 80% крупных компаний оценили ущерб от простоя корпоративной сети в течение одного часа в сумму 300 тыс. долл.».

Впрочем, по мнению Олега Кима, руководителя отдела решений проектной дистрибуции ELKO, у российских корпоративных заказчиков в основном два главных требования к развертываемым на их предприятиях сетям Wi-Fi: емкость сети и площадь покрытия.

Tenda: mesh-системы семейства MW NOVA спешат на помощь

Современные сети Wi-Fi удобны для пользователей, просты в администрировании и решительно необходимы во множестве бизнес-приложений. Качество доступного беспроводного соединения — один из важнейших критериев, по которым клиенты оценивают отели, коворкинговые пространства, рестораны и иные общественные заведения на сайтах-агрегаторах бронирования услуг. Бизнесмену, который стремится обеспечить своему предприятию высокий рейтинг, необходимо позаботиться о достойном уровне организации Wi-Fi для посетителей и сотрудников.

Решить проблемы, порождённые избыточной централизованностью перегруженных клиентскими устройствами беспроводных сетей, призвана технология сетей ячеистых (mesh). Место единого центрального маршрутизатора здесь занимает множество равных по статусу (в том же смысле, в котором равны пиринговые клиенты торрент-сети) узлов, или нод (nodes).

И на выручку приходят mesh-системы семейства MW Nova под маркой Tenda.

Компания Tenda, основанная в 1999 г. в Шэньчжэне, расширила свой ассортимент mesh-продуктами сравнительно недавно, но уже успела зарекомендовать себя среди покупателей этих устройств с самой лучшей стороны. В отличие от великого множества торговых марок из Поднебесной, Tenda не прибегает к услугам ODM-производителей, располагая собственным производством с 25 монтажными и 18 сборочными линиями на площади 50 000 м². Российским потребителям и заказчикам Tenda предлагает полную локализацию своих продуктов, поддержку в режиме 24/7, сеть авторизованных сервисных центров, поставки со склада в РФ и индивидуальный подход к каждому клиенту.

Чем же выделяются среди имеющихся на рынке mesh-решений разработки Tenda?

Главная их особенность — сочетание обширной функциональности с простотой развёртывания и администрирования. Благодаря смартфонному приложению Tenda WiFi установка и подключение к Интернету первой ноды, а также добавление последующих узлов в ячеистую сеть не представляют проблемы даже для малоподготовленного пользователя. Интерфейс приложения полностью русифицирован, а полный доступ ко всем настройкам нод, включая «родительский контроль», возможен со смартфона из любой точки мира.

Tenda MW3-2 позиционируется как mesh-система стандарта АС1200 для дома, однако с успехом может применяться и в малых офисах либо филиалах, и в небольших общественных заведениях с непрерывным потоком посетителей, например в кафе, закусочных.

Устройства Tenda Nova MW6 готовы стать основой для построения наиболее выгодных по соотношению возможностей и цены mesh-сетей в помещениях со сложной внутренней организацией (кирпичные стены, металлические двери) площадью до 500 м².

В следующем году в арсенале Tenda появятся и ещё более функциональные решения — ноды класса high end, которые будут оснащаться тремя антеннами и трёхполосным радиомодулем (один канал 2,4 ГГц и два независимых 5 ГГц). Практически для любой mesh-инсталляции, за исключением разве что промышленных, для которых существуют серьёзные требования к пыле- и влагостойкости корпусов, такое оборудование подойдёт и позволит одновременно подключаться к Wi-Fi нескольким десяткам человек.

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Выгода в эфире

На вопрос, какие заказчики в России сегодня готовы инвестировать в Wi-Fi, Сергей Аксенов, эксперт по сетевым решениям Huawei Enterprise, дает ответ от обратного: «Пока еще не склонны инвестировать силовые структуры, в то время как почти все остальные отрасли, напротив, настроены весьма позитивно». Активнее всего делает ставку на беспроводной доступ малый и средний бизнес, даже невзирая на то, что в таких компаниях часто нет возможности внедрять профессиональные корпоративные решения.

Юлия Андрианова согласна с тем, что корпоративные сети Wi-Fi востребованы клиентами из совершенно разных сфер: это разнообразные производства, контейнерные терминалы, аэропорты, места массового скопления людей, стадионы, выставочные комплексы, отели. Она указывает на ритейл, где беспроводная сеть облегчает цифровизацию складов и позволяет устраивать цифровые торговые залы.

Даже те предприятия с повышенными требованиями к информационной безопасности, которые до сих пор отказываются от внедрения Wi-Fi, а в некоторых случаях и выхода в Интернет в целом, нуждаются в соответствующем беспроводном оборудовании. Только в их случае точки доступа Wi-Fi будут монтировать не для того, чтобы обеспечить сотрудникам подключение, а для мониторинга возможных нарушений беспроводного режима.

Вигель Антонов, технический директор TEGRUS, уточняет: «Большинство заказчиков, имеющих масштабную ИТ-инфраструктуру, стремятся к облегчению управляемости своих беспроводных сетей, сокращению времени поиска и устранения неисправностей. Получает распространение тенденция к использованию корпоративных сетей (как беспроводных, так и обычных) в качестве сенсора, дающего полную картину подключенных устройств и их типов, а также активности пользователей. Такие данные позволяют оптимизировать работу сети и усилить безопасность ИТ-инфраструктуры».

В зависимости от профиля деятельности организации меняются масштабы сетей, архитектура и технологии подключения различных типов устройств, включая корпоративные и персональные мобильные гаджеты, IP-телефонию, ВКС, камеры видеонаблюдения, сканеры штрих-кодов и т. д. Для офисов — одна специфика, для складских и производственных помещений — другая, для улицы — третья.

Значительные вложения компании делают сегодня в собственные сети для сотрудников и гостей, отдавая им предпочтение перед общедоступной инфраструктурой, управляемой внешними провайдерами.

Алексей Усачев, директор по проектам TP-Link в России, обращает внимание на то, что сети Wi-Fi умнеют: «Если еще пару лет назад никто не уделял особого внимания бесшовному роумингу, то теперь практически в каждом ТЗ можно увидеть этот пункт в качестве обязательного условия вместе со стандартом 802.11ас». Особенно активны в плане инвестиций в беспроводную бизнес-инфраструктуру заказчики из сферы HoReCa, так как наличие доступного и стабильного Wi-Fi — одно из важнейших условий при выборе отеля.

Расширять, не заменяя?

Беспроводное оборудование, сертифицированное по стандарту 802.11ac, обеспечило заметный прирост производительности беспроводного сегмента ЛВС по сравнению с 802.11n. К безусловным достоинствам новейшего стандарта 802.11ax относятся более прецизионное деление каналов и реализация алгоритмов совместной передачи, общее улучшение качества связи при обслуживании значительного числа абонентов, а также реализация технологии мультиплексирования OFDMA (Orthogonal Frequency Division Multiple Access), заимствованной из сотовой связи

Дмитрий Плешаков, заместитель технического директора компании «ИЦ ТЕЛЕКОМ-СЕРВИС», обращает внимание на то, что в 802.11ax, как и во все прежние воплощения Wi-Fi, заложена обратная совместимость с более ранними версиями: «О чем это говорит? О том, что пока мы не заменим парк клиентского оборудования, работающего в старых стандартах, какой-то революционной прибавки в скорости и качестве обслуживания ждать не стоит, поскольку точки доступа будут работать в режиме совместимости».

Реальные преимущества 802.11ax для пользователей покажет, по мнению Юлии Андриановой, только опыт реализованных проектов: «В настоящее время дополнение ax к стандарту 802.11 еще не закончено. То, что появится сейчас, будет предстандартом, скорее всего без возможности последующего программного перехода на ах. Дополнение будет завершено только во второй половине 2019 г. Некоторые вендоры, конечно, работают на опережение — для решения маркетинговых задач или чтобы заявить себя лидером, но большую популярность вводимый стандарт получает, когда появляются новые оконечные устройства, которые начинают вытеснять старые».

Вигель Антонов уточняет, что экономически оправданной миграция на 802.11ax может быть в том случае, когда потребуется масштабное подключение устройств, поддерживающих этот стандарт, и развертывание приложений, требующих такой пропускной способности со стороны беспроводного клиента. Но стоит учитывать, что современные технологии все глубже уходят в облака, поэтому обработка и хранение данных на стороне клиентов требуется сегодня минимальная.

Быстрая миграция на стандарт ах вряд ли может считаться экономически оправданной, разве что речь идет о построении совершенно новой сети. Олег Ким уверен, что при высокой плотности клиентов есть смысл переходить на 802.11ax и что все новые сети скорее всего будут строить именно на базе этого стандарта: «Все зависит от количества предложений со стороны поставщиков чипсета, маркетинга».

Надежда Пчелинцева солидарна с тем, что производители новых гаджетов и технологий (смартфонов, ноутбуков, планшетов, элементов «умного» дома и т. д.) обязательно сгенерируют потребность в оборудовании 802.11ax у частных потребителей и корпоративных заказчиков. Первыми начнут инвестировать в переход на новый стандарт компании, которые позиционируют себя в качестве инновационных, однако такой переход будет представлять собой, скорее, имиджевый шаг, а не реализацию реально насущной потребности.

Как напоминает Дмитрий Востриков, причин внедрения новых технологий в бизнес-среде всего две: а) это нужно (т. к. модно, актуально, есть у конкурента); б) это необходимо бизнесу: «Я более чем уверен, что в данном случае усилия маркетологов не пропадут даром. Постоянная смена технологий, необходимая современной индустрии для выживания, продолжится. Новая технология станет востребованной, хотя, по нашим оценкам, на данный момент степень ее реальной необходимости не превышает 10-15%».

При этом, по мнению Алексея Шавалдина, внедрению 802.11ах будет предшествовать достаточно длительный период оценки его эффективности, отдачи для бизнеса от вложенных инвестиций.

«Массового перестроения сетей на 802.11ax может и вообще не случиться, — допускает Алексей Усачев, — так как прирост скорости не будет нужен широкому потребителю. 90% приложений хватает нынешнего стандарта ас, потоковое видео вписывается в небольшую полосу, серфинг не требует огромной скорости; почта, игры — все укладывается даже при массовом скоплении людей в 4×4 MU-MIMO AC, технологии, скорее, будут концентрироваться на плотности, а не на скорости». А с наличием доступного широкополосного сотового канала Wi-Fi и в целом может потерять актуальность для обычных пользователей, так как хорошая мобильная связь вполне обеспечивает большинство их потребностей.

«Пока маркетинг побеждает физику, люди часто верят цифрам, которые обещают им огромную скорость по воздуху, и тому, что новые стандарты спасут Wi-Fi. Уверен, сознавая все последствия перевода сети на стандарт 802.11ax, торопиться с ним не будут. Единственный эффективный способ миграции — это одновременное появление клиентских устройств с поддержкой этого стандарта, что в реальности будет не скоро», — резюмирует Вячеслав Логушев.

Интеллектуальное покрытие

Многие заказчики сталкиваются сегодня с простой по формулировке, но требующей нерядового решения задачей: необходимостью распространить зону беспроводного покрытия на довольно обширную территорию. Широко применявшиеся для этого прежде простые экстендеры у серьезных российских заказчиков уже не востребованы, поскольку невыгодны с точки зрения радиодизайна и годятся, скорее, для домашних сетей. Другое решение той же задачи — технология mesh, которая, как уточняет Вигель Антонов, один из диапазонов задействует для подключения пользователей, а второй — для соединения точек доступа между собой.

Олег Ким согласен с тем, что экстендеры у корпоративных заказчиков мало популярны, и свидетельствует, что в основном спросом пользуются как раз mesh-решения. Они эффективны там, где нужно подключение удаленных сегментов и пользователей в местах, до которых невозможна прокладка кабеля, либо она требует дополнительных согласований и серьезных финансовых вложений.

Как уточняет Сергей Аксенов, такие решения применимы к корпоративному бизнесу, но здесь есть своя специфика: «Например, один из наших заказчиков использует mesh-сеть в металлургии, там очень высокие температуры, нет возможности построить проводную инфраструктуру, а беспроводные мосты решают эту задачу. Кроме того, mesh популярен и у ритейлеров: им зачастую невыгодно ставить точки доступа в арендованных помещениях. Вместо этого они покупают точки доступа Wi-Fi и соединяет их с помощью беспроводного канала mesh».

Юлия Андрианова считает применение mesh-решений в корпоративной среде вынужденной мерой: «Они используются в полях, где проводятся какие-то временные работы, к примеру, надо организовать операцию по спасению или провести анализ для добычи полезных ископаемых».

Тему специфических областей применения mesh-сетей развивает Алексей Шавалдин: «Mesh — традиционно уличное решение. На наш взгляд, у него слабый потенциал в силу роста производительности мобильных сетей. Тем не менее есть сценарии, в которых без этого решения не обойтись, например выход корпоративного Wi-Fi на улицу, видеонаблюдение, сбор телеметрии, временные уличные решения. Кроме того, mesh-решения эффективно проявляют себя на разработках в карьерах, где необходимо обеспечить связь между подвижными объектами и проводной сетью. При этом передается телеметрия и геопозиционирование».

По мере развития и удешевления технологий даже в домашнем сегменте, где экстендеры все еще популярны, их нишу совсем скоро, в 2019 г., захватят mesh-устройства, предупреждает Алексей Усачев: «Mesh-технология может быть поддержана уже в домашнем роутере за 2500 руб., а mesh-сеть намного эффективнее, чем экстендер».

Чемпионат беспроводных технологий

Одним из событий, в наибольшей степени повлиявших на российский ИТ-рынок в 2018 г., стал домашний Чемпионат мира по футболу. И на сегменте беспроводного оборудования ЧМ-2018, как свидетельствует Юлия Андрианова, отразился очень хорошо: «Появился новый стандарт ожиданий у болельщиков от того, как должны проходить массовые мероприятия. До чемпионата у нас на стадионах Wi-Fi фактически не было: единственным примером был стадион в Краснодаре». Когда стадион наполняется людьми, мобильные сети 3G, 4G перестают справляться, тогда выход из положения обеспечивают специально спроектированные решения Wi-Fi высокой плотности.

С этой точкой зрения солидарна Надежда Пчелинцева: на ее взгляд, Чемпионат мира добавил хороших историй успеха в портфолио некоторых беспроводных вендоров. Алексей Усачев также подтверждает: «Ощутимый всплеск установок Wi-Fi для бизнеса мы увидели с ноября 2017 г. по май 2018-го в гостиницах». ЧМ-2018 дал стимул отелям задуматься об апгрейде собственных беспроводных сетей, чтобы зарубежные гости делали выбор в их пользу.

По словам Вигеля Антонова, благодаря ЧМ-2018 наличие беспроводной сети рассматривается посетителями стадионов уже как привычная опция. Свою роль здесь сыграли новые требования FIFA к стадионам, которые обязывают их обладать Wi-Fi высокой плотности для болельщиков.

Другое дело, что далеко не все болельщики реально пользовались Wi-Fi: люди приходили в первую очередь смотреть футбол.

«Продавцы услуг и букмекеры должны предложить болельщикам интересную сервисную модель, чтобы они захотели подключаться к Wi-Fi во время матча — от заказа напитков с доставкой на место до голосования за лучшего футболиста после каждого тайма или матча», — уточняет Сергей Аксенов. Вопрос, таким образом, упирается в монетизацию и пока остается открытым. Оснащение стадиона сетью Wi-Fi высокой плотности требует серьезных инвестиций, а владельцы площадок пока не очень понимают, как их вернуть.

А вот по мнению Олега Кима, Чемпионат мира никак не отразился на российском рынке Wi-Fi: «Только если не считать маркетинговую ценность брендов». Дмитрий Востриков также настроен в отношении этого мероприятия несколько скептически: «Вряд ли можно говорить серьезно, что примеры реализации зон Wi-Fi во время чемпионата мира стали открытием для потенциальных заказчиков услуги. Говоря словами персонажа из книги Пелевина, „...на олимпиаде было круче...“».

Несотовая сеть без оператора

Сотовые сети 5G при наличии соответствующего терминального оборудования способны обеспечивать невиданные прежде скорости обмена данными, минимальную задержку сигнала, широкую дополнительную функциональность, ценную для бизнеса (нативную поддержку NB-IoT, например). Чем же в таком случае заказчику выгоднее развертывать беспроводную сеть Wi-Fi 802.11ax по сравнению, скажем, с установкой фемтосот 5G, покрывающих ту же площадь, да еще и «бесплатно» обеспечивающих шлюз данных в операторскую сеть?

Как поясняет Юлия Андрианова, 5G — это операторская технология, подразумевающая лицензирование используемых частот и уже потому дорогостоящая. Wi-Fi же используется без операторской лицензии и не требует уведомления надзорных органов.

«Корпоративный заказчик привык управлять своими сетевыми активами, ожидает предсказуемости от своей сети, правила функционирования которой устанавливает он сам, — развивает тему Алексей Шавалдин. — Поэтому 5G не будет служить замещением классического корпоративного Wi-Fi, по крайней мере, в ближайшее время, даже несмотря на свои очень неплохие технические возможности».

На удаленных объектах фемтосоты имеют смысл, конкретизирует Олег Ким, но в помещениях заказчик все равно будет строить сеть Wi-Fi: так безопасней, поскольку весь трафик останется внутри этой сети. С ним солидарна Надежда Пчелинцева: «Сейчас сосуществуют протоколы 4G и 802.11ac — каждый для решения своих задач, практически без конкуренции. Когда оба стандарта „вырастут“, то, на мой взгляд, это соотношение сильно не изменится».

Сергей Аксенов указывает на то, что есть огромное количество решений для синергии двух технологий беспроводного доступа — сотовой связи и Wi-Fi. В точках доступа есть иногда специализированные порты, к которым можно подключать фемтосоты, те, в свою очередь, подключаются к облаку провайдера и сами начинают выступать как базовые мини-станции, улучшая качество покрытия. Кроме того, оборудование, в том числе мобильные терминалы, способны незаметно для пользователя переключаться с одной технологии на другую. К сожалению, в России фемтосоты не получили широкого применения, но это уже вопрос к операторам и регулирующим органам.

Владельцы общественных сетей Wi-Fi (ТРЦ, музеи, аэропорты, стадионы и прочие учреждения) могут использовать их для сбора аналитических данных, передачи рекламного контента и реализации прочих возможностей дополнительной монетизации, обращает внимание Вигель Антонов. Операторам же сетей 5G часть присущей Wi-Fi функциональности окажется недоступна.

А Дмитрий Востриков и вовсе призывает разделять маркетинг, мечты и действительность: «До внедрения сетей 5G пройдет еще очень много времени, а до повсеместного использования — еще больше. Оборудование представлено, организованы опытные зоны, но данная технология, несмотря на емкость и скорость, не подкреплена экономической составляющей, в сроки окупаемости которой не поверит даже Илон Маск. Ни потребитель, ни оператор не знают, как им применять дарованное счастье, а значит, не изменится и модель предоставления услуг. Стоимость владения продолжает напрямую зависеть от тарифной политики оператора».

«Прежде всего на рынке должно появиться достаточное количество устройств и оборудования, работающего в сетях 5G, — выражает солидарную позицию Вячеслав Логушев. — А пока это лишь единичные образцы, на которых операторы тестируют технологию. Кроме того, на мой взгляд, сотовая связь сможет стабильно работать только после реализации единого Интернета вроде Oneweb или Starlink. Пока же в сетях сотовых операторов наблюдаются значительные задержки, что не позволяет им решить все задачи современного бизнеса. Сегодня компаниям предпочтительнее совмещать применение каналов сотовых операторов в корпоративными Wi-Fi-сетями».

Проблемы внедрения

Основной проблемой при развертывании Wi-Fi в условиях городского окружения является, по мнению Дмитрия Плешакова, существенное количество действующих беспроводных сетей. Это порождает ряд специфических проблем, включая интерференцию сигналов и затруднения с отфильтровыванием «своих» пакетов данных от тех, что транслируются в том же частотном диапазоне «чужими» сетями. Именно поэтому основной задачей, решаемой при проектировании сети, является выбор свободного частотного диапазона. Эту задачу помогают решать радиочастотные обследования, которые необходимо осуществлять перед тем, как внедрять беспроводное решение.

Сеть Wi-Fi крайне требовательна к этапам проектирования и внедрения, призывает помнить Дмитрий Плешаков: «Так, многие девелоперы при строительстве бизнес-центров предлагают в составе строительных работ проектирование и монтаж кабельной системы, и мы знаем, что плохо ли, хорошо ли, несмотря на все возможные огрехи, она свои функции выполнять будет. Реализация же беспроводной сети требует особых навыков специалистов и специфических комплексов оборудования, которое позволит грамотно выполнить проектные работы и оценить качество монтажа, а также решать специфические задачи, возникающие при обслуживании сети».

Юлия Андрианова подтверждает, что беспроводная сеть требует особенной проработки; прежде всего в части радиодизайна. В каждом помещении своя планировка, стены, металлические конструкции, разновысокие потолки, помехи от соседних офисов — все это будет влиять на работу беспроводной сети.

Начинать проработку радиодизайна следует с постановки требований к сети. Сколько клиентов и какого типа ожидается с учетом запаса на будущее? Какой тип трафика будет доминировать в сети, будут ли активно использоваться голосовые приложения, видео? Какие скорости передачи данных необходимы сейчас и с перспективой на несколько лет? Какие оконечные устройства следует принимать в расчет, какой стандарт Wi-Fi? Это важно, поскольку, например, чтобы обеспечить уверенное покрытие в диапазоне 5 ГГц, точки доступа придется ставить чаще, чем для 2,4 ГГц.

За радиодизайном идет радиообследование, которое часто производят на этапе «бетона» в только что отстроенном здании, для того чтобы во время отделочных работ развести все кабели должным образом. Радиообследование подразумевает практическую проверку с ноутбуком и специальным ПО того, как данную конкретную точку доступа «слышно» на намеченном для нее месте, в том числе и в обратном канале — при передаче данных от оконечных устройств к ней.

И только потом наступает этап непосредственного радиопланирования, по итогам которого становится ясно, где будут установлены точки доступа и какого типа, с какими антеннами. При монтаже оборудования важно, чтобы к каждой точке кабель прокладывался с запасом, потому что иногда окончательный вид помещений не соответствует плану и точки доступа приходится перемещать. Порой дизайнеры (не радиодизайнеры) берут верх над инженерами в деле планирования офисных помещений, и тогда точка может оказаться смонтированной на металлоконструкциях где-нибудь под потолком, с обращенными вверх антеннами или замурованной в красивый стол из натурального камня. А жить с этим потом пользователям и ИТ-специалистам.

Важной задачей Алексей Шавалдин считает постоянно быть в курсе строительных планов заказчика, когда последний планирует воздвигнуть перегородку, защитить помещение армированным периметром или просто в одночасье поменять планировку внутренних объемов здания.

Современные корпоративные точки доступа позволяют успешно решать вопросы роуминга, в частности при быстром перемещении оборудованного Wi-Fi транспортного средства по территории огромного склада. И это еще не самый сложный случай: гораздо труднее, например, обеспечить внешний канал через Wi-Fi в высокоскоростном поезде, который движется со скоростью более 200 км/ч. «В последние два года со стороны заказчиков появляются запросы на обеспечение качественного покрытия в складских и производственных помещениях, где раньше операции выполняли сотрудники, а сейчас — роботы. Если в первом случае требовался Wi-Fi на высоте около полутора метров, то робот может подниматься до 10 м, и старые сети на это не рассчитаны, поэтому нужно обеспечить связь на всем этом расстоянии от земли, и эти сложности тоже нужно учитывать», — добавляет Сергей Аксенов.

Как уточняет Вигель Антонов, устойчивую связь мобильных пользователей Wi-Fi можно обеспечить в первую очередь за счет грамотного дизайна сети, использования различных точек доступа с направленными и всенаправленными антеннами, а также технологий для построения бесшовного роуминга, таких как 802.11r, 802.11k и 802.11v. А Дмитрий Востриков напоминает, что при построении распределенных беспроводных сетей на больших по площади объектах нередко возникает другая проблема, а именно неравномерная и изменяющаяся зона покрытия: «Как с этим бороться? Проектировать с запасом, оставлять резервы, обеспечивать мобильность».

Ограничения и перспективы

Алексей Усачев обращает внимание на такие перспективные области приложения беспроводных сетей в бизнесе, как Wi-Fi-аналитика: подсчет посетителей, исследование их поведения и реакции, к примеру, на рекламу, а также последующая конвертация рекламных показов в посещаемость магазина. Ритейл все чаще внедряет новые технологии, чтобы лучше понимать покупателя, предугадывать его потребности и поведение, в том числе и основываясь на данных о том, что за мобильный телефон лежит в его кармане.

«В последнее время поступает достаточное количество запросов, связанных с автоматизацией складских помещений и площадок, — делится своими наблюдениями Алексей Шавалдин. — В зоне стабильного спроса на корпоративный Wi-Fi останутся ритейлеры и девелоперы крупных торговых объектов. Что касается систем видеонаблюдения, думаю, пальма первенства пока будет принадлежать кабельной инфраструктуре, за исключением проектов внедрения „информативного“ видеонаблюдения, направленного больше на сбор аналитических данных, нежели на непосредственно задачи технической защиты объектов».

Как считает Вячеслав Логушев, наиболее серьезные ограничения сетей Wi-Fi обусловлены самой их беспроводной сутью. Именно она заставляет уделять повышенное внимание вопросам ИБ, диктует сложность обеспечения стабильного радиопокрытия и соответственно более сложную интеграцию по сравнению с кабельными сетями: «Часть этих проблем поможет нивелировать стандарт 802.11ax, но, как это нередко бывает, решение одних задач может вызвать новые».

С тем, что внедрение стандарта 802.1аx позволит улучшить количественные характеристики беспроводных сетей, согласен Дмитрий Востриков: «Однако чтобы качественно улучшить доступность, стабильность и надежность в сравнении с проводными коммуникациями современного офиса необходимо сделать еще много шагов». Очередной такой шаг и представляет собой 802.11ax, но он далеко не последний.

А Вигель Антонов обращает внимание на то, что у беспроводных и проводных способов подключения конечных устройств несколько разные области применения и свои достоинства и недостатки. Ключевое преимущество беспроводных технологий — мобильность, проводных — стабильность: «С учетом особенностей проводных и беспроводных технологий перспективы российского рынка коммерческих сетей Wi-Fi такие же, как и у кабельных сетей. Но главное то, что сети Wi-Fi давно перестали быть желаемой дополнительной опцией и стали обыденной необходимостью».

Сергей Аксенов призывает подождать появления стандарта WPA3 и его широкого внедрения, что займет ближайшие три-четыре года: «Вот тогда, возможно, даже те заказчики, которые сейчас скептически смотрят на Wi-Fi (те же силовые структуры) начнут рассматривать ее как технологию, заслуживающую доверия. Что касается коммерческих перспектив, то это скорее вопрос к операторам связи, но, на мой взгляд, перспективы не очень хорошие: с развитием 5G технология коммерческого уличного Wi-Fi будет сходить на нет. К тому же сегодня явно виден тренд к виртуализации сети: в скором времени будет безразлично, через какой канал идет подключение. Появится общая среда доступа, а все вопросы разграничения, политик, идентификации т. п. будут возложены на процессоры и ПО мобильного устройства».

Юлия Андрианова оценивает перспективы российского рынка коммерческих сетей Wi-Fi как радужные: «Есть очень много интересных проектов: большой потенциал имеют беспроводные сети в публичном сегменте, в общественных помещениях (медицинские конференции, выставочные комплексы, места проведения мероприятий). Wi-Fi появляется в метро, автобусах и электричках. Внедряется интересная модель работы — предоставить Wi-Fi бесплатно, построить сеть, а потом монетизировать большие данные, т. е. собранную статистику о людях, использующих сеть».

Одно из востребованных применений Wi-Fi — навигация внутри помещений, в особенности на общественных площадках, в выставочных или торговых залах. Важным становится обеспечить людям удобный опыт: организаторы массовых мероприятий хотят, чтобы посетители легко ориентировались в пространстве. Для них делают несложное приложение, которое позволяет им найти нужные точки, осуществить какие-то операции онлайн, например зарегистрироваться и по мере их перемещения получать контекстную информацию.

«Чем дальше, тем более устойчивым будет тренд перевода всех абонентских устройств в беспроводной формат, — уверена Надежда Пчелинцева, — поэтому перспективы у российского рынка Wi-Fi очень и очень позитивные. Внутри зданий отсутствие проводов уже более чем привычная ситуация, так как Wi-Fi позволяет передавать огромные массивы данных. Возможно, когда-нибудь мы вообще будем жить в мире без проводов. Тем не менее сейчас кабельным сетям нет эффективной замены, чтобы обеспечить надежность передачи критически важных данных между зданиями, узлами, центрами».

Версия для печати (без изображений)