Широкое применение технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) — одно из самых захватывающих событий в сфере ИТ за последние несколько лет. Несмотря на то, что изобретения в этой области были в первую очередь нацелены на индустрию развлечений, сегодня они задействованы также в образовании, науке и производстве. Поговорим о перспективах использования технологий VR и AR.

Для начала предлагаю разобраться в терминологии и определить ключевые различия между двумя технологиями.

Что такое AR?

Практически любой человек со смартфоном может получить доступ к дополненной реальности. Именно доступность и делает ее более эффективной, чем VR, которая, в основном, выступает в роли брендинга и игры. AR превращает обыденный физический мир в красочный визуальный, проецируя виртуальные изображения и персонажей через камеру телефона или программу просмотра видео.

Что такое VR?

Виртуальная реальность выводит те же самые компоненты на новый уровень, создавая полностью компьютерную симуляцию альтернативного мира. Используя специальное оборудование, такое как компьютеры, датчики, гарнитуры и перчатки, эти иммерсивные технологии могут воссоздать любое изображение или место.

В чем разница?

Различия между VR и AR сводятся как к необходимым для пользования устройствам, так и к самому пользовательскому опыту:

  • AR использует реальную окружающую обстановку, в то время как технология VR полностью виртуальна.
  • Пользователи AR могут контролировать свое присутствие в реальном мире, когда как в виртуальной реальности ситуация контролируется самой системой.
  • Для виртуальной реальности требуется гарнитура, а для доступа к дополненной — можно использовать смартфон.
  • AR улучшает как виртуальный, так и реальный мир, в то время как VR развивает исключительно вымышленную реальность.

AR и VR в продажах

Предприятия могут использовать как виртуальную, так и дополненную реальность для самых различных целей. Например, Lacoste, применяя технологии AR, позволяет клиентам увидеть, как определенный предмет одежды сядет на их фигуру. Также IKEA делает возможной «примерку» мебели и бытовых аксессуаров под дизайн и планировку квартиры. Ритейлеры, применяющие данные технологии, заявляют об увеличении продаж. Впрочем, этот показатель может повысить и VR — покупатели, планирующие приобрести автомобиль, могут надеть гарнитуру и получить 360-градусный обзор моделей различных цветов и параметров, которые недоступны в автосалоне. Аналогично, в архитектурной отрасли, виртуальная реальность способна погружать клиентов в полностью интерактивную трехмерную среду, как если бы они находились внутри здания.

AR и VR в образовании

Преподаватели, использующие AR и VR, могут помочь учащимся стать более включенными в процесс обучения. Интерактивная учебная среда помогает повысить качество знаний и побудить изучать и практиковать новые навыки. Например, приложение Photomath для смартфонов с дополненной реальностью позволяет студентам сканировать математическую задачу с рабочего листа, а затем виртуально проводит их через этапы расчета с помощью анимации. Приложения AR также могут помочь ученикам понять математические концепции с помощью визуализации и интерактивных 3D-моделей — Merge Cube позволяет удерживать, просматривать и вращать виртуальный куб, предлагая интерактивный способ изучения геометрии. Одновременно, учителя могут воспользоваться инструментами дополненной реальности, чтобы помочь изучать историю в интерактивном режиме. Такие приложения, как 360Cities и Timelooper, обладают функцией виртуального посещения достопримечательностей по всему миру, чтобы знакомить пользователей с культурными и историческими перспективами. В музеях и исторических местах студенты и преподаватели могут использовать свои смартфоны для доступа к приложениям дополненной реальности, которые предоставляют дополнительную информацию и контекст об исторических экспонатах.

AR и VR в медицине

Технологии VR и AR сейчас наиболее активно используются в медицине для подготовки и проведения операций. Трехмерные данные КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) помогают создать виртуальную модель пациента и подготовиться к операции с учетом рисков и потенциальных проблем. Хирурги уже несколько лет используют эти аппараты для подготовки к особо сложным вмешательствам. Также виртуальные технологии сейчас широко используются для реабилитации людей после инсультов и восстановления подвижности конечностей после травм. Испанский университет Помпеу Фабра применяет AR-технологии, которые проецируют на экран вытянутые руки пациента. Используя датчики, пациент может управлять ими, как своими. В России Пироговский центр использует решение Devirta-Delphi для той же цели: с помощью датчиков, размещенных на пациенте, создается цифровой аватар, который затем перемещается в виртуальный мир для выполнения упражнений, восстанавливающих двигательную функцию, таких как плавание в воде с дельфинами. Удаляя себя от реальности, пациенты лучше работают и быстрее обретают уверенность.

AR и VR в туризме

Карты Google получили обновление дополненной реальности — направления пути отображаются на экране, когда пользователи сканируют улицы с помощью камеры своего смартфона. GPS-приложения с поддержкой AR также могут прокладывать туристические маршруты, переводить уличные знаки и давать советы по осмотру достопримечательностей. Важно отметить, что навигация в помещении станет более доступной благодаря дополненной реальности в сочетании с Wi-Fi, маяками или сверхширокополосным доступом.

AR и VR в маркетинге

AR можно использовать для построения взаимодействия с клиентами, а также для повышения вероятности покупки. Так, например, для улучшения своих рекламных материалов в Onix-Systems применили дополненную реальность. Мобильное приложение Onix AR раскрывает яркие детали печатных буклетов, позволяя пользователям ознакомиться с захватывающей историей компании в соответствующем формате — пользователи наводят свое устройство на страницу, которая оживает. Виртуальный опыт захватывает все его внимание, тем самым позволяя рекламодателям идеально ориентировать свое сообщение.

Прогнозы

В целом мы с коллегами сходимся во мнении, что виртуальная и дополненная реальность, наряду с большими данными, облачными технологиями и искусственным интеллектом, станут ключевыми технологиями Четвертой промышленной революции. VR и AR также имеют потенциал для создания крупнейшей вычислительной платформы. Ежедневно они разрушают старые привычки в жизни и бизнесе, заменяя их инновационными решениями. Очевидно, популярность данных инструментов будет только расти, а специалисты приложат максимум усилий для того, чтобы сделать использование виртуальной и дополненной реальности комфортным и доступным.

Сослан Зангиев, CTO Big Data-платформы Caltat