Мобильная база данных расширяет модель облачных вычислений, распределяя хранение и обработку данных из облака на мобильные устройства, на которых работают приложения, пишет на портале The New Stack Марк Гэмбл, директор по маркетингу продуктов и решений компании Couchbase.

Возможно, вы слышали, что использование мобильных приложений значительно увеличивается по всему миру. Вот несколько интересных фактов, которые это подтверждают:

  • В мире насчитывается около 6,5 ммлрд. пользователей смартфонов, и это число постоянно растет.
  • Каждый день пользователи тратят от четырех до пяти часов на мобильные приложения.
  • В 2022 г. пользователи загрузили 255 млрд. приложений по всему миру, что более чем на 80% больше, чем в 2016-м.

В результате такого мирового бума использования мобильных приложений организации спешат вывести на рынок свои приложения, чтобы воспользоваться спросом. Но есть несколько вопросов, которые они должны решить до начала разработки, например, для каких платформ создавать приложение и где хранить и обрабатывать данные в архитектуре приложения.

Первый вопрос — самый простой, поскольку две доминирующие мобильные операционные системы, используемые сегодня, — это iOS и Android, которые занимают 28 и 71% мирового рынка мобильных ОС соответственно. Чтобы получить наиболее широкий охват, большинство организаций должны как минимум поддерживать эти две операционные системы. Доступные при создании приложений для этих платформ инструменты разработки обычно делятся на две категории: нативные и кроссплатформенные.

Нативная разработка

Создание «нативного приложения» означает, что вы разрабатываете приложение специально для данной мобильной платформы, используя язык программирования, который является родным для этой ОС.

Как правило, нативные приложения предоставляют пользователям более удобный опыт — они ведут себя так же, как и другие нативные приложения на устройстве, обычно работают лучше и имеют прямой доступ к таким функциям устройства, как микрофон, камера, GPS и др.

Однако нативная разработка требует специальных навыков и позволяет создавать приложения только для определенной ОС, поэтому поддержка и iOS, и Android означает разработку и поддержку двух кодовых баз. Имейте это в виду при планировании подхода к разработке.

Кроссплатформенная разработка

Средства кроссплатформенной разработки — это интегрированные среды разработки (IDE), которые могут создавать нативные приложения для нескольких платформ из одной основной кодовой базе. Хотя возможность «написать один раз, запустить в любом месте» с помощью кроссплатформенных инструментов экономит время и снижает трудозатраты на разработку, могут потребоваться компромиссы, связанные с такими функциями, как меню и виджеты, которые ведут себя по-разному на каждой платформе.

Разработчики должны оценить эти различия и написать код с учетом этих различий. А из-за дополнительного слоя абстракции и процессов рендеринга, которые они вводят, кроссплатформенные приложения иногда работают не так эффективно, как приложения, разработанные с использованием нативных инструментов. Но если ваши требования к приложениям относительно базовые и не настолько сложные, чтобы оправдывать отдельную разработку для каждой ОС, кроссплатформенные инструменты — отличный вариант для быстрого создания приложений для iOS и Android, особенно для организаций с ограниченными ресурсами и короткими сроками доставки.

Какое место занимает база данных?

При разработке мобильных приложений вам необходимо решить, где в архитектуре будет храниться и обрабатываться информация. Если вы решите использовать облачную базу данных для бэкенда, ваше приложение станет зависимым от Интернета. Это может быть хорошо в районах с постоянной, надежной сетью, но что если пользователь зайдет в лифт, метро или самолет? Или что, если он надолго отключится от сети, например, в походе или океанском круизе? Приложение, которое зависит от Интернета, даст сбой там, где нет связи, то есть им будет невозможно пользоваться.

Ключ к удовлетворению пользователей — это обеспечение отличного опыта, а для этого ваше приложение должно быть всегда быстрым и доступным, независимо от того, где им пользуются. Единственный способ сделать это — мобильная база данных, то есть технология баз данных, разработанная специально для мобильных приложений.

Термин «мобильная база данных» относится к развертыванию базы данных, которое расширяет модель облачных вычислений, распределяя хранение и обработку данных из облака на мобильные устройства, на которых работают приложения. Мобильная база данных состоит из центральной облачной базы данных, встраиваемой базы данных, работающей локально в приложениях на мобильных устройствах, и автоматической синхронизации данных между этими базами.

Источник: Couchbase

При использовании мобильной базы данных данные хранятся и обрабатываются на устройстве, что позволяет приложению надежно работать даже без Интернета. А автоматическая синхронизация использует преимущества подключения, когда оно доступно, синхронизируя данные в их наиболее компактной форме между устройством и облаком для обеспечения согласованности в экосистеме приложения.

Когда вы отправляетесь в путь разработки мобильного приложения, выбор базы данных имеет первостепенное значение. Чтобы обеспечить успешную работу и популярность приложения, обязательно используйте мобильную базу данных со встроенной синхронизацией, которая поддерживает ваши инструменты разработки, будь то нативные или кроссплатформенные.

Нативные инструменты разработки приложений для iOS

Для разработки приложений для iOS компания Apple предоставляет Xcode — IDE, которая включает в себя все необходимое для написания кода нативных приложений для iOS. Разработчики Xcode создают приложения для iOS, используя один из двух языков программирования: Swift или Objective-C.

Objective-C был основным языком программирования, используемым Apple до 2014 г., и он по-прежнему широко используется разработчиками благодаря своей стабильности, совместимости с Cи и C++, а также способности создавать все типы приложений, от легких до больших и сложных.

Swift был представлен Apple в 2014-м как язык программирования с открытым исходным кодом, призванный быть быстрее, чем Objective-C. Он предлагает более простой синтаксис, чем Objective-C, что делает его более легким для изучения начинающими разработчиками.

Нативные инструменты разработки приложений для Android

Android Studio — это IDE, созданная специально для разработки под Android. Разработчики, создающие приложения в Android Studio, используют либо Java, либо Kotlin.

Java — это зрелый и популярный язык, который впервые был представлен в 1995 г. Он предлагает отличную производительность, большую коллекцию библиотек и множество фреймворков и инструментов для разработки под Android, а также имеет обширное сообщество преданных Java-разработчиков по всему миру.

Kotlin был представлен в 2011 г. как язык программирования с открытым исходным кодом для разработки приложений для Android. Он был разработан для обеспечения совместимости, прозрачности и поддержки инструментария. Считается, что его легче изучить, чем Java.

Предлагаемая под лицензией Apache 2.0 мобильная база данных Couchbase Lite поддерживает Objective-C и Swift для приложений iOS, а также Java и Kotlin для приложений Android.

Кроссплатформенные фреймворки

Существует множество вариантов кроссплатформенной разработки. Вот четыре наиболее популярных фреймворка.

Flutter был создан компанией Google в 2017 г. Применяющие его разработчики Flutter используют язык программирования Dart для создания мобильных приложений. Он включает SDK для компиляции кода в нативные приложения для iOS и Android и стал известным благодаря своей простоте и быстроте компиляции.

React Native — это кроссплатформенный фреймворк для разработки приложений для iOS и Android с использованием JavaScript. Он стал популярен благодаря тому, что предлагает простоту использования JavaScript для создания нативных приложений для iOS и Android.

Xamarin — платформа с открытым исходным кодом от Microsoft для создания приложений для iOS, Android и Windows с использованием .NET. Xamarin.Forms — это специфическая функция Xamarin, которая позволяет разработчикам создавать приложения для нескольких платформ из единой кодовой базы.

Ionic был представлен в 2013 г. как SDK с открытым исходным кодом для создания приложений для iOS и Android с использованием стандартных библиотек, таких как React, Angular и Vue.

Разработчики Flutter могут пользоваться плодами поддерживаемого сообществом проекта Couchbase Lite for Dart, который реализует Couchbase Lite для Dart и Flutter. Существует также документация по использованию Couchbase Lite для мобильных приложений React Native, а также для Xamarin и Ionic.

Значение мобильной разработки будет продолжать расти, поскольку использование мобильных приложений продолжает увеличиваться во всем мире. Быстрая и надежная работа приложений — это ключ к тому, чтобы радовать пользователей и выделяться на переполненном рынке.