В начале 2023 года в России перестал работать ряд мобильных приложений для автомобилей, производители которых покинули отечественный рынок в прошлом году. Так, без возможности управления процессом эксплуатации авто остались владельцы Skoda, Infiniti и Nissan, а собственники Land Rover и Jaguar жаловались на перебои в работе сервисов. Однако это не привело к каким-то серьезным рискам для автомобилистов, а вот для разработчиков мобильных приложений стало «зеленым сигналом светофора» на освоение освободившейся ниши.

Особенности рынка мобильных приложений для авто

Говоря на эту тему, хочется добавить ремарку «исторически не объемен», но раскрою суть подробнее и с точки зрения формирования отношений между производителями, и с точки зрения интересов внешних игроков.

Автомобильная отрасль во всех своих разработках и новациях имеет сильную зависимость от направлений в стратегии производителей автомобилей. Высокая конкуренция на уровне брендов — прямые конкуренты, конкуренты на уровне собственного пакета, а также внешние игроки — ритейлеры, банки и др. — формируют определенные правила игры внутри отрасли. Чтобы оставаться лидером производителю необходимо удивлять своего клиента и иметь собственные технологичные решения, в том числе и мобильные приложения. Хотят они делиться своими наработками с рынком? Разумеется, нет. Все циклится внутри бренда, его мощностей, видения и возможностей, причем локально на внутреннем рынке конкретного региона. Такой абсолютно бизнесовый подход ограничивает пользователя ресурсами той марки автомобиля, которой он пользуется, и локацией.

Другие игроки на этом поле — это дилеры и сервисные центры, задача которых продавать собственные услуги по продаже автомобилей и их обслуживанию. Они также создают свои мобильные приложения, ориентируясь исключительно на свои бизнес-задачи, как правило, для удобной покупки и сервиса. Банки и страховые в этом ряду не разрабатывают уникальный ресурс, они скорее выделяют автоуслуги на своих платформах, но не дают комплекс для пользователя.

Вот этот разрозненный по своим функциям веер мобильных приложений производителей, ритейлеров, банковского и других секторов и есть рынок мобильных приложений для авто. И так повсеместно — от страны к стране. Разница только в развитости внутреннего рынка. И так как основу рынка автоприложений создают кастомные решения, то здесь наша страна по праву является лидирующей по количеству технологических наработок в рамках автоотрасли. Но, повторюсь, это, по сути, все-таки ограниченные по своему функционалу мобильные приложения.

Спрос у россиян

Если говорить о приложениях полноценных, в которых пользователь сможет найти и информацию о своем автомобиле, и историю обслуживания, и магазин услуг, сервисов и товаров, а также сможет записать авто на техобслуживание и получить полноценную систему мониторинга его состояния и безопасности, то таких на рынке приложений найдется буквально с десяток, и в их число входит и наше.

Мы замеряем температуру спроса на подобные сервисы и видим обширный потенциал для их развития. Удобство созданных экосистем в продуктовом ритейле, доставке еды, взаимодействии с маркетплейсами создает пользовательскую привычку получать все в одном месте, а его опыт очень простым — все в один клик. Судя по тому, что количество скачиваний мобильных приложений в прошлом году увеличилось на 11% по сравнению с 2021 годом, а время, проведенное в приложениях, — на 9%, то очевидно, что спрос в сегменте мобайла растет. Что порождает клиентский запрос и в автобизнесе. Желание получать все автоуслуги в одном месте и пользоваться автомобилем комфортно — все в одном мобильном приложении.

Необходимые функции

В мобильном приложении пользователь должен видеть все, что связано с владением и пользованием его автомобилем в разных ролях: и как владелец одного авто, и как владелец автопарка, и как глава семьи, в обязанности которого входит контроль за соблюдением регламентного обслуживания авто всех членов семьи. А также возможность продавать автомобиль, брать его в аренду или пользоваться им по подписке. При этом получая набор необходимых сервисов, повышающих качество владения:

  • безопасность (мониторинг технического состояния авто, уровней технических жидкостей, давления в шинах, получение помощи на дороге);
  • дистанционное управление (запуск прогрева авто на расстоянии, включение и отключение сигнализации);
  • прозрачная история эксплуатации и обслуживания (все ТО и перечень работ в рамках каждого хранится в истории);
  • возможность записаться в сервис или получить консультацию;
  • получить банковские и страховые продукты (кредиты, полисы КАСКО и ОСАГО);
  • оплатить онлайн парковку и проезд по платным дорогам.

Все сервисы, которые были офлайн, должны быть в мобильном приложении. Иными словами, весь мир вокруг автомобилей, как и сам автомобиль, должен перейти в цифровую среду.

Преимущества для автомобилистов

Полноценные мобильные приложения открывают для владельцев автомобилей новые возможности. В их основе — цифровой автомобиль — транспортное средство, интегрированное в уникальную цифровую среду за счет установленного телематического модуля. Благодаря оцифровке пользователь видит всю информацию об эксплуатации авто, все свои маршруты, местоположение, скорость движения, анализ маневров и стиля вождения, данные об уровне топлива, отчет о работе двигателя и заряде АКБ. А также имеет возможность дистанционно управлять автомобилем: запускать и глушить двигатель, контролировать работу кондиционера и ассистирующих функций, открывать и закрыть багажник, опускать стекла и не только.

Для автомобиля с телематическим блоком в приложении создается максимально полезная среда сервисов по обслуживанию и его эксплуатации: оплата штрафов, помощь на дороге, заказ топлива, онлайн АЗС, сервисная книжка, оплата ЦКАД, запись на ТО и сервис — все, что потребуется для удобного пользования автомобилем. И главное преимущество — безопасность и помощь в сложной ситуации на дороге, что является совершенно уникальным опытом.

Прогнозы на будущее

С учетом того, что наша страна по итогам 2021-2022 годов заняла 14-ое место в рейтинге государств по уровню технологического развития, цифровизация в 2024 года также будет продолжаться ускоренными темпами. Сложно сейчас представить сферу жизни, в которой активно не внедряются ИТ-решения, поэтому уровень цифровой грамотности россиян в следующем году может достигнуть 75%. Что положительно отразится на спросе в сегменте мобильных приложений для автовладельцев.

Импортозамещение станет основным драйвером этого рынка за счет локализации всех собственных решений. Главное — иметь полную ресурсную базу как на уровне технологий и разработки, так и на уровне компетенций. А это прежде всего специалисты, что доказывает статистика открытых вакансий на должность разработчика мобильного ПО — в текущем году самыми востребованными разработчиками оказались бэкендеры (21,6% от общего числа вакансий в ИТ), фронтендеры (6,1%) и разработчики мобильных приложений (3,9%). Помимо этого, необходимо нивелировать недостаток компонентов для оборудования с помощью собственного производства и технологического партнерства с дружественными странами. Многоуровневая система государственной поддержки этих направлений откроет путь для ускорения процессов минимизации последствий ухода с отечественного авторынка зарубежных автоконцернов.
Антон Жуков, основатель и генеральный директор компании “Три Точки”, разработчика мобильных приложений на базе собственного ПО и производителя телематического оборудования