Аналитики App Annie спрогнозировали 10 основных трендов в мире приложений, которые можно будет наблюдать в 2016 году.

С учетом постоянно меняющихся темпов инноваций в экосистеме приложений, 2015 год принес как ожидаемые события, так и непредвиденные. В предыдущие годы наблюдались резкие перепады в показателях загрузок и доходов между двумя ведущими платформами — iOS и Google Play. Однако в 2015 году все успокоилось: ежеквартальные колебания стабилизировались, оставив Google Play в положении лидера по загрузкам, а iOS — по доходам.

Несмотря на то, что продажи виртуальных товаров из приложения по-прежнему доминируют, доходы от подписки стремительно набирают обороты и вряд ли их сбавят. У истоков этого тренда стоял запуск приложений потокового воспроизведения видео, таких как HBO NOW, непрерывный рост интереса к потоковой музыке и спрос на приложения для знакомств наподобие Tinder Plus (премиум-подписки Tinder). Наконец, реализация в Safari поддержки расширений для блокировки рекламы в iOS 9 усложнила перспективы монетизации через мобильный Интернет (на iOS), в связи с чем издателям, по всей видимости, ничего не останется, кроме как обратить свои взоры в сторону экосистемы приложений, в том числе встроенной рекламы.

Рост конкуренции за разработчиков и издателей 2015 год ознаменовался выходом за пределы мобильных устройств — владельцы платформ бросили свои силы на инновации в новых категориях, в особенности носимые устройства и ТВ. Учитывая, что разработческие ресурсы уже расползлись по мобильным ОС, можно предвидеть нарастание борьбы за разработчиков в течение 2016 года. Это направление будет одним из ключевых в фокусе внимания отраслевых аналитиков на протяжении всего 2016 года, учитывая возможное влияние на приоритеты конкурирующих платформ в связи со снижением темпов их внедрения.

Приложения стали важным механизмом обеспечения более эффективного взаимодействия с пользователем, поддержания динамичной конкуренции и проведения новых рыночных парадигм практически во все аспекты нашей жизни. Несмотря на важную роль мобильного Интернета для издателей, которым только предстоит разработать свое приложение, или существующих издателей, намеренных привлечь клиентов, которым только предстоит загрузить их приложение, реальность показывает, что приложения позволяют получить гораздо более интересный опыт использования по сравнению с веб-браузерами.

Существует множество примеров, которые лишний раз подтверждают, что приложения вытесняют веб-браузеры. По словам владельцев розничных интернет-магазинов в Северной Америке и Европе, траты покупателей в приложении значительно выше, чем в веб-браузере. Все чаще и чаще в сообщениях электронной почты, рассылаемых пользователям, нажатие кнопки с призывом к действию приводит к запуску приложения, нежели переходу на веб-сайт. Использование внешних (глубинных) ссылок получает все более широкое распространение и делает возможным обмен данными и переходы между приложениями, а также позволяет находить приложения через поиск в Интернете. На недавно появившихся устройствах, таких как Apple Watch и TV, отсутствует браузер, и издатели лишены возможности интегрировать браузер в свои приложения, как в эти дни многие поступают на мобильной платформе. Даже более современные технологии, включая потоковую работу с приложениями, по сути направлены на повышение доступности приложений, только в этом случае речь идет о виртуальном экземпляре, размещенном в «облаке».

Каждая компания, которая имеет приложение, является издателем, и приложения выступают новым стандартом в таких сферах, как контент, развлечения, утилиты, производительность, коммерция, транспорт и т. д. 2016 год обещает быть насыщенным с точки зрения разработки и выпуска новых приложений. Аналитики App Annie спрогнозировали 10 основных трендов в мире приложений, которые мы все сможем наблюдать в 2016 году.

Now On Tap — это амбициозная попытка Google уподобить поведение приложений веб-браузерам за счет индексации и создания ссылок на содержимое внутри приложения. Now on Tap стала для Google важнейшим активом, узкоспециальной службой для смартфонов, которая в будущем может принести монетизацию за счет контекстной рекламы по установке приложений. В то же время, не исключено, что возможность поиска приложений и предоставление глубинных ссылок на них на основе актуального для пользователя контекста позволит нивелировать недостатки навигации и упростить поиск нужных приложений среди все растущего множества других. По предположениям App Annie, к концу 2016 года благодаря индексации приложений и (рентабельному) поиску приложений через Google Now on Tap платформа Android станет более привлекательной для разработчиков. Это может оказаться особенно интересным для стартапов с ограниченными ресурсами и помочь Google привлечь больше разработчиков «сначала для Android». Что касается пользователей, есть причины полагать, что их поведение будет развиваться по мере того как в результате более активного использования глубинных ссылок домашний экран просто выпадет из маршрутов навигации на смартфоне, что будет означать более тесное взаимодействие как собственно с приложениями, так и между ними.

С появлением цифровых форматов музыка стала более дешевой и более доступной для массового потребителя. Как следствие, начал расти спрос редкие живые выступления, о чем свидетельствует трехкратный рост продаж билетов на концерты в США за период с 1999 по 2009 год. Аналогичная ситуация разворачивается в игровой индустрии, по мере того как мобильные игры free-to-play (F2P) завоевывают более широкую аудиторию по сравнению с игровыми консолями или играми для ПК. Мы ожидаем, что это вызовет повышение интереса к мобильным игровым состязаниям, или мобильному киберспорту. Вслед за ростом спроса 2016 год принесет быстрый рост доходов для издателей мобильных игр за счет привлечения спонсоров и передачи прав на трансляцию соревнований.

Тогда как на Западе один из основных трендов — функциональное разделение приложений, в Азии приложения обмена сообщениями «объединяют» уже не первый год. Помимо текстовых сообщений, на этих платформах предлагаются игры, услуги вызова такси, оффлайн-платежи и многое другое. В результате показатель использования таких приложений гораздо выше, чем приложений исключительно с функциями обмена сообщениями на Западе. Facebook намерен изменить картину в 2016 году путем расширения платформы Facebook Messenger. Следующим логическим шагом будет добавление возможностей для интернет-коммерции и осуществления платежей в рамках модели B2C. В итоге платформа приобретет множество дополнительных элементов, но наше мнение таково, что пропасть между Востоком и Западом во многом обусловлена глубоко укоренившимися культурными различиями. Следовательно, App Annie предполагает, что показатель среднего количества сеансов на пользователя для ведущих приложений обмена сообщениями в западных странах постепенно будет расти, однако до азиатских им пока далеко.

Показатель использования платформ обмена сообщениями в Азии гораздо выше, чем приложений исключительно с функциями чата на Западе.

В течение последних полутора-двух лет наблюдается фаза инноваций в O2O-коммерции. Быстрое развитие в этом направлении также подстегнуло конкуренцию, что означает рост расходов на привлечение клиентов. Это в особенности верно для Азии, где субсидированные цены трансформировались в распространенный инструмент привлечения пользователей. Однако предоставление скидок также может повлечь снижение лояльности клиентов и, как следствие, их пожизненной ценности. По прогнозам App Annie, для устранения этого дисбаланса 2016 год принесет волну консолидации в O2O-коммерцию Азии, по итогам которой в регионе останется только небольшое число доминирующих игроков. Эта тенденция уже проявляется в крупных приобретениях в сфере транспорта (слияние Didi-Kuaidi), электронной коммерции (приобретение FreeCharge компанией Snapdeal), доставки еды (приобретение Just Eat India компанией Foodpanda) и даже местных служб (слияние Meituan-Dianping). В App Annie полагают, что консолидация отрасли будет способствовать регулированию расходов на привлечение клиентов, устойчивой экономике, более качественному использованию приложений и оздоровлению экосистемы.

Производительность процессора в планшетах сделала колоссальный скачок с появлением на рынке первого iPad в 2010 году. В действительности, производительность процессора флагманских iPad возросла в 22 раза с момента выхода устройства первого поколения. Однако интерес к приложениям для повышения производительности растет не так быстро, поскольку их доля в общем количестве загрузок на iPad сохранилась примерно на уровне 2010 года (несмотря на то, что сейчас можно бесплатно загрузить iWork и Microsoft Office). Популярность приложений для создания документов и диаграмм не настолько высока, ввиду необходимости использования большего по размеру экрана и более точных методов ввода. Таким образом, не случайно, что именно эти характеристики стали ключевыми коммерческими аргументами для iPad Pro. Учитывая такую активную позицию владельцев платформы, в App Annie ожидают, что количество загрузок приложений для повышения производительности будет неуклонно расти в 2016 году и далее. Компания Microsoft, в частности, готова воспользоваться случаем и обновить свой пакет приложений Office и приложения для повышения производительности, изначально разработанные под мобильную платформу, как, например, Office Sway.

До настоящего времени финансовые приложения демонстрировали уверенные показатели роста на iOS. Этот рост был во многом обусловлен успехом банковских приложений, тогда как приложения технологических стартапов в сфере предоставления финансовых услуг пока не получили широкого распространения. Однако в перспективе банкам грозит дезинтермедиация, поскольку множество финансовых технологических стартапов уже обратили свои взоры на прибыльные источники доходов в отрасли. Все чаще приложения используют для перевода средств (Transferwise), обмена валют в путешествиях (WeSwap) и даже управления активами (Wealthfront). Кроме того, простые в использовании приложения для кредитования между пользователями, наподобие Jiedaibao в Китае, уже начинают завоевать популярность в сфере выдачи небольших краткосрочных кредитов. И хотя банки по-прежнему держат преимущество «универсальности» ввиду присутствия традиционных подразделений, приложения финансовых технологических стартапов имеют все шансы взять на себя удовлетворение многих потребностей в банковских услугах. App Annie предполагает, что в 2016 году подобные приложения ждет серьезный успех на iOS и Google Play благодаря сочетанию повышенной прозрачности, минимальных операционных издержек и высокой потребительской осведомленности.

Приложения в хвосте, которые ориентируются на не занятые банками ниши, также наверняка будут питать этот тренд на формирующихся рынках.

tvOS, наконец-то, позволяет устанавливать сторонние приложения для Apple TV, и пальма первенства в 2016 году будет, как представляется, отдана играм и приложениям потокового воспроизведения видео. И пусть Apple TV не вытеснит полностью игровые консоли, в App Annie считают, что для издателей игр эта платформа будет играть такую же роль, что и мобильный телефон для игрового рынка: создаст огромное количество игроков из группы людей, не причисляющих себя к геймерам. Потенциал платформы с точки зрения более глубокого вовлечения пользователей и значительного увеличения своей доли в показателе времени использования будет, вероятно, благоприятно воспринят разработчиками, которые вынуждены работать на несколько операционных систем и форм-факторов. Следует отметить, что только в США на услуги платного ТВ и телевизионной рекламы приходится примерно $170 млрд в год. Такой большой экран ассоциируется с преимуществом, и App Annie ожидает, что это принесет высокие доходы на приложение на каждого пользователя и интересную цену за тысячу показов. Самое крупное преимущество новой платформы Apple TV может оказаться в позиционировании смартфонов (и, в меньшей степени, планшетов) как устройств, играющих роль второго экрана. Вероятнее всего, оно изначально проявится в информации касательно экранного контента, но рано или поздно эволюционирует в «контекстную коммерцию» и таргетированную рекламу.

Одним из барьеров на пути к полному отказу от платного телевидения является фрагментированность контента на кабельных каналах и у поставщиков OTT (Over-the-Top) услуг, таких какNetflix. Частично это обусловлено высокой стоимостью и рисками, сопряженными с организацией большой библиотеки оригинального премиум-контента.

Сервис YouTube Red стал первой попыткой разработки новой структуры затрат за счет создания оригинальных сериалов и фильмов в партнерстве со знаменитостями YouTube. Кроме того, предложение получить долю доходов от подписки в зависимости от затраченного абонентом времени может мотивировать другие каналы YouTube на создание собственного премиум-контента. Независимый полноформатный контент в этом масштабе должен привлечь молодых зрителей, особенно тех, кто уже знаком со знаменитостями или брендами YouTube. Ориентация на этот недостаточно удовлетворенный сегмент, как представляется, позволит YouTube Red расширить рынок потокового видео с технологией OTT. В результате, как только стабилизируется кривая роста встроенных покупок, основным движущим фактором дохода магазинов приложений станут модели подписки.

Интеллектуальные часы — непростая платформа для разработчиков. Причина в том, что они, как правило, используются преимущественно в тех же контекстах, что и смартфоны, и реализованы на базе аналогичных моделей ввода, только с дисплеем меньшего размера и намного более коротким окном взаимодействия. Как следствие, инновации в приложениях становятся особо сложной задачей, за исключением ситуаций, когда смартфон недоступен. В результате разработка приложений для носимых устройств фрагментирована по категориям, поскольку разработчики находятся в отчаянном поиске вариантов использования. Внимание разработчиков потребительских приложений предположительно сместится на отраслевые контексты, не пересекающиеся с использованием смартфона, либо такие, в которых смартфон не является оптимальным выбором, в частности фитнес и контроль состояния здоровья. Что еще более важно, в 2016 году успех разработчикам приложений может принести ориентация на такие варианты корпоративного использования, когда руки должны быть свободны, — т. е. конечными пользователями могут быть, например, рабочие на заводе, работники склада или выездные сотрудники.

Грядущие коммерческие дебюты Facebooks Oculus Rift, Samsung Gear VR и Microsoft HoloLens могут дать нам определенные намеки на платформы дополненной/виртуальной реальности.

В отличие от мобильных устройств, устройства дополненной/виртуальной реальности, как представляется, предназначены для стационарного использования, что устраняет социальные трудности на стороне потребителя. Захватывающие игры с эффектом присутствия, по-видимому, станут главной целью развития технологии, однако в долгосрочной перспективе, варианты использования, вероятно, эволюционируют и сольются с вариантами использования современных «развлекающих» устройств — включая общение и потребление информации. Несмотря на то, технология находится в самом начале своего жизненного цикла, крупные издательства, вроде Google (особенно YouTube) и The New York Times уже поддерживают виртуальную реальность. Выпуск таких новых приложений, как Pokemon Go от Nintendo и Niantic Labs, также будет способствовать повышению уровня осведомленности потребителя о технологиях дополненной реальности. В 2016 году, как ожидается, еще больше игроков последуют примеру этих компаний в поисках более иммерсивного вовлечения пользователя.

Пресс-релиз

Версия для печати