В долгой истории офисного пакета Microsoft наступает качественно новый этап жизни, и масштаб изменений, возможно, вполне соразмерен переходу в начале 90-х годов из текстовой среды DOS в графическую оболочку Windows. Нет, особых радикальных перемен по сравнению с текущей версией 2007 в следующем пакете Office 2010, появление которого на рынке обещано в первой половине следующего года, не ожидается. Но именно теперь корпорация Microsoft решилась сделать давно ожидаемый шаг — обеспечить доступ к функционалу своих основных офисных приложений в виде Web-сервисов.

В середине сентября компания объявила официальные названия четырех программ, с которым можно будет работать в онлайновом режиме, — Word Web App, Excel Web App, PowerPoint Web App и OneNote Web App. С тремя первыми средствами из этого набора, получившего название Office Web Applications (OWA), желающие уже могут познакомиться в виде предварительной технической версии (Technical Preview). Четвертое, OneNote WA, появится позднее, конкретные сроки его запуска пока не называются. Сейчас все эти сервисы реализованы на английском и японском, но скоро ожидаются варианты и для других языков.

Начать работать с OWA в тестовом режиме можно уже сейчас на специальном сайте Windows Live SkyDrive, используя свой идентификатор Windows Live ID (получить его очень просто). Доступ выполняется для любого ПК (в том числе Mac), подключенного к Интернету через один из Web-браузеров — Internet Explorer, Firefox или Safari. После появления финальной версии OWA, которая должна выйти одновременно с новым вариантом настольного пакета, частные пользователи продолжат бесплатную работу с ним, а корпоративные заказчики смогут воспользоваться Web-приложениями в рамках программ корпоративного лицензирования (в том числе в совместном применении с SharePoint), а также получить доступ к услуге через сайт Microsoft Online Services.

Само появление OWA — это закономерный результат конкурентной борьбы на рынке офисных приложений, которая в последние годы сместилась в сферу интернет-услуг. Нужно сказать, что до сих пор многолетние попытки лобовой атаки на монопольные позиции пакета Microsoft Office в виде создания альтернативных офисных пакетов до сих пор не увенчались успехом. Различные исследования показывают, что на корпоративном рынке применение подобных альтернативных продуктов не превышает 3%, и никакого повышения этой доли в видимой перспективе не ожидается.

Другое дело — использование принципиально иной бизнес-модели: предоставления офисного функционала в виде Web-ориентированных услуг. Именно по этому пути пошла компания Google, еще осенью 2006 г. представившая свой набор офисных интернет-сервисов Google Docs. Наверное, как раз этот момент можно назвать началом “онлайнового периода” в жизни офисного ПО.

Отметим, правда, что никаких радикальных перемен (в плане расстановки сил поставщиков) на этом рынке пока не произошло: аналитики (в частности, Gartner) говорят о том, что Google Docs уже применяют более 10% сотрудников американских и европейских компаний, но все же лишь в качестве параллельного дополнения к MS Office. Тем не менее можно говорить о том, что на рынке офисного ПО появился реальный конкурент со стороны интернет-сервисов. К тому же не нужно забывать о заметной активизации в этой сфере и корпорации IBM, которая намерена перенести акцент своей деятельности в область настольных интернет-приложений в виде своего онлайнового набора LotusLive Engage.

Однако несмотря на то, что конкуренты пока не смогли потеснить позиции Microsoft на рынке офисного ПО, финансовые показатели софтверного гиганта отражают некоторое замедление темпов продаж пакета Office (впрочем, это может объясняется и временными конъюнктурными причинами). Тем не менее Microsoft, помня о том, что лучшая оборона — это наступление, сама начала быстро развивать собственные Web-сервисы (под общими торговыми марками Windows Live и Office Live). В плане поддержки именно офисной работы еще два года назад компания запустила бесплатную службу Office Live Workspaces (с прошлого года доступную и на русском языке) для онлайнового хранения и просмотра офисных документов, в том числе в режиме коллективной работы. Но для создания и редактирования все равно нужно было использовать приложения, установленные на ПК.

Теперь же с помощью OWA практически все желающие смогут полноценно работать из любой точки доступа в Интернет. Microsoft уверяет, что функциональность онлайновых офисных сервисов не уступает возможностям ее традиционных программ. При этом корпорация наглядно демонстрирует на практике свой подход “Soft + Service”, который подразумевает предоставление заказчику выбора между разными вариантами работы — с привычным настольным ПО или с онлайновыми службами. Чему отдадут предпочтения клиенты — об этом можно будет судить лишь через пару-тройку лет.

Версия для печати (без изображений)