Корпорация Microsoft объявила о выходе окончательных версий (Release to manufacturing RTM) своих новых продуктов Microsoft Office 2010, Share Point 2010, Visio 2010 и Project 2010, которые отправлены в производство и стали доступными для производителей ПК. Официальная церемония запуска этого ПО состоится 12 мая в Нью-Йорке (США), но уже с 27 апреля корпоративные заказчики, владеющие лицензиями Software Assurance, смогут скачать нужные программы на Volume Licensing Service Center. Первого мая (в России — 16-го) начнутся поставки продуктов по схемам корпоративного лицензирования. Коробочные продукты в США будут доступны начиная с июня; ожидается, что в России они появятся лишь немногим позднее.

Выпуск этих продуктов — а речь идет фактически обо всем офисном семействе Microsoft (Exchange 2010 вышел в конце прошлого года, Communications Server 14 появится во второй половине нынешнего) — это, конечно же, событие номер один для корпорации, да и очень важное для ИТ-рынка в целом. Как известно, уже несколько лет направление Business Division (на Office приходится около 95% объема выручки) лидирует в структуре бизнеса Microsoft; по итогам последнего финансового года (окончился 30 июня 2009-го) на него пришлось 18,9 млрд. долл. дохода и 12,1 млрд. операционной прибыли (общий доход корпорации составил 58,4 млрд., а продажи настольных Windows — 14,7 млрд. долл.). Тем не менее, несмотря на первенство по финансовым показателям, нетрудно заметить, что PR-активность Microsoft в данном случае намного уступает тому, что мы могли наблюдать в прошлом году в преддверии выхода Windows 7. Впрочем, это вполне объяснимо.

Напомним, что предыдущая версия офисного семейства, 2007, вышла три года назад одновременно с Windows Vista. Судя по сделанным вскоре после этого заявлениям Редмонда, следующий выпуск настольной платформы также должен был состояться “парой” в 2010 г., но весьма сложная ситуация с продвижением новой ОС, усугубившаяся некстати нагрянувшим кризисом, заставила Microsoft резко сократить сроки подготовки Windows 7 и развернуть небывалую кампанию по ее продвижению.

Надо сказать, что Office 2007 также стал очень непростым этапом в жизни офисного семейства Microsoft: освоение многих его новшеств (в частности, качественно нового пользовательского интерфейса Ribbon) послужило заметным препятствием для перехода пользователей с предыдущих версий приложений. Тем не менее финансовые показатели продаж Office 2007 все эти годы были весьма стабильными и даже в кризис практически не упали. Принципиально важно и то, что активизация конкурентов в виде продуктов Open Source и онлайновых сервисов как раз три года назад не смогла сколь-нибудь заметно поколебать монопольное положение Microsoft Office на рынке. В этой ситуации особой потребности в ускорении выпуска версии 2010 не было. Тем более, что Редмонд предусмотрительно подстраховался, перепрыгнув “чертову дюжину” в нумерации офисного пакета и дав следующей версии рабочий номер 14.

В целом состав офисного семейства изменений не претерпел. Как и раньше, в него входит большой набор хорошо известных клиентских приложений, а также три серверные системы — Exchange, SharePoint и Communications, которые уже давно являются ключевыми инфраструктурными компонентами платформы Microsoft.

Наиболее заметное новшество Microsoft Office 2010 — ленточный интерфейс Ribbon во всех приложениях семейства (кроме Access). При этом изменился функционал кнопки Office Button, через которую теперь открывается представление Backstage View, включающее доступ к выполнению самых распространенных задач и к наиболее часто используемой информации. Приложения Office 2010 позволяют организовать совместную работу через рабочую область SharePoint. В составе Outlook появилось средство Social Connector, с помощью которого пользователи могут писать письма, имея при этом под рукой всю коммуникационную историю общения с адресатом.

Среди других многочисленных нововведений пакета можно отметить функцию предварительного просмотра вставок, режим работы с защищенными документами, новые шаблоны SmartArt, расширенное управление авторскими правами, а также наглядное представление данных с помощью функции “Инфокривые” (создание мини-диаграмм в пределах одной ячейки в Excel). Office 2010 поддерживает обновленный вариант стандарта ISO — ISO/IEC 29500:2008 — для форматов файлов Office Open XML (OOXML). При этом Microsoft обещает обеспечить работу своих приложений и с форматом OpenDocument Format (ODF) стандарта ISO/IEC 26300:2006.

Принципиальным новшеством Office 2010 стало появление в нем набора Office Web Apps — онлайновых, правда, облегченных вариантов наиболее популярных приложений (Word, PowerPoint, Excel и OneNote), с которыми можно работать почти через все популярные Web-браузеры — Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome и Apple Safari (на этапе бета-тестирования этот список был в два раза короче), в том числе с различных мобильных устройств. Office Web Apps будет доступен как на бесплатной, так и на платной основе. Бесплатная версия предназначена для частных пользователей и будет включать 25 Гб объёма, а также интерфейс с баннерной рекламой. Файлы могут открываться для записи и чтения всем или некоторым пользователям. Бизнес-клиенты смогут работать с платным вариантом, который должен поддерживать также доступ SharePoint (он размещается на Microsoft Online Services или на сервере заказчика).

Office 2010 будет предлагаться в двух вариантах — для 32- и 64-разрядных Windows. Но по имеющимся на данный момент сведениям с Windows XP сможет работать только 32-разрядная версия пакета. Следует также сказать, что новая версия Office Mobile 2010 будет включена в состав Windows Mobile 6.5 и Windows Phone 7.

Решения Visio 2010 и Project 2010 традиционно будут поставляться только автономно (в разных редакциях), остальные офисные приложения будут доступны как в виде отдельных продуктов, так и объединенными пакетами (см. таблицу). Стартовый набор будет распространяться исключительно в предустановленном виде вместе с новыми компьютерами, в его состав войдут лишь Word и Excel, причем с усеченным функционалом и с демонстрацией рекламы в пользовательском интерфейсе. В некоторых документах Microsoft говорится, что для покупателей данный набор будет бесплатным, но чтобы проверить это утверждение, нужно изучить OEM-соглашение с поставщиком ПК.

Приложения InfoPath и SharePoint Workspace (прежнее название — Groove) будут включены только в составе корпоративных поставок. В эти же комплекты войдет средство Office Customization Tool, предназначенное для настройки процесса инсталляции пакетов Office 2010/2007 (оно заменило ранее существовавшие мастера Custom Installation Wizard и Custom Deployment Wizard).

Кроме стартового пользователи смогут приобрести в предустановленном виде на новом ПК и коробочные варианты пакетов Office 2010, которые затем активируются с помощью Product Key Card (карточка с серийным ключом). Однако следует иметь в виду, что такой “экономичный” вариант приобретения применим только для одной копии продукта на данном ПК. Напомним, что обычная коробочная лицензия позволяет устанавливать ПО на двух компьютерах — настольном и мобильном, а для издания “Для дома и учебы” — на трех ПК.

Таблица. Состав редакций пакета Microsoft Office 2010
Приложения, цены, лицензии Стартовый (Starter) Для дома и учёбы Для дома и дела Стандартный Профессиональный Профессиональный академический Профессиональный Плюс
Тип лиценции OEM Retail Retail Volume Retail Academic Volume
Цена за коробочный продукт, долл.* н/д 119 199 н/д 349 н/д
Цена за Single Product key card, долл.* н/д 149 279 н/д 499 99 н/д
Excel Starter Edition Есть Есть Есть Есть Есть Есть
Word Starter Edition Есть Есть Есть Есть Есть Есть
OneNote Нет Есть Есть Есть Есть Есть Есть
PowerPoint Нет Есть Есть Есть Есть Есть TYcnm
Outlook Нет Нет Есть Есть Есть Есть Есть
Publisher Нет Нет Нет Есть Есть Есть Есть
Access Нет Нет Нет Нет Есть Есть Есть
Communicator Нет Нет Нет Нет Нет Нет Есть
InfoPath Нет Нет Нет Нет Нет Нет Есть
SharePoint Workspace (Groove) Нет Нет Нет Нет Нет Нет Есть
Office Customization Tool Нет Нет Нет Есть Нет Нет Есть

*Приведены рекомендованные розничные цены для рынка США.