В сентябре мы предлагали вашему вниманию обзор “Тенденции и перспективы российского рынка мобильных устройств”, а в октябре — “Тенденции российского рынка печатающих устройств”. В данном обзоре мы продолжаем вместе с дистрибьюторами анализировать состояние дел в различных сегментах российского ИТ-рынка.

Мониторы

По оценкам ITResearch, первая половина 2012 г. на российском рынке мониторов оказалась самой сложной с момента его существования. Всего за первое полугодие 2012 г. в России было продано 2,1 млн. мониторов на сумму 373 млн. долл. Падение рынка за полугодие составило около 9,5% в штуках, а падение в деньгах, вызванное снижением средней стоимости оборудования, составило около 15%, что означает существенное снижение прибыльности для всех участников рынка.

Согласны ли вы с оценками ITResearch относительно динамики российского рынка мониторов? Этот и ряд других вопросов мы задали представителям дистрибьюторских компаний, работающих в России. Нам ответили директор департамента закупок БТЭ-продуктов компании Merlion Мирослав Поточны, продакт-менеджер по мониторам и проекторам компании OCS Елена Смородинова, руководитель направления “Мониторы и ИБП” компании “Марвел-Дистрибуция” Павел Сурин, а также эксперты компании MICS.

“Мы, бесспорно, согласны с оценками ITResearch, тем более что их аналитики приводят данные по продажам всех дистрибьюторов”, — сказал Павел Сурин. Такого же мнения придерживается Елена Смородинова: “Да, в целом так и обстоят дела — продажи сокращались и в штучном, и в денежном выражении, практически все участники рынка могли ощутить это на собственном опыте”. Также согласны с оценками ITResearch Мирослав Поточны и эксперты MICS.

Наш следующий вопрос по российскому рынку мониторов звучал так: “Выправилась ли ситуация в III квартале этого года?”. Павел Сурин ответил на него следующим образом: “К сожалению, ситуация остается стабильно тяжелой — в сентябре — октябре не было ожидаемого роста, связанного с back to school (“обратно в школу” — В. М.), по ряду “диагоналей” цены оказались ниже себестоимости, что является показателем большой затоваренности складов”. Чуть больше оптимизма у Елены Смородиновой: “По нашим данным, в III квартале этого года произошло некоторое оживление продаж мониторов, но не столь значительное, чтобы можно было говорить о кардинальном улучшении ситуации”. О некотором улучшении ситуации в III квартале говорят и эксперты MICS. А вот мнение Мирослава Поточны относительно ситуации на рынке мониторов в III квартале этого года: “Падение продолжается. Никаких предпосылок для роста не видно. В IV квартале также будет падение”.

Состояние любого рынка во многом зависит от поведения поставщиков по отношению к каналам продаж и их ценовой политики. Поэтому наш третий “мониторный” вопрос к дистрибьюторам мы сформулировали так: “Кто из основных игроков российского рынка мониторов, на ваш взгляд, ведет себя более активно?”.

“Наиболее активно ведут себя игроки второго эшелона, включая BenQ и Philips, — отметил Павел Сурин. — Это обусловлено ценовой политикой данных вендоров, которая более прибыльна, чем у первой тройки. Другими словами, BenQ и Philips пока могут себе позволить быть более активными”. Активность BenQ и Philips отмечают и эксперты MICS. А вот мнение Елены Смородиновой: “Из тех вендоров, с которыми работает наша компания, активен Asus”. Мирослав Поточны считает, что активны все мониторные вендоры, каждый в меру своих возможностей.

Спрос на мониторы зависит не только от бренда, под которым они предлагаются, но и от их (мониторов) технических характеристик. Поэтому мы спросили дистрибьюторов: “Какие диагонали экранов и разрешения мониторов, на ваш взгляд, пользуются в России в настоящее время наибольшим спросом?”

Павел Сурин ответил на этот вопрос так: “Структура спроса не изменилась — самые популярные диагонали 18,5 и 21,5 дюйма, есть тенденция к росту популярности моделей с диагоналями 23,6 и 24 дюйма. Остальные сегменты являются исключительно корпоративными (19 дюймов с классическим или широкоформатным экраном) или нишевыми (22 и 23 дюйма)”. Елена Смородинова сообщила: “По диагоналям самые популярные —18,5 и 21,5 дюйма. Маленькие диагонали постепенно уходят в прошлое, чему способствует и то, что мониторы большего формата стали доступнее по цене. Аналогичная картина — с показателями по разрешению. Что же до других характеристик мониторов, то кроме размеров экрана и разрешения, растут требования к цветопередаче — по этой причине многие вендоры вновь обратились к мониторам на IPS-матрице, особенно это касается продукции для розничных продаж. Также очень большое значение придается дизайну: появилось множество новых стильных моделей”.

Эти же широкоформатные мониторы (с разрешением 18,5 и 21,5 дюйма) в качестве самых популярных называет и Мирослав Поточны. На них в III квартале этого года в компании Merlion приходилась почти половина продаж в натуральном выражении. Эксперты MICS отмечают, что корпоративные пользователи предпочитают приобретать мониторы с диагональю до 22 дюймов, а домашние — с диагональю 22 дюйма и выше.

А вот ответы дистрибьюторов на вопрос “Как будет выглядеть динамика российского рынка мониторов по итогам года в целом?”

Павел Сурин: “Скорее всего немного хуже, чем результаты первого полугодия. В лучшем случае — на таком же уровне”. По мнению Мирослава Поточны, по итогам года в целом падение российского рынка мониторов составит около 10% в штуках и примерно 15—17% в деньгах. Аналогичные оценки дают и эксперты MICS.

Кто же является основным драйвером российского рынка мониторов — домашние пользователи, коммерческие предприятия, образовательные учреждения или госструктуры?

“Основным драйвером этого рынка являются покупатели десктопов, — считает Павел Сурин. — Домашние пользователи относятся к ним в последнюю очередь”. C ним согласна Елена Смородинова: “Да, преобладают корпоративные заказы. По сравнению с ними доля частных пользователей невелика, и она продолжает сокращаться”. О том же говорят и эксперты MICS: “Драйверами рынка мониторов являются бизнес-клиенты (госструктуры, образовательные учреждения)”. А вот как отвечает на этот вопрос Мирослав Поточны: “В данном случае более-менее живой сегмент потребителей — это корпоратив, но назвать драйвером никого нельзя”. Что тоже верно — какой уж тут драйвер, если рынок перманентно падает.

Проекторы

Лучше чувствует себя российский рынок проекторов. По оценкам ITResearch, в течение первого полугодия на этом рынке было продано 78,4 тыс. проекторов. При этом прирост к первому полугодию 2011 г. составил 36%. Эксперты ITResearch считают, что еще в первом полугодии 2011 г. было отмечено превышение докризисных объемов продаж проекторов, т. е. рынок можно было считать восстановившимся. Средневзвешенная цена устройства составила 978 долл., что приблизительно на 10% меньше, чем годом ранее, т. е. проекторы становятся все доступней.

“Согласны ли вы с оценками ITResearch относительно динамики российского рынка проекторов?” — спросили мы дистрибьюторов.

“Да, согласны”, — сообщил нам Павел Сурин. Елена Смородинова добавила: “Да. Но стоит заметить, что на рынке домашних проекторов спрос пока не стал массовым, хотя тенденция существует и набирает силу”. Ещё один проекторный вопрос к дистрибьюторам мы сформулировали следующим образом: “Кто из основных игроков российского рынка проекторов (Acer, BenQ, Epson, NEC, Panasonic, ViewSonic и т. д.), на ваш взгляд, ведет себя более активно?”. Павел Сурин ответил на него так: “Думаю, что позиции первых четырех компаний остались неизменными, они сохранили свои доли”.

Вот как ответили представители дистрибьюторов на наш вопрос, какие типы и разрешения проекторов, на ваш взгляд, пользуются в России в настоящее время наибольшим спросом?

Павел Сурин: “Думаю, что это проекторы с разрешением XGA — от обычных до короткофокусных”. Елена Смородинова добавляет: “Можно выделить два направления, по которым сейчас наблюдается выраженный спрос: это либо модели дешевой и средней ценовой категории, либо короткофокусные проекторы, востребованные в первую очередь в сфере образования”.

А вот ответы дистрибьюторов на вопрос, как будет выглядеть динамика российского рынка проекторов по итогам года в целом?

Павел Сурин сказал: “Надеемся, что в целом она повторит хороший рост первого полугодия”. С ним согласна Елена Смородинова: “Да, эта динамика будет выглядеть вполне привлекательно”.

Кто же является основным драйвером российского рынка проекторов — домашние пользователи, коммерческие предприятия, образовательные учреждения или госструктуры?

“В массовом сегменте — образовательные учреждения и коммерческие предприятия, — считает Павел Сурин. — Хотя нельзя не отметить стабильный рост интереса к проекторам у домашних пользователей”. Примерно о том же говорит и Елена Смородинова: “Сфера образования. В нашей стране, как и во многих других, на образовательные проекты приходится самая значительная доля рынка проекторов. Далее следуют коммерческие и государственные структуры, проекторы для домашнего использования пока составляют наименьшую часть этого сегмента ИТ-рынка”.

Краткое резюме всех этих ответов можно сформулировать так: российский рынок проекторов чувствует себя хорошо и уверенно смотрит в завтрашний день. А вот про рынок мониторов этого не скажешь. В то же время несомненно, что пока будет жив рынок десктопов, будет жить и рынок мониторов. Возможно, некоторый импульс этому рынку придаст спрос на сенсорные мониторы, обусловленный медленным, но верным проникновением в жилища и офисы ОС Windows 8.

Версия для печати