Компания Ricoh присутствует на российском рынке уже много лет (ее официальное представительство открылось ещё в 1997-м), но до 2012-го продавала здесь преимущественно высокопроизводительные офисные МФУ и принтеры формата А3. И вот в прошлом году она вышла на потребительский рынок с монохромными лазерными принтерами и МФУ формата А4 Ricoh Aficio SP 100, которые можно перезаправлять без потери гарантии. Это было весьма неожиданное решение, ведь, как известно, для производителей оборудования печати поставка фирменных картриджей — огромная статья дохода, и перезаправку или использование совместимых картриджей других вендоров они фактически запрещают, лишая пользователей гарантии в таких случаях.

Недавно компания объявила о выпуске второго поколения перезаправляемых устройств — Aficio SP 200, ориентированных в первую очередь на SoHo и СМБ. Надо отметить, что эти сегменты сейчас находятся в фокусе продуктовой стратегии Ricoh для российского рынка. По словам директора по продажам Ricoh International Ричарда Аллисона, за последний год компания серьезно расширила портфолио продуктов для SoHo и СМБ, которое включает около трёх десятков моделей цветных, монохромных принтеров и МФУ.

Согласно данным IDC, в I квартале российский рынок печатных устройств показал некоторое падение, но отдельные сегменты растут. К таким секторам г-н Аллисон относит цветные лазерные МФУ — эта категория продуктов остается востребованной и у крупных компаний, и в СМБ, где Ricoh и надеется укрепить свои позиции. До конца 2013-го Ricoh планирует представить на российском рынке не менее шести новых моделей, которые продолжат серии SP 100 и SP 200. Появятся также монохромные лазерные принтеры и МФУ, и некоторые из готовящихся новинок будут перезаправляемыми.

Новая линейка SP 200 состоит из трех лазерных монохромных устройств формата А4: принтера SP 200N, МФУ “3-в-1” (с функциями печати, сканирования и копирования) SP 202SN, а также “4-в-1” (с дополнительной возможностью использования факса) SP 203SFN. Все модели поддерживают печать со скоростью 22 страницы в минуту и разрешением 1200x600 точек на дюйм, время разогрева составляет около 25, выдачи первого отпечатка — не более 10 секунд.

Говоря об отличиях новой серии SP 200 от прошлогодней SP 100, руководитель отдела маркетинга Ricoh Rus Юлия Козырева пояснила, что если серия SP 100 была ориентирована на нижний ценовой сегмент и рассчитана на домашних пользователей, то SP 200 — линейка достаточно производительных принтеров, которые можно применять в домашних офисах, малых рабочих группах и СМБ: “Все модели SP 200 компактные, легко размещаются на рабочем столе, а благодаря оригинальной конструкции системы охлаждения — ещё и практически бесшумные. Они надежны, поскольку в них используются те же технологии, что и в профессиональных офисных сериях Ricoh, и выдерживают пиковые нагрузки до 20 000 листов в месяц”.

Но очевидно, что возможность легальной перезаправки — главное отличие устройств Ricoh от конкурентов. “У российских покупателей сложилась определенная модель поведения, изменить которую в ближайшие годы едва ли получится: те, кто покупает максимально бюджетные модели принтеров и МФУ, в большинстве случаев будут экономить и на расходных материалах. Понимая это, мы решили пойти навстречу таким пользователям, предложив им оригинальный тонер, недорогое решение, которое поможет обеспечить высокое качество печати”, — рассказала г-жа Козырева. По ее словам, стоимость заправки картриджа SP 200 тонером, рассчитанным на 2000 страниц, в официальном сервисном центре составляет 800 руб., отсюда стоимость отпечатка при использовании перезаправленного картриджа — 40 коп. При самостоятельной заправке оригинальным тонером, который продается за 500 руб., стоимость отпечатка еще ниже — 25 коп. При этом новый стандартный картридж для SP 200 стоит 2850 руб. (1500 отпечатков, стоимость отпечатка 1,9 руб.), картридж повышенной емкости — 3630 руб. (2600 отпечатков, стоимость отпечатка 1,4 руб.).

Если ориентироваться на то, что в год пользователь печатает 8400 стр. (в среднем), то в варианте с перезаправкой ему потребуется стартовый картридж на 1000 стр. с двумя заправками на 2000 стр. и новый картридж повышенной емкости (2600 стр.) с одной заправкой на 2000 стр. В этом случае на все расходные материалы, включая заправку, пользователь потратит 6030 руб. Вариант без перезаправки обойдется уже в 10 890 руб.: стартовый картридж (1000 стр.) и три новых на 2600 стр. Таким образом, утверждает Юлия Козырева, на перезаправке картриджей можно сэкономить около 40% средств.

При использовании перезаправляемых картриджей важно учитывать ряд нюансов. Так, картридж Ricoh (с фотобарабаном внутри) рассчитан только на три цикла (стартовый плюс две заправки). Кроме того, Ricoh настоятельно не рекомендует пользователям проводить перезаправку самостоятельно. В сервисных центрах для очистки картриджа от отработанного тонера применяются специальные профессиональные пылесосы, которые предотвращают распространение частиц тонера вне картриджа (высокая концентрация мелкодисперсных, вредных для здоровья человека частиц тонера в воздухе может привести к воспламенению) и ни в коем случае не могут быть заменены бытовыми пылесосами с другим принципом действия. Из-за особенностей химического состава тонера это правило действует для всех картриджей любых производителей. “Специалисты в сервисных центрах, список которых доступен на нашем сайте, справятся с перезаправкой гораздо быстрее, а цена будет не намного выше”, — сказала г-жа Козырева.

Что касается самой технологии перезаправки, то выглядит она следующим образом. “Картриджи принтеров и МФУ обычно оборудованы специальными чипами, которые отслеживают количество отпечатков и останавливают печать после определенного количества копий, обозначенного производителем в качестве ресурса модели, — пояснила г-жа Козырева. — У картриджей серии SP 200 чипы есть, но предназначены они только для сбора статистики и печать не останавливают. Эти картриджи снабжены специальным отверстием, через которое легко высыпать остатки отработанного тонера и засыпать новый. Для сохранения гарантии на устройство его нужно заправлять только оригинальным тонером Ricoh”.

Версия для печати (без изображений)