PC WEEK/RE — 20 ЛЕТ ИННОВАЦИЙ!

Уважаемые читатели!

Данный материал публикуется в рамках юбилейного проекта «PC Week/RE — 20 лет инноваций!». Нашему изданию в 2015-м исполняется 20 лет, и мы решили отметить юбилей серией материалов (обзоров, экспертных статей, интервью), в которых представим различные направления ИТ-отрасли и ИТ-рынка через призму их исторического развития, особенно в плане прохождения ими кризисных периодов, с акцентом на анализе их нынешнего состояния и перспектив дальнейшего развития.

Предлагаемая вашему вниманию статья, посвященная этапам развития и оценке перспектив российского рынка средств визуализации информации, подготовлена с помощью экспертов из ведущих интеграторских и дистрибьюторских компаний, а также представителей зарубежных вендоров, много лет работающих в данном сегменте российского ИТ-рынка.

Редакция

От первых ЭЛТ к весьма изощрённым по своим возможностям электронно-лучевым дисплеям и проекторам, затем к LCD- и DLP-решениям, к видеопанелям и проекционному оборудованию высокой и сверхвысокой чёткости... Рынок средств визуализации данных прошёл долгий путь вместе со всей ИТ-отраслью.

Нынешнее состояние российского рынка средств цифровой визуализации по известным причинам трудно назвать радужным. Как свидетельствует недавний отчёт ITResearch, в третьем квартале текущего года объём продаж мониторов в России составил 570 тыс. единиц (на 35,6% меньше аналогичного периода 2014-го), или 92,7 млн. долл. (снижение на 35,7%). Продажи мультимедийных проекторов за первые шесть месяцев 2015-го также снизились — и в количественном исчислении (на 40%, до 35 тыс. шт.), и в денежном (на 44%, до 35,6 млн. долл.).

Впрочем, позитивные тенденции в сегменте устройств визуализации просматриваются даже на фоне столь значительного снижения оборотов. Так, во втором квартале наблюдался пусть незначительный, но рост продаж проекционной техники (примерно на 5% в количественном исчислении и на 30% в денежном). Особое же внимание привлекает тот факт, что самыми востребованными на нынешнем российском рынке оказываются проекторы микрокорпоративного класса и ультрапортативные аппараты. Их продажи в сумме составляют около 90% всех реализованных за отчётный период проекционных устройств.

А значит, бизнес по-прежнему развивается и техника для визуализации данных ему решительно необходима. Мониторы на рабочих местах, большие видеопанели и проекторы в переговорных, видеостены в торговых залах и ситуационных центрах, огромные светодиодные экраны на фронтонах зданий — эти и множество других приложений современных средств визуализации данных необходимы заказчикам, которые держатся на плаву даже в самый суровый экономический шторм. О том, как складывался этот рыночный сегмент в России, о его современном состоянии и перспективах мы предложили рассказать представителям ведущих компаний, занятых производством и дистрибуцией оборудования для визуализации информации.

От кодоскопов к интерактивным дисплеям

Анна Зуева, директор компании «Делайт 2000», вспоминает, что рынок решений для визуализации информации стал формироваться в России в самом начале 1990-х. Именно тогда началось массовое производство активных ЖК-матриц: «Прозрачная жидкокристаллическая панель размером 15 дюймов (или даже 23 дюйма!) устанавливалась на кодоскоп — специальное устройство для демонстрации изображений на большом экране. Кодоскоп в свою очередь подключался к компьютеру, и на экране можно было демонстрировать цветное изображение с компьютера. Целых 16 цветов! Это был настоящий прорыв технологий!»

В России первые проекционные панели стали продавать через одного из пионеров компьютерной дистрибуции, компанию «Лампорт», а также через компанию «Аист», создавшую один из первых видеоредакторов в мире, — именно в ней в то время работала Анна Зуева. Тогда же появилось самое первое интерактивное решение в области проекционных технологий. Компания Proxima разработала интерактивную указку с маленьким диодом на конце. А на жидкокристаллической панели стояла инфракрасная камера, которая следила за положением конца указки и передавала координаты на компьютер. На тот момент это было едва ли не первое интерактивное устройство в мире — если не считать электронные перья, которыми можно было «рисовать» ещё на экранах совместимых ЭЛТ-мониторов.

В 1993 г. началось производство ЖК-проекторов, способных демонстрировать на экране компьютерные данные с разрешением VGA (640×480). Тогда многие японские компании пробовали свои силы на рынке, для начала продавая свои проекторы под чужими марками. Так, Seiko Epson первое время продавала проекторы под американской маркой InFocus и японской Sanyo. В 1995 г. Seiko Epson выпустила первый проектор под своим именем и уже в 1996-м пришла на российский рынок, заключив с компанией «Делайт 2000» эксклюзивное соглашение о продвижении проекторов Epson на российском рынке.

Выделяя основные этапы развития отрасли, Елена Новикова, генеральный директор компании Polymedia, говорит об электронных средствах отображения, которые практически сразу стали цифровыми: «Мы начинаем отсчёт с того момента, когда стало возможным показать на большом экране изображение, генерируемое видеокартой компьютера. Собственно рынок и начинается с массового появления на нем устройств вывода компьютерного изображения на большой экран. Это приблизительно 1995-й. Тогда вызывала восторг и удивление сама возможность вывода компьютерной картинки на экран коллективного пользования». С помощью одного мощного компьютера можно было демонстрировать презентацию или видео, например, сразу целому школьному классу. Это было в то время, когда достойные индивидуальные ПК для учеников были практически недоступны по цене, а недорогие обладали откровенно примитивными с нынешней точки зрения возможностями.

Елена Новикова особо выделяет появление интерактивных досок как начало в полной мере «интерактивного» направления в индустрии. Если в первое время это были отдельные устройства, где проектор служил средством формирования изображения на доске, то в дальнейшем, уже на современном этапе, интерактивность стала практически встроенной функцией для множества устройств — как проекторов, так и плоских панелей. Массовые проекторы, пытаясь конкурировать с плоскими панелями с точки зрения надёжности и удобства, совершенствуются в отношении новых источников света — лазерных и гибридных, с большим сроком службы, — и это очень существенные положительные изменения. К таковым же можно отнести новую сверхширокоугольную оптику, позволяющую проецировать изображения с крайне малых расстояний, что даёт небывалые прежде удобства при инсталляции и эксплуатации.

Вплоть до начала 2000-х сегмент проекционного оборудования развивался крайне медленно — сказывалась его высокая стоимость. Однако уже с 2003-го, по мере популяризации технологий и удешевления систем, таких проектов стало больше, а в 2004-м начался настоящий бум. «Мы в тот момент вели десятки проектов по внедрению конгресс-систем для различных заказчиков, в частности для крупного регионального оператора связи, — говорит Павел Почтеннов, директор центра 3D-решений, руководитель направления интеллектуальных медиасистем компании КРОК. — Параллельно с этим активным спросом стала пользоваться ВКС [видеоконференцсвязь], соответствующее оборудование стремились установить в своих офисах практически все крупные предприятия. Наша компания привлекалась к масштабным инсталляциям и дополнительно разрабатывала собственный инструментарий для автоматизации управления многоточечными ВКС-включениями».

В 1996 г. благодаря DLP-технологии был сделан значительный прорыв, позволивший создать действительно портативные проекторы. К 2000-му компании InFocus, Compaq, Davis и PLUS стали родоначальниками в области микропортативных проекторов — массой меньше 2,5 кг. Проекторы, разработанные небольшой инновационной японской компанией PLUS, оказались столь удачными, что три крупных игрока — NEC, Panasonic и Sharp — заключили OEM-соглашения на поставку этих аппаратов для распространения под своей торговой маркой. Так DLP-технология впервые появилась в портфеле японских корпораций. А уже в 2002-м Plus сделала самый маленький в мире на тот момент проектор весом 1,3 кг«.

В 2010 г. InFocus и Seiko Epson выпустили первые интерактивные проекторы, которые чаще всего используются в образовании — наряду с интерактивными досками.

Евгений Джаксимов, старший менеджер по проекционному оборудованию и бизнес-технике Epson, отмечает, что за свою более чем двадцатилетнюю историю рынок проекторов в России вырос с единичных закупок до очень больших объемов, достигая пиковых значений в 250 000 штук. Постепенно проектор превратился из эксклюзивного товара в доступное по цене решение, и основные этапы развития сегмента проекционной техники в России уже после начала 2000-х совпадают с мировыми тенденциями развития проекционного оборудования.

«Например, когда в 2006 г. проекторы с разрешением Full HD появились в России, всего их было продано чуть более сотни. А в 2007-м мы уже видели резкий рост продаж (более 1500 шт. за год), который продолжается и по сей день», — напоминает Евгений Джаксимов. Интересно также наблюдать за динамикой изменения другой ключевой характеристики проекторов, яркости, особенно важной в деловых и образовательных инсталляциях, где проекционное оборудование часто располагается в помещениях с высоким уровнем освещённости. Ещё в 2004 г. наиболее востребованы были модели в сегменте с максимальной яркостью до 1500 лм, однако по результатам прошлого года первое место занимают уже проекторы с яркостью 3000 лм.

«Пожалуй, главной отличительной характеристикой проекторного рынка в России является особенно большая доля образовательного сектора, — отмечает Евгений Джаксимов. — С начала 2000-х на рост рынка сильно влияют образовательные тендеры и федеральные программы (например, „Дети России“). А в последние годы всё большую популярность набирают ультракороткофокусные интерактивные проекторы для образования, инсталляционные проекторы с высокой яркостью и лазерные проекторы для дома».

Как отмечает Елена Новикова, для современных средств отображения наиболее обсуждаемая тема — это разрешение 4К (3840×2160 и другие близкие модификации). Хотя споры об оправданности, достоинствах и возможностях 4К ещё продолжаются, количество устройств с поддержкой таких стандартов непрерывно растёт. Вдобавок и остальная инфраструктура (высокоскоростные каналы обмена данными, возможности коммутационного и преобразующего оборудования) к ним приспосабливается. Некоторые производители уже рассказывают о технологии 8К, но пока, впрочем, это решения не для массового рынка.

Примерно с середины первого десятилетия 2000-х заметно ускорилось совершенствование светодиодных дисплеев. «Применение новых светодиодов очень малых размеров для поверхностного монтажа в последние годы позволило создать дисплеи с показателями яркости и контрастности, которые не достижимы для других технологий. При этом их удельное разрешение стало соперничать, например, с проекционными технологиями в инсталляциях с большими экранами, скажем, в области rental and staging», — указывает Елена Новикова. Совсем новые технологии, такие как OLED, пока не делают погоду на рынке, а LCD ещё не сдают свои позиции. В последнее время сделано несколько шагов в отношении LCD-технологий с очень малым размером пикселя, что позволяет получить дисплеи сравнительно небольшого размера (А3), но с высочайшим разрешением. Идет работа и над уменьшением технологической рамки LCD-дисплеев. Во многих приложениях эти последние уже заменяют проекционные видеокубы, но пока ещё они не могут быть адекватной заменой им во всех случаях. У кубов остаются свои ниши, где бесперебойность работы и бесшовность изображения являются критически важными параметрами.

Но наиболее массовый сегмент рынка средств визуализации информации — компьютерные мониторы, необходимые для работы каждого ПК (не случайно рынок классических СRT-мониторов возник и развивался одновременно с рынком настольных компьютеров). Уже со второй половины 1990-х, по мнению Павла Сурина, директора по закупкам компании «Марвел-Дистрибуция», этот сегмент полностью сформировался и стал реально массовым — это при том, что средняя стоимость устройства тогда была значительно выше 200 долл.

В начале 2000-х в сегменте компьютерных мониторов состоялась технологическая революция — переход от СRT-мониторов к LCD-панелям. Некоторое время эти два рынка существовали одновременно, но удешевление технологии ЖК-панелей было столь стремительным, что период такого сосуществования оказался очень недолгим. Для рынка мониторов это был значительный рывок вперед, так как происходила массовая замена CRT-мониторов. При этом сам рынок продолжал расти, и средняя стоимость устройства оставалась довольно высокой.

Массовый переход от ЭЛТ-технологии к ЖК Алексей Златин, глава представительства компании NEC Display Solutions, тоже отмечает как одно из самых значимых событий в истории мониторостроения, пришедшееся буквально на считанные годы (2004–2006). В те времена, по его словам, велось множество дискуссий о преимуществах одной из этих технологий над другой, но стремительный технологический прогресс ЖК-мониторов и снижение цен на них позволили массовому пользователю однозначно предпочесть жидкие кристаллы. Дольше всех удерживал позиции сегмент профессиональной работы с цветом.

Интересным моментом в истории ЖК-мониторов оказалась «гонка миллисекунд» — соревнование за самое короткое время реакции пиксела. «Потребители да и профессионалы рынка не сразу разобрались в маркетинговой тактике некоторых компаний, которые рекламировали, мягко скажем, не совсем тот параметр: не полное время отклика, а отклик на определенных градациях серого, что рождало такие фантомы, как 2 мс, — рассказывает Алексей Златин. — Прошло некоторое время, пока в этот вопрос была внесена полная ясность. Большую помощь здесь оказала компьютерная пресса, сотрудники которой проводили сравнительные тесты, специализированные измерения и т. п. В результате некоторым компаниям пришлось скорректировать свои маркетинговые коммуникации и указывать достоверную информацию».

Между тем сфера ИТ быстро менялась, и следующую технологическую ИТ-революцию рынок мониторов уже не пережил. Как констатировал Павел Сурин: «Наступление эры ноутбуков фактически разрушило старое правило «один компьютер — один монитор. Все последующие попытки производителей как-то привязать монитор к ноутбуку, например, за счет внедрения новых интерфейсов, закончились неудачей. Таким образом, рынок мониторов начал сокращаться или стагнировать вслед за рынком десктопов».

Итог вполне закономерен: ценовые войны производителей и общее снижение средней цены устройства. Вдобавок плоскопанельные мониторы оказались гораздо более живучими, чем их предшественники, цикл замены значительно удлинился. «С точки зрения потребителей все сложилось замечательно, у них есть возможность приобрести 21-дюймовый монитор с разрешением Full HD по цене в десять раз меньше той, которую пришлось бы заплатить за 21-дюймовую СRT-модель десять-двенадцать лет назад», — подвёл черту Павел Сурин.

Параллельно с этими событиями, отмечают в NEC Display Solutions, с начала 2000-х, когда большинство производителей открыли представительства в России, начал формироваться еще один сегмент рынка — профессиональных широкоформатных дисплеев и Digital Signage, хотя в то время этот хорошо известный сегодня термин ещё не вошел в профессиональную лексику. На довольно краткий период появился и подсегмент плазменных дисплеев, однако он почти сразу канул в Лету — как по причине множества нерешенных технологических проблем, так и из-за появления достаточно ярких и контрастных ЖК-дисплеев, которые были дешевле и надежнее плазменных аналогов.

Кризис кризису рознь

Всё когда-нибудь происходит впервые. Вот и молодой на тот момент российский ИТ-рынок в 1998 г. пережил вместе с прочими отраслями экономики первый в своей истории кризис. Первый и, пожалуй, наиболее серьёзный по своему психологическому воздействию. «До этого момента ни у кого на российском рынке не было опыта выхода из кризиса, никто не понимал, как нужно действовать, — вспоминает Анна Зуева. — Все были шокированы резким ростом курса валюты. Продажи остановились, никто не хотел тратить огромные деньги на покупку дорогостоящего оборудования».

Несколько иные воспоминания об этом событии у Елены Новиковой: «Кризис 1998-го мы пережили довольно легко — индустрия была молодая, все только начинали развиваться, не было больших оборотов и складов, хотя у многих были довольно обидные потери из-за роста курса доллара. Восстановление произошло примерно через год».

Первый пережитый кризис заставил отечественные компании проявлять изобретательность, предлагать клиентам такие решения, которые позволяли бы тем экономнее расходовать средства не в ущерб своим деловым нуждам. В результате кризис 2008 г., второй по счёту в новейшей российской истории, стал в глазах бывалых игроков рынка уже менее значительным и вовсе не таким неожиданным, как первый.

«Нам удалось продержаться в этот сложный период за счет созданного ранее фундамента, — рассказал Павел Почтеннов. — КРОК узнавали на рынке, у нас были заключены долгосрочные контракты с банками, структурами судебной системы, мы могли оказывать качественный сервис поставленного оборудования».

В 2008-м положительная динамика на рынке проекционного оборудования, незадолго до того демонстрировавшего ежегодный прирост более чем на 50%, сократилась почти до нуля, напоминает Евгений Джаксимов. А годом позже рынок упал на треть — и, конечно, в сложившейся ситуации увеличилась доля проекторов начального уровня.

Что же касается сегмента компьютерных мониторов, то он, по мнению Павла Сурина, пережил кризис 1998 года относительно легко, как и весь ИT-рынок в целом. За резким спадом последовало быстрое восстановление. Кризис же 2008-го, напротив, оказался более тяжелым для мониторов, чем для остальных сегментов высокотехнологичного рынка. Цены пошли вниз — и до сей поры так и не вернулись на прежний уровень. Объем рынка сократился и восстанавливаться не собирается.

«Конец 2008-го запомнился стремительным падением рынка, — отмечает и Алексей Златин. — Около полугода он находился в состоянии летаргии, но затем последовал уверенный восстановительный рост, который, к сожалению, к 2012-му в сегменте проекторов и настольных мониторов перешел в стагнацию с последующим стабильным падением».

Оттолкнуться от дна

Нынешний кризис, считает Анна Зуева, очень напоминает события 1998 г.: тот же рост курса валют, за которым последовал рост цен на импортное оборудование, но к этому добавились санкции, затруднившие поставки. Дистрибьюторы оказались поставлены перед необходимостью искать новых поставщиков, выстраивать новые логистические схемы и вводить дополнительные процедуры, чтобы контролировать уровень качества поставляемой продукции. В частности, санкции выступили в роли катализатора для начала или развития собственного производства. Так, «Делайт 2000» благодаря накопленному опыту уже создал несколько своих решений для диспетчерских пунктов и центров управления.

Павел Почтеннов отмечает также сокращение бюджетов на интеллектуальные мультимедиа-системы (как и в 2008 г.): «Они не относятся к числу критически важных для бизнеса решений. Тем не менее спрос есть. Он поддерживается в том числе мероприятиями общегосударственного масштаба, в частности предстоящим чемпионатом мира по футболу. Стоит заметить, что те проекты, которые идут сейчас, бюджетируются с учетом текущей ситуации — в рублях, в то время как оборудование, лежащее в основе, закупается уже по новому курсу. Это значит, что мы как поставщик решений и системный интегратор должны, подстраиваясь по рынок, приложить двойные усилия: добиться скидок у разработчиков оборудования или пересмотреть состав используемых решений. Например, уже сейчас мы исследуем возможности российских производителей оборудования и азиатских разработчиков — с последними ведем переговоры о переходе на расчёты в рублях. А дальнейшее развитие сегмента видим в уходе от box moving [простых продаж] к комплексным услугам, включая сервисные услуги и разработку контента для мультимедиа-систем».

Евгений Джаксимов текущую ситуацию оценивает довольно оптимистично: «Мировой рынок проекционного оборудования растет год от года, проекторы становятся все более востребованными, выходят все более универсальные и многофункциональные решения, вытесняющие интерактивные доски и превосходящие по потребительским качествам интерактивные панели. Будем надеяться, что шоковый период в экономике заканчивается, а период стагнации не будет долгим и рано или поздно рынок развернется и будет соответствовать общемировому тренду».

Если говорить о мониторах, то этот сегмент, как и весь ИТ-рынок, пребывает сегодня в том же самом кризисном состоянии. В 2015 г., как отмечает Павел Сурин, падение составило более 30%. В то же время есть направления, в которых ситуация немного лучше. Например, продажи LFD-панелей в штучном выражении остались на уровне прежнего года. «Хотя если оценивать продажи в долларовом выражении, то падение рынка тоже будет заметным: сегодня в проекты отбираются более дешевые решения, за счет чего падает средняя цена продаваемых устройств, — замечает Павел Сурин. — По нашему прогнозу рынок мониторов, который падает уже много месяцев подряд, либо остановит падение, либо перестанет сокращаться такими серьезными темпами уже во второй половине 2016-го».

Алексей Златин, напротив, воздерживается от каких-либо оптимистических прогнозов на ближайшие год-два: «Очень многое зависит от внешнеполитических факторов, которые привели к введению санкций, однозначно ухудшив возможности использования в нашей стране зарубежных финансовых ресурсов. По мере разрешения геополитической ситуации, реформирования нашей экономики, улучшения конъюнктуры сырьевых рынков можно будет говорить о возвращении на траекторию роста, увеличения спроса со стороны частных потребителей, оживления замороженных и появления новых масштабных проектов, связанных со средствами визуализации. Хотелось бы, чтобы это произошло скорее».

В NEC Display Solutions также отмечают, что нынешний кризис носит затяжной характер. В разных сегментах рынка средств визуализации уже не первый год наблюдается падение по всем категориям продуктов, обусловленное не только сложной экономической ситуацией в стране, но и достигнутым за предыдущие годы насыщением. И всё же есть ещё некоторые категории товаров, которые более-менее устойчиво сопротивляются кризису, — это специализированные дисплеи для видеостен, которые не теряют своей актуальности для госзаказчиков. Кроме того, несмотря на экономические сложности все более активно на рынок визуальных решений выходят поставщики светодиодных экранов и продуктов на их основе. Несмотря на то что цена подобных решений совсем не бюджетная, их популярность вопреки всем законам рынка набирает обороты.

Елена Новикова считает, что в настоящее время ситуация на рынке более сложная, чем в периоды двух предыдущих кризисов. Она характеризуется и сокращением бюджетов заказчиков, и отложенным спросом, и курсовыми потерями из-за роста курса доллара к рублю. Затяжной кризис имеет все шансы перерасти в новую реальность, в которой и поставщикам ИТ-оборудования, и заказчикам жить и работать несколько лет. «Я думаю, что в следующем году мы еще увидим сокращение числа компаний на рынке, — поделилась своим мнением г-жа Новикова. — В настоящее время основным инструментом выживания является эффективный управленческий учет, сокращение дебиторской задолженности и складов, снижение рисков при работе с заказчиками и при поставках оборудования».

Версия для печати (без изображений)