За первые полгода уходящего 2020-го продажи компьютерной техники существенным образом выросли. Самым востребованным устройством на рынке в период массового перевода «белых воротничков» на вынужденную удалёнку стал, как несложно догадаться, ноутбук. Доходило до того, что многие дистрибьюторы весной столкнулись едва ли не с полным опустошением складов. Однако первый год «коронакризиса» подходит к концу, и для всех участников российского ИТ-рынка крайне полезно разобраться, в каком состоянии находится сегмент ноутбуков сейчас и чего ожидать от него в 2021-м.

Ажиотаж бьёт стабильность

В первые месяцы 2020 г. российский сегмент ноутбуков демонстрировал примерно ту же нисходящую динамику, что и задолго перед этим: продажи персональных компьютеров всех разновидностей на процессорной платформе х86 практически десятилетие подряд неуклонно снижались. Способствовали этому сначала взрывной рост популярности планшетов (пришествие которых должно было ознаменовать, по убеждению Стива Джобса, начало «эры пост-ПК»), затем масштабное распространение смартфонов с обширными магазинами приложений, а впоследствии и облачных сервисов.

Многим рядовым потребителям полнофункциональный компьютер в доме оказался попросту не нужен. Да и корпоративные заказчики не стремились бы к частой замене рабочих ПК для своих сотрудников, если бы не регулярные кампании Microsoft по сведению со сцены привычных массам операционных систем с заменой их новыми, с существенно более высокими системными требованиями.

Вдобавок в последние годы стал заметно актуализироваться подход «всё что угодно как сервис», в рамках которого не так уж и важно, с планшета подключается человек к виртуальной машине либо контейнеру с приложением в облаке, с мощного ПК или же вовсе с «умного» телевизора, укомплектованного Bluetooth-клавиатурой. Аппаратная начинка локального терминала всё явственнее теряла значимость; на первый план выходили качество широкополосного соединения с облаком и готовность поставщиков услуг масштабировать свои мощности адекватно спросу как частных пользователей, так и корпоративных заказчиков.

Пандемия COVID-19 и в особенности избранные по всему миру средства борьбы с ней (локдауны плюс самоизоляция) коренным образом перекроили ландшафт мировой экономики. Досталось и ИТ-рынку, хотя на сей раз не все его сегменты в отличие от прежних мировых кризисов оказались в итоге в проигрыше. В частности, продажи ноутбуков начиная со II кв. уверенно пошли вверх. Мобильные ПК в спешном порядке закупали остающиеся дома студенты и школьники, переходящие на удалёнку сотрудники малых и средних компаний, а также крупные корпорации для централизованной раздачи самоизолирующимся сотрудникам.

По данным IDC, за II кв. 2020 г. в Россию было поставлено 1,059 млн. ноутбуков — на 47% больше, чем за тот же период годом ранее. Относительно III кв. аналитики IDC в октябре спрогнозировали рост потребительского сегмента всех ПК (десктопов, ноутбуков и рабочих станций) в количественном выражении на 18–19%, коммерческого — почти на 20%. В целом же российский рынок персональных компьютеров, как считает Дмитрий Ильин, старший аналитик IDC по направлению «ПК и планшеты», вырастет по итогам 2020 г. на 10% в штуках, тогда как в 2019-м он сократился на 7,8%. Сегмент ноутбуков можно грубо оценить как занимающий две трети всего российского рынка ПК: если за II кв. персональных компьютеров в РФ было поставлено 1,490 млн. единиц, то ноутбуков среди них оказалось, напомним, 1,059 млн.

Современный покупатель особенно придирчиво выбирает мобильный компьютер в коронавирусных реалиях — и вендоры идут ему навстречу, предлагая модели на новых аппаратных платформах, ориентированные на взаимодействие с самыми востребованными онлайновыми сервисами и готовые соответствовать высоким стандартам безопасности даже при удалённом подключении к корпоративной сети. Вне всякого сомнения, структура российского сегмента ноутбуков переменилась за уходящий год кардинально, и перемены эти заслуживают самого пристального внимания.

Трёхквартальная динамика

Повышенный спрос на ноутбуки во II кв. отметили все опрошенные нами эксперты. В начале года мало кто был готов к переходу на удалённую работу и дистанционное обучение как морально, так и технически, напоминает Ирина Кукина, директор по развитию бизнеса персональных систем Lenovo в России: «Примерно к концу I кв. многие начали осознавать происходящее и продумывать свой новый быт. В это время появились первые массовые запросы на технику для домашнего рабочего места. Заметно вырос спрос практически на все категории устройств: от классических десктопов и мониторов до ноутбуков и планшетов. Так, в марте сегмент потребительских ноутбуков вырос на 74%, а десктопов и моноблоков — на 13% (по данным GFK, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года)».

Традиционно в летние месяцы покупательская активность пошла на спад, кроме того, у людей появилась надежда на возвращение к привычному образу жизни. «Тем не менее в сравнении с предыдущими периодами мы всё же наблюдали активный спрос на устройства, — продолжает эксперт. — В июне рынок потребительских ноутбуков вырос на 56% по сравнению с 2019 г., но был ниже мартовских показателей примерно на 30%. К концу августа стало ясно, что мы живём в новой реальности, и те, кто не успел к ней подготовиться, начали активно это делать. В отличие от западноевропейских рынков в России спрос на десктопы и моноблоки вырос незначительно. Это обусловлено как спецификой и размерами домашних офисов, так и более широким выбором форм-факторов ноутбуков».

Далее выяснилось, что одного устройства на семью в новых реалиях недостаточно. Помимо домашнего офиса проявилось и дистанционное обучение, школьникам и студентам потребовались собственные устройства — лёгкие, компактные, с постоянным доступом в Интернет. «Все эти тренды ведут к сохранению высокого интереса к разным видам ПК, и мы не ожидаем резкого падения спроса как минимум до конца января 2021 г. Скорее всего, он сохранит высокие показатели роста на уровне 25–30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года», — заключает Ирина Кукина.

Во II кв. крупные корпоративные заказчики массово начали скупать коммерческие решения, на это обращает внимание Кирилл Погорелов, руководитель пресс-службы ASUS: «После этого представители малого и среднего бизнеса последовали их примеру. В летний период спрос на ноутбуки упал, однако оставался все ещё на высоком уровне, если оценивать год к году. Что касается IV кв., то спрос постепенно снижается, однако находится на хорошем уровне».

Сергей Косецкий, коммерческий директор компании X-Com, подтверждает, что летом спрос на ноутбуки в связи с ослаблением карантинных мер и снижением деловой активности предсказуемо пошел на спад, а осенью, с приходом второй волны пандемии, спрос снова начал расти, хотя и не столь активно, как во II кв.

Как отмечает Татьяна Скокова, директор дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION, с середины марта начался резкий рост в продажах: «Рост рынка, по нашим оценкам, составил около 40% в штуках и около 55% в денежном выражении год к году (если смотреть в целом по году). Рекордный рост продаж был в марте-апреле, примерно в 2 раза по отношению к тем же месяцам в 2019 г. В летний период продажи были на уровне +50% год к году. В осенне-зимний период сохраняется высокий спрос на уровне +30% в штуках и +65% в денежном эквиваленте, дефицит товара сохраняется, особенно остро он чувствуется в сегменте недорогих моделей».

«Пандемия очень сильно повлияла на динамику продаж, — свидетельствует Андрей Ганин, продакт-менеджер ELKO по категории „консьюмерские ноутбуки“. — Склады быстро опустели, транзиты раскупались с колёс. На текущий момент можно наблюдать спад продаж, но связано это с повсеместным дефицитом и отсутствием ноутбуков массового сегмента».

«Естественно, рынок был абсолютно не готов к такому повороту событий, — говорит о начале года Ольга Доровская, директор департамента персональных систем OCS Distribution. — При этом увеличился спрос в ритейле в связи с активным переходом на удалённое обучение школьников. За апрель-май сначала „вымылись“ остатки ценовых категорий 20–30 тыс. руб., потом 40-50 тыс. руб., и в наличие остались устройства только в сегменте от 70–80 тыс. руб. Уже к середине лета стало понятно, что совокупных возможностей производства ноутбуков в Китае и России не хватит ни на ритейловый спрос, ни на нацпроекты, ни на новую волну спроса на технику для удалённой работы. Мало кто верил во вторую волну, и лето прошло довольно спокойно. А осенью, со второй волной, вернулись и проблемы с доступностью комплектующих и готовых устройств. Фактически на складах дистрибьюторов сейчас есть товар только для тех, кто своевременно позаботился о размещении предзаказов. И уже сейчас многие партнёры и заказчики работают над тем, чтобы обеспечить себя на I–II кв. 2021 г., так как проблема доступности является глобальной, и исправить положение за короткий период времени не в силах ни одна компания».

По словам Романа Галухина, руководителя департамента продакт-маркетинга компании Treolan, продажи ноутбуков росли все месяцы без исключения и спрос до сих пор не удовлетворён из-за ограничений в доступности товара: «По нашим наблюдениям, все модели дешевле 70 тыс. руб. разбираются моментально».

«По сути, в первом полугодии конкурентная борьба между вендорами разворачивалась исключительно на основе складских запасов, созданных в стране до начала пандемии, — вспоминает Павел Анохин, генеральный директор HP Inc. в России. — Летом мы продолжали выполнять заказы, размещённые корпоративными клиентами весной. Мы старались максимально оптимизировать логистику, чтобы оперативно выполнить заказы клиентов, порой используя даже дорогостоящие авиаперевозки».

Структура спроса и безопасность

Сергей Косецкий обращает внимание на то, что в кризис компании вынуждены бороться за выживание и сокращать операционные издержки, поэтому едва ли не главным фактором, определяющим выбор ноутбука, стала его цена. Участники канала старались делать всё возможное для удовлетворения спроса на базовые по функциональности модели, но помешал этому локдаун, нарушивший отработанные за годы логистические цепочки.

Как отмечает Кирилл Погорелов, в уходящем году росли продажи самых разных по возможностям моделей, как «рабочих лошадок», так и мобильных игровых станций: «Это связано как с тем, что люди получили больше свободного времени и могут посвятить его играм, так и с тем, что игровые решения являются самыми производительными и требуются для работы с графикой или тяжёлыми приложениями».

Никита Пашковский, специалист по клиентским системам Fujitsu, конкретизирует: «Сотрудники привыкли комфортно работать за мониторами в офисе, поэтому одной из ключевых характеристик устройства для удалёнки стал размер дисплея. При этом внешний дизайн, толщина, вес, автономность не играли решающей роли при выборе». Кроме того, эксперт выделяет рост интереса коммерческих заказчиков к платформе Intel vPro и аппаратным средствам защиты данных (биометрический сканер, сдвижная шторка веб-камеры, ИК-камера, электронный фильтр приватности для экрана) даже для устройств нижнего и среднего ценовых сегментов.

Павел Анохин подтверждает, что критически важным фактором при принятии решения о выборе новых устройств стал именно вопрос защиты корпоративной информации. В результате многие клиенты отдавали предпочтение устройствам с интегрированной многофакторной системой безопасности. «В России мы столкнулись с ажиотажным спросом на ПК, при котором раскупалось всё, что было доступно у ритейлеров и отвечало современным требованиям к устройствам, — продолжает эксперт. — Рост рынка ПК стал измеряться двузначными цифрами, особенно сильно вырос сегмент гейминга. Несмотря на все сложности в экономике, средний чек также вырос: пользователям уже не хватает минимального набора функционала ноутбука, они хотят камеру с лучшим разрешением, более мощный процессор, удобный форм-фактор, поскольку компьютер стал незаменимым инструментом для выполнения ежедневных задач».

По словам Ирины Кукиной, рынок ноутбуков заметно сократился в маломощном сегменте до 20 тыс. руб.: «Это связано с двумя параллельными процессами — дефицитом низкопроизводительных процессоров и растущим спросом на более эффективные и высокопроизводительные ПК, на которых можно не только комфортно учиться или работать, но и использовать требовательные к производительности программы».

«Весной мы наблюдали повышенный спрос на устройства с предустановленной Windows Pro, — говорит Татьяна Скокова, — но ввиду того, что стоки по таким устройствам были невелики, спрос перераспределился на все остальные конфигурации. На фоне дефицита (под девизом „Нужен хоть какой-нибудь ноутбук!“) наиболее востребованы были модели в конфигурации Intel Core или AMD Ryzen с 8–16 Гб ОЗУ, 256–512-Гб SSD, 14—15,6-дюймовым экраном и Windows. Возрос интерес к защищённым устройствам со встроенным TPM-модулем. Вендоры, хоть и нарастили объём поставок, не смогли удовлетворить столь внезапно увеличившийся спрос. Ведь согласно начальным прогнозам, рынок 2020 г. должен был быть примерно на уровне 2019-го, причём январь и февраль это подтвердили».

Среди ключевых изменений в конфигурациях эксперт выделяет дальнейшее снижение доли устройств с оптическими приводами и жёсткими дисками. «Будем наблюдать рост доли моделей с памятью 8 Гб и более, уже сейчас с таким объёмом поставляются три из четырёх продаваемых в стране ноутбуков, — продолжает Татьяна Скокова. — Заметно выросло количество тонких и лёгких ноутбуков, тоньше 20 мм и легче 2 кг. Сегмент игровых моделей показывает ощутимый рост год к году. Также этот год отмечен выходом на рынок новых разработок вендоров: процессоров Intel 11-го поколения, AMD Ryzen 4th Series, видеокарт Nvidia на чипах RTX 2XXX. Мощный процессор M1 от Apple — первый продукт, который должен стать массовым RISC CPU».

«В период ажиотажного спроса на технику никаких серьёзных изменений её характеристик не происходит, так как в этом отсутствует коммерческая необходимость, — утверждает Ольга Доровская. — Необходимость есть исключительно в максимальном объёме производства на базе доступных в данный момент компонентов. Вендоры, конечно, учитывают ситуацию и стараются делать максимум, чтоб покрыть спрос, но эта проблема общемировая. Ноутбуки сейчас производятся ровно те, на которые есть комплектующие в полном объёме, и переход на новые модели происходит только из-за исчезновения доступности прежних платформ и компонентов».

Андрей Ганин также не наблюдает в 2020 г. заметных изменений в структуре спроса на ноутбуки, но с одной оговоркой: «Кроме того, что первыми вымылись наиболее бюджетные модели, что не характерно для последних нескольких лет».

Роман Галухин сетует на то, что статистка по структуре спроса в 2020 г. искажена доступностью: «Если бы поставки были в достаточном количестве, то можно было бы говорить о каких-то предпочтениях. В целом стандартные конфигурации ноутбуков не изменились, как и стремление людей получить больше за меньшие деньги».

На Intel свет клином не сходится

Хотя бессменный лидер процессорного х86-рынка Intel в целом сумела в этом году превозмочь тянувшийся с 2018-го кризис недопоставок 14-нм ЦП, новые реалии на рынке персональных систем не обещают ей спокойного почивания на лаврах в сколько-нибудь обозримой перспективе. Прежде всего связано это с резким усилением активности AMD, процессорные новинки которой раз за разом оказываются всё более привлекательными по соотношению производительности и цены. «Противостояние Intel и AMD сейчас одно из самых ожесточённых за последние 10 лет», — свидетельствует Кирилл Погорелов.

«Оба производителя процессоров оказались не готовы к резкому росту спроса на свою продукцию, порождённому увеличением заказов на ноутбуки и десктопы, — рассудительно замечает Павел Анохин. — Совершенствуются технологии, внедряются инновации, в итоге пользователь только выигрывает».

«Безусловно, у AMD получились отличные процессоры, которые позволили занять большую долю рынка, — поддерживает тему Роман Галухин. — Но, к сожалению, ситуация с доступностью у AMD не намного лучше, чем у Intel. К тому же очевидна проблема с доступностью не только процессоров, но и дисплеев, материнских плат и пр., что тоже ограничило сильное перераспределение в пользу того или иного процессорного гиганта».

«На мой взгляд, в этом году можно считать, что AMD одержала безоговорочную победу, — горячо выступает Андрей Ганин. — Её доля выросла до 50–55%. Это как никогда много!». Эксперт также указывает, что с выходом новых ноутбуков Apple, построенных на ARM-чипе её собственной разработки М1, началось новое противостояние на процессорном рынке — между платформами ARM и x86.

Ольга Доровская напоминает, что рынок меняется постоянно и без влияния процессорных компаний: «Противостояние же x86 и ARM пока оценивать сложно, так как платформа ARM появилась далеко не сегодня, просто с ней никто не работал так агрессивно, тем более такой значимый игрок, как Apple. Нам и самим интересно будет посмотреть на результат».

По оценке Татьяны Скоковой, если в 2019-м доля AMD в штуках составляла около 30%, то в 2020-м — уже около 45%. Она также напоминает, что в ноябре стартовали продажи очень перспективного продукта ARM CPU M1 компании Apple, и пока отзывы пользователей исключительно восторженные как о производительности, так и об энергоэффективности. «В целом же „войны“ — это здоровая конкуренция, заставляющая разработчиков и производителей бороться за выбор (кошелёк) покупателя, выпускать больше качественных и интересных продуктов, возможно даже по более привлекательным ценам. И это всегда хорошо для потребителя», — уверена эксперт.

Ирина Кукина подчёркивает, что компании AMD удалось оперативно перейти с 12- на 7-нм процессоры, в то время как Intel по-прежнему сфокусирована на 10 нм: «Успехи компании AMD было трудно не заметить, ведь это позволило им отвоевать значительную долю рынка в ряде сегментов и заслуженно занять топовые места в рейтингах по эффективности и производительности. Думаю, что острый период данного противостояния мы будем наблюдать ещё довольно долго, а значит, новые усовершенствования не заставят себя ждать».

Вместе с тем эксперт уверена, что гораздо более интригующие события происходят сегодня в мире архитектурных решений x86 и ARM: «Текущие версии ARM-процессоров всё ещё проигрывают в производительности мобильным версиям процессоров х86. Но ИТ-индустрия движется в сторону мобильности, минимального тепловыделения и максимально возможного времени работы аккумулятора. А это значит, что у ARM большое будущее».

Ноутбук навсегда?

Работа за компьютером для наших современников всё очевиднее становится не такой, какой была на протяжении многих десятилетий: теперь она мобильная, высокодинамичная и часто удалённая. В связи с этим обостряется тема выбора наиболее подходящих для такой работы устройств и форм-факторов, опять же с учётом того, что немало повседневных задач нынешний «белый воротничок» с успехом решает, используя локальный ПК лишь в качестве терминала для доступа к корпоративному либо публичному облаку.

Классическим ноутбукам противостоят сегодня планшеты, смартфоны, гибридные устройства, хромбуки и прочие гаджеты. Но насколько значимо это противостояние? Действительно ли привычным «ракушкам» придётся в обозримой перспективе уступить место конкурентам других форм-факторов и даже на других, отличных от х86, аппаратных платформах?

По мнению Кирилла Погорелова, как минимум создание контента по-прежнему остаётся за ноутбуками: «На данный момент вы не можете сделать рендеринг видео на малопроизводительной системе. Кроме того, не стоит забывать об определённых приложениях и удобстве их использования, которые доступны только на ПК».

Андрей Ганин также убеждён, что в офисной работе классическому ноутбуку или десктопу нет реальной альтернативы: «Планшеты и смартфоны не способны заменить полноценное рабочее место».

Солидарна с этим мнением и Татьяна Скокова: «Осенью мы отметили, что на фоне дефицита ноутбуков возрос спрос на моноблоки, а вот классические ПК и miniPC, напротив, упали в продажах на фоне массового выхода сотрудников на удалённую работу. Продажи планшетов незначительно опережают прошлогодние, однако возросла средняя цена. Сейчас сложилась такая ситуация, что среднестатистический планшет стал более производительным и рынок сосредоточился вокруг четырёх крупных мировых вендоров, покрывающих 90% спроса на российском рынке».

Ольга Доровская тоже убеждена, что классическим ноутбукам всегда найдётся применение пока люди заботятся о своей мобильности, поскольку есть масса задач, где экрана планшета или смартфона будет недостаточно, как собственно и производительности: «Основной спрос в 2020 г. — на классические конфигурации ноутбуков, причём наиболее тотальный дефицит в сегменте 17-дюймовых решений, которые по сути являются заменой стационарного ПК».

«Помните, ещё несколько лет назад рынку ноутбуков предсказывали полный крах, а также тотальное превосходство смартфонов над ПК? — иронизирует Павел Анохин. — Однако этого не произошло. Напротив, ноутбук сегодня необходим как никогда прежде. На что действительно есть спрос у пользователей, так это на производительные и лёгкие устройства. Я убеждён, что ноутбук и далее будет оставаться незаменимым рабочим инструментом людей самых разных профессий».

«Явный приоритет в выборе устройств клиенты отдают ноутбукам, — соглашается Ирина Кукина. — Рост рынка здесь в 4 раза выше, чем в сегменте десктопов, моноблоков и планшетов. Внутри категории наибольший рост показали именно 15-дюймовые ноутбуки в классическом исполнении. Российские пользователи выбирают их из-за оптимального соотношения между производительностью, удобством и ценой. Тем не менее общемировой спрос на более лёгкие и мобильные ноутбуки, которые особенно подходят преподавателям и студентам, продолжает стремительно расти. В 2020 г. ожидается, что их поставки в регионе EMEA увеличатся на 42% по сравнению с объёмами 2019-го и достигнут 8,5 млн. единиц. В отличие от российского рынка, в западноевропейских странах в данной нише также активно присутствует хромбук, в то время как в России модель не считается альтернативой классическим ноутбукам. И, наверное, один из немногих сегментов, где классические ноутбуки могут быть потеснены планшетами, — это устройства для дошкольников и учеников младших классов».

Альтернативы сегодня нет только мобильным рабочим станциям и классическим ноутбукам с большой диагональю экрана, говорит Никита Пашковский, указывая также, что ориентированные на работу «в полях» или бизнес-поездки заказчики всё чаще обращают внимание на трансформеры и планшеты с отстёгивающейся клавиатурой: «Эти устройства очень компактны не в ущерб производительности, при этом они также подходят для досуга. Говоря про ARM-планшеты и хромбуки, стоит помнить, что их слабым местом является сложность администрирования и невысокий уровень безопасности данных, а настройка рабочих профилей внутри их операционных систем пока ещё отстаёт от Windows-устройств».

А вот Роман Галухин указывает, что в сегменте устройств для создания контента по-прежнему востребованы модели с клавиатурой, тогда как во всех остальных случаях смартфоны и планшеты вполне успешно вытесняют ноутбуки.

По мнению же Сергея Косецкого, планшеты, смартфоны и прочие гаджеты гармонично дополняют ноутбуки, а не конкурируют с ними за место под солнцем: «Для каждой задачи — свой инструмент и сценарий его применения».

Компьютеры без опасности

Переход на удалёнку поставил перед ИТ-отделами сложные задачи в области обеспечения информационной безопасности. Средства безопасности были и остаются востребованными как у заказчиков, так и у обычных пользователей, говорит Ирина Кукина: «Безусловно, есть принципиальные отличия требований безопасности для разных устройств. Коммерческому сегменту нужны более глубокие слои контроля, особенно при переходе сотрудников на удалённую работу, в рамках которой подключение к рабочему пространству может осуществляться через небезопасные соединения».

Ольга Доровская указывает на то, что немаловажным фактором в плане обеспечения ИБ на удалёнке остаётся личная цифровая гигиена, когда люди чётко отделяют рабочий инструмент от персонального и не устанавливают на устройства программы сомнительного происхождения«.

Эту тему развивает Кирилл Погорелов: «Не стоит забывать, что едва ли не 70% угрожающих с точки зрения ИБ действий производятся средствами социальной инженерии, а не взлома компьютерных систем. С точки же зрения ПО ноутбуки защищены в полной мере, точно так же, как если бы они находились в контуре корпоративного периметра».

С этим мнением солидарен Андрей Ганин: «В современных ноутбуках имеется достаточный для большинства рядовых пользователей уровень встроенных средств защиты информации. Нередко крупным заказчикам требуется повышенный уровень аппаратных средств защиты, но обычно такие модели собираются и поставляются под заказ».

«Я бы не стал излишне драматизировать ситуацию с безопасностью удалённых рабочих мест, — соглашается и Сергей Косецкий. — Корректно настроенные соответственно политикам ИБ ноутбуки остаются внутри информационного периметра организации, где бы они ни находились. На них продолжают действовать все правила и ограничения домена. В качестве дополнительных инструментов можно рекомендовать применение систем шифрования данных на внутренних и съёмных носителях, а также решений для многофакторной аутентификации пользователей, в том числе на базе одноразовых паролей и биометрических признаков».

Никита Пашковский развивает тему: «В ноутбуки уже начинают устанавливать продвинутую инфракрасную биометрию. Что касается стабильной удалённой работы сотрудников, то сегодня используется достаточно большое количество программных средств дистанционного доступа и мониторинга. Но если ОС на удалённом ноутбуке по какой-либо причине не работает, то программные средства тут уже не помогут». Именно здесь, кстати, выгодно проявляет себя платформа Intel vPro, дающая возможность ИТ-специалисту на расстоянии продиагностировать и вернуть в строй даже отказывающийся загружаться ПК.

По мнению Павла Анохина, любой выбор ПК — это прежде всего принятие решения по вопросу кибербезопасности: «К сожалению, многие организации полагаются только на сторонние программные продукты, а хакеры сейчас могут легко обходить традиционные средства защиты периметра сети и антивирусные программы. Именно поэтому необходимо обеспечить сотрудников оборудованием корпоративного уровня ИБ. К примеру, компьютеры и ноутбуки для бизнес-пользователей имеют трёхфакторную аутентификацию: в них помимо пароля, используются сканер отпечатка пальца и инфракрасная камера для распознавания лица». В условиях распределенных рабочих мест эти встроенные программы становятся, уверен эксперт, верными помощниками ИТ-специалистов, на плечи которых легла тяжелейшая задача по охране корпоративной информации.

Прогнозы, прогнозы

По словам Романа Галухина, 2020 г. показал приличный двузначный рост в сегменте ноутбуков, который ограничен лишь фактической доступностью устройств: «Я думаю, эта тенденция продолжится вплоть до середины 2021-го, поскольку многие организации уже пересмотрели необходимость нахождения сотрудников только на территории офисов. Повсеместно вводятся мобильные рабочие места, которые значительно экономят расходы на организацию рабочего процесса. И речь здесь не только о ноутбуках, полагаю, для сегмента мобильной техники 2021 г. станет не менее успешным».

«В целом для рынка ноутбуков 2020 г. можно однозначно описать как позитивный, — утверждает Кирилл Погорелов. — Прогнозировать будущий год пока очень сложно, потому что существует огромное количество факторов, которые меняются очень часто. Мне хотелось бы верить, что 2021-й принесёт рынку ноутбуков новый виток развития, который поддержат потребители».

«Уверен, что рынок ИТ сейчас имеет огромный потенциал для роста, улучшения сервиса и пользовательского опыта. Мы стоим на пороге четвёртой промышленной революции, которая в сложившихся условиях может произойти гораздо быстрее, чем предполагалось ранее. Я уверен, что в 2021 г. мы продолжим наблюдать рост на рынке ПК, поскольку потребность в обновлении парка устройств в России сильна как никогда. Я бы сказал, что в 2020 г. мы наблюдали начало заинтересованности пользователей в обновлении своих устройств. В 2021-м нас ждёт всё тот же восходящий тренд», — говорит Павел Анохин.

Сергей Косецкий считает, что по итогам уходящего года российский рынок ноутбуков может вырасти на 12–15% в штучном выражении: «А с учётом динамики пандемии и ощутимого дефицита поставок в предновогодний период, можно с уверенностью ожидать продолжения его роста в 2021 г.»

Итоги 2020-го будут выдающимися как с точки зрения роста рынка, так и в плане скорости перехода к новым типам рабочих процессов, обучения, продаж и многих других элементов ИТ-рынка, уверена Ирина Кукина: «Этот год уже оказал значительное влияние на ускорение развития технологий, изменение образа мышления и подхода к разным сферам деятельности. Итоговый рост рынка ожидается на уровне 30–35% в сравнении с 2019-м. Безусловно, введение дополнительных ограничительных мер и более жёсткого карантина может скорректировать эти цифры. В 2021-м всё будет зависеть от огромного числа факторов. Если события пойдут по позитивному сценарию, то можно ожидать частичного возврата к прежним схемам работы во многих сферах деятельности. Это повлечёт за собой значительное снижение спроса, стабилизацию ситуации на рынке компонентов, а при наличии больших объёмов товарных остатков — к снижению цен на ряд категорий и падению средней цены на рынке».

По предварительному прогнозу Татьяны Скоковой, российский рынок ноутбуков по итогам 2020 г. может показать рост 40% в штуках и 60% в деньгах по отношению к 2019-му: «Как минимум, объёмы этого сегмента рынка могут достичь порядка 4 млн. штук и более 200 млрд. руб. От 2021-го ожидаем плюс-минус уровень этого года, но многое будет зависеть от состояния экономики, платёжеспособности населения и ситуации с наличием компонентов для сборки ноутбуков, а с этим сейчас большие сложности».

«Уже сейчас можно предположить, что ноутбуки вырастут свыше 30% год к году, — убеждена Ольга Доровская, — а итоговые цифры очень сильно будут зависеть от фабрик, логистики и доступности тех или иных комплектующих. В первой половине 2021 г. нас по-прежнему ожидает дефицит. Фактически с III кв. 2020 г. и как минимум до конца I кв. 2021-го ноутбуки — это вольюмный биржевой товар, который измеряется в доступных тысячах штук из самого простого набора требований из двух-трех параметров и соответственной цены. Как и с любым биржевым товаром, в какой-то момент предложение превысит спрос, что вызовет снижение цены, увеличение спроса и снижение предложения с отыгрышем цены вверх. Стабилизация рынка ноутбуков и возвращение его к перспективным разработкам, а не к максимальному производству из того, что есть, произойдёт не раньше лета 2021-го и зависит от развития ситуации с пандемией».

На взгляд Андрея Ганина, уходящий год уже можно считать удачным с точки зрения продаж, а «первая половина 2021-го пройдёт под знаком продолжающегося дефицита. Если нас не настигнет тотальный экономический спад, то всё будет хорошо!».