Взлет NT на рынке клиентских ОС ...

 

Мировые продажи ОС для ПК росли в 1996 г. медленнее, чем ожидалось. Такой вывод сделали аналитики корпорации IDC   ( http://www.idcresearch. com ), предварительно оценив рост поставок ОС в 9,3% вместо прогнозировавшихся 9,6%. При этом на долю Windows 95 корпорации Microsoft пришлось 63% продаж.

 

“Поставки Windows 95 и Windows NT Workstation значительно выросли, но многие корпоративные пользователи отложили переход на новые ОС, приобретя вместо этого дополнительные копии DOS и Windows 3.x,  -  отметил Дэн Кузнецки, руководитель отдела Unix and Client/Server Operating Environments корпорации IDC.  -  Это произошло из-за нечеткого позиционирования Windows 95 и Windows NT Workstation, повышенных требований этих ОС к ресурсам и, как следствие, высокой стоимости модернизации”.

 

По итогам 1996 г. аналитики IDC сделали следующие выводы:

 

- MS DOS и PC DOS сохраняют свое присутствие на рынке. Их продажи сократились в меньшей степени, чем комбинации Windows/DOS;

 

- мировые продажи Windows NT Workstation выросли на целых 303%, однако это меньше ожидавшегося значения на 32%;

 

- поставки клиентской части OS/2 снизились гораздо сильнее, чем можно было предположить. Доля IBM на этом рынке за 1996 г. сократилась почти наполовину;

 

- клоны Apple пока не сказали своего последнего слова, им еще предстоит побороться за долю рынка;

 

- улучшив позиционирование Windows 95 и Windows NT, Microsoft сможет в 1997 г. ускорить переход корпораций на свои новые ОС;

 

- интеграция Web Browser, Java и либо DCOM, либо CORBA благоприятно скажется на перспективах “тонких” клиентов и сетевых компьютеров, внедрение которых позволит снизить общие затраты корпораций;

 

- IBM сменила свою стратегию развития рынка потребительских, корпоративных, мультимедийных и Internet-приложений для OS/2 на более универсальный подход, предполагающий системную интеграцию или разработку заказных приложений с учетом инсталлированной базы в больших компаниях. Новый подход поможет IBM стабилизировать долю рынка OS/2. Однако не исключено, что этому помешает растущая популярность продуктов Microsoft;

 

- чтобы улучшить свое положение, Apple должна предложить полностью многозадачную операционную систему с высоким уровнем совместимости с существующей MacOS и попытаться восстановить свои позиции технологического лидера. Однако одного только приобретения технологий фирмы NeXT и встраивания их в свою будущую ОС будет недостаточно.

 

... и атака на рынок рабочих станций

 

Windows NT оказывает серьезное давление на рынок рабочих станций. В 1997 г., по оценкам IDC, эта тенденция усилится. “NT вторгается на такие Unix-рынки, как финансы, анимация и САПР,  -  отметил д-р Томас Копланд, директор IDC по исследованиям.  -  Однако поставщики традиционных рабочих станций пока остаются при своем, поскольку пользователи не собираются в одночасье отказываться от существующих производственных Unix-инфраструктур”.

 

Позиции Windows NT гораздо сильнее на рынке персональных рабочих станций, продажи которых в 1996 г. выросли на 38% и достигли 831 тыс. шт., впервые превысив продажи традиционных рабочих станций (712 тыс. шт.). Общий показатель роста мирового рынка клиентских рабочих станций в количественном выражении  -  18%.

 

Однако в стоимостном выражении суммарный рынок рабочих станций упал на 1%, до уровня 15 млрд. долл. И даже успешные продажи персональных рабочих станций, возросшие на 16% (до 3,7 млрд. долл.), не смогли компенсировать упадок в секторе традиционных рабочих станций, показатели которого снизились на 6%, до объема продаж 11,5 млрд. долл.

 

Аналитики IDC так оценивают состояние дел на рынке рабочих станций:

 

- в секторе традиционных станций в 1996 г. почти все поставщики продали меньше, чем в 1995 г. Здесь продолжают доминировать пять поставщиков, на долю которых приходится 87% продаж в количественном выражении или 85% в стоимостном. Sun, увеличившая свою долю рынка (41% и 32% соответственно), лидирует. HP занимает второе место, ее показатели несколько снизились (19% и 21,4%). SGI сохраняет третью позицию (10,6% и 14,5%);

 

- некоторые ведущие поставщики вышли на рынок персональных рабочих станций. Наиболее заметны были Intergraph, HP и Compaq (каждая в своей нише). Sun и SGI сохранили верность Unix и рассчитывают только на повышение функциональности и зрелость этой технологии в борьбе с Windows NT;

 

- растет заинтересованность пользователей в решениях на основе Windows NT. Опыт многих фирм, внедривших эту ОС, показал относительную простоту интеграции NT в Unix-окружения;

 

- Sun подтвердила свое доминирующее положение, продав машин больше, чем HP, SGI и IBM вместе взятые, но Windows NT решительно бросает ей вызов даже в таких традиционно Sun’овских областях, как рынок финансовых услуг;

 

- HP в 1996 г. потеряла темп и долю рынка из-за смены продуктов. Преодолев эти трудности, в 1997 г. компания должна показать свою силу и извлечь выгоду из новых продуктов;

 

- для SGI 1996 г. стал годом проблем с финансами, поставками и производством. И хотя компания сумела единственной из поставщиков традиционных рабочих станций увеличить свои доходы (на 6%), это не идет ни в какое сравнение с прошлогодним показателем (34%). По мнению IDC, времена быстрого роста SGI в бизнесе рабочих станций прошли;

 

- благодаря своим верным заказчикам IBM продемонстрировала наивысший показатель роста среди американских поставщиков по числу проданных машин. Особенно удачными в 1996 г. оказались продажи рабочих станций начального уровня с шиной PCI;

 

- Digital страдает от синдрома “плохого имиджа хорошего продукта”. Спасательным кругом могут стать новые персональные рабочие станции. Однако преследующие Digital финансовые неурядицы способны повредить бизнесу и этих систем.

 

А. М.

Версия для печати