Кризис мировой финансовой системы так или иначе затронул все российские корпорации, однако наиболее болезненно на него отреагировали предприятия банковского сектора и их многочисленные клиенты. Повышение ставки рефинансирования Центрального Банка и рост стоимости привлекаемых активов привели к повышению процентных ставок по кредитам для организаций и частных лиц. По-прежнему велика сумма невозврата уже выданных кредитов. И для преодоления кризиса банкам как никогда необходима слаженная работа всех его ключевых подразделений, а значит — гарантия непрерывности всех бизнес-процессов, обеспечиваемых корпоративной информационной системой. Поэтому в условиях кризиса экономия на ИТ-подразделениях может обернуться для банка самыми непоправимыми последствиями. Ведь на практике из-за одного сбоя центрального сервера на неопределенное время может быть парализована работа множества дополнительных отделений и филиалов банка. А необходимость восстановления работоспособности ИТ-инфраструктуры после программного сбоя, ставшего к тому же причиной утраты критически важных данных, возникает достаточно часто. Особенно плачевными последствия такого сбоя могут быть для головного офиса финансово-кредитного учреждения в период кризиса, когда качество обслуживания всех категорий клиентов становится важнейшим конкурентным преимуществом банка, а сохранение лояльности существующих клиентов обходится дороже привлечения новых.

Например, восстановление рабочей базы главного бухгалтера по первичным документам может занять многие месяцы кропотливой работы, в течение которых деятельность банка будет парализована или во многом затруднена. А если такой сбой случится накануне сдачи годовой финансовой отчетности — под угрозой может оказаться не только репутация, но и само существование банка. Другой пример — программный сбой сервера, хранящего данные о текущей операционной деятельности банка (платежи, проводки по счетам, операции по банковским картам, и др.). Кроме того, что самостоятельное восстановление этих данных займет массу рабочего времени и надолго приостановит обслуживание клиентов, этот процесс крайне затруднителен, поскольку сотрудникам банка придется сначала подготовить, а затем тщательно проверить всю информацию об операциях, предшествующих моменту сбоя. Не меньшими неприятностями грозит выход из строя почтового сервера Microsoft Exchange. Ведь для сотрудников банка электронная почта — один из основных каналов коммуникации с партнерами, клиентами, контрагентами. Даже у банка с небольшой филиальной сетью работа по восстановлению серверов и рабочих станций может занять недели и привести к многомиллионным убыткам. Именно поэтому для учреждений финансово-банковского сектора столь важно заблаговременно позаботиться о резервировании критически важных данных, а также возможности их восстановления в предельно сжатые сроки.

К счастью, сегодня на рынке представлены эффективные инструменты, позволяющие за считанные минуты восстановить работоспособность серверов после программного сбоя, практически не прерывая запущенные на них процессы. Рассмотрим основные возможности таких продуктов на примере решений Acronis — одного из мировых лидеров в разработке программных решений резервного копирования и восстановления данных. В конце прошлого года эта компания представила на российском рынке новую линейку продуктов Acronis Backup & Recovery 10, включающую в себя средства дедупликации данных, расширенную поддержку виртуальных сред и функции централизованного управления. Эти решения могут применяться самостоятельно или стать основой централизованной системы управления и автоматизации всех процессов резервного копирования на предприятии. Их применение позволяет легко восстановить все содержимое жесткого диска, включая операционную систему, приложения и данные на момент, предшествующий сбою всего за несколько минут, а не часов или дней, что особенно важно для банков в нынешних условиях. Решения Acronis Backup & Recovery 10 работают как с полными образами дисков и их разделами, так и с отдельными каталогами и файлами. Это позволяет значительно сократить время резервного копирования всей информации на диске по сравнению с пофайловой архивацией, в некоторых случаях разница может достигать десятков раз. При этом предусмотрено несколько вариантов резервного копирования: полное, только новых или только измененных файлов, а также избирательное. Применение технологии дедупликации исключает из резервной копии повторяющиеся идентичные данные, позволяя таким образом добиться сокращения объемов необходимого для хранения дискового пространства до 90%. За счет этого достигается максимальная эффективность использования имеющегося в финансовом учреждении оборудования и обеспечивается экономия на приобретении новых аппаратных средств. Благодаря интуитивно понятному интерфейсу у пользователей Acronis отсутствует необходимость в дополнительном обучении ИТ-специалистов. Расширенная поддержка виртуальных сред VMware, Parallels, Microsoft Hyper-V и Citrix Xensource и наличие серверного агента резервного копирования виртуальных машин позволяет создавать и развертывать резервные копии в рабочем режиме через API-интерфейсы VMware ESX и Microsoft Hyper-V без установки клиента на каждой виртуальной машине. Таким образом, решения линейки Acronis Backup & Recovery 10 для современного банка становятся эффективным инструментом поддержания непрерывности бизнес-процессов.

Не секрет, что предприятия банковского сектора эксплуатируют также серверы баз данных и электронной почты. Особенностью таких приложений является высокая частота обновления обрабатываемых ими данных, диктующая необходимость обновления их резервных копий раз в несколько минут. Для резервного копирования и восстановления работоспособности таких серверов компания Acronis разработала линейку продуктов Acronis Recovery. Решение Acronis Recovery для Microsoft SQL Server позволяет гибко настраивать расписание резервного копирования баз данных, включая журнал транзакций, и восстанавливать их на любой заданный момент времени. При этом обеспечивается практически непрерывная работа запущенных на серверах приложений и постоянная доступность критически важных данных. Другой продукт этой линейки – Acronis Recovery для Microsoft Exchange – разработан для защиты корпоративных почтовых серверов, работающих на серверах под управлением ОС семейства Microsoft Windows. Функционал Acronis Recovery для Microsoft Exchange позволяет создавать как полный образ базы, так и небольшие резервные копии отдельных почтовых ящиков. Непрерывный контроль транзакций обеспечивает постоянную актуальность резервной копии базы данных, а специальный режим Dial-Tone Recovery позволяет администратору в предельно сжатые сроки восстановить функционирование важнейших почтовых сервисов, а затем — данные пользователей. В результате пользователь получает максимальную защиту почтовой базы данных, обеспечивающей основные коммуникации сотрудников предприятия.

Администратор любого корпоративного решения Acronis может выбрать наиболее удобный способ хранения резервных копий: архивы можно записывать в сетевых папках и хранилищах данных (SAN, NAS). Кроме того, архивные копии можно размещать на ленточных библиотеках или ftp-серверах. Встроенные средства управления хранением резервных копий Acronis Backup Server позволяют не беспокоиться о наличии свободного места в выбранном месте для хранения архивов и о своевременном перемещении в другой архив или удалении устаревших резервных копий — однажды заданные при настройке приложения правила будут выполняться автоматически, что обеспечит своевременную замену устаревших резервных копий более новыми.

Не меньшие возможности решения Acronis предоставляют при выполнении операций восстановления данных. Например, пользователь может подключить созданную ранее резервную копию диска или раздела в виде виртуального диска (тома), после чего восстановить не весь раздел целиком, а просто скопировать нужные файлы с помощью проводника Windows. При полном восстановлении системы одновременно восстанавливаются профили всех пользователей и идентификаторов безопасности (SID), что избавляет от необходимости вручную настраивать домены и конфигурировать сетевые диски. При этом восстановить систему можно на жесткий диск с разделами, отличными от исходного, важно лишь, чтобы в текущей конфигурации томов было достаточно места.

Конечно, в условиях кризиса банковские учреждения стремятся всеми силами оптимизировать расходы и прежде всего это касается расходов на ИТ-подразделение. Однако именно в задачи этой службы входит обеспечение непрерывности бизнес-процессов, а значит — лояльности клиентов и стабильности развития банка. Эффективность систем Acronis для решения задач резервного копирования и восстановления данных по достоинству оценили многие российские и международные банки, и число внедрений продуктов этого вендора продолжает расти. Ведь обеспечивая непрерывное предоставление сервисов, банки сохраняют не только важнейшие данные, но и репутацию, созданную в течение многих лет безупречной работы.

На правах рекламы.

Версия для печати