Тема информационной безопасности (ИБ), объективно и постоянно важная, да к тому же еще и “подогретая” госрегулятором (выпустившим в неприемлемой для практического применения форме федеральный закон “О персональных данных”), не остается вне круга интересов всевозможных структур, занимающихся (с разной степенью успешности) организацией мероприятий, посвященных этой теме, даже несмотря на отмечаемый экспертами 30-процентный спад выставочного бизнеса в целом.

Интригу в и без того непростую ситуацию с мероприятиями ИБ-направленности внес отказ международного выставочного оператора Reed Exhibitions от услуг компании “Рестэк” по организации ежегодной (и много лет проводившейся в Москве с разным успехом) специализированной выставки Infosecurity Russia в пользу другой российской компании — “Гротек”.

Недостатка в мероприятиях по ИБ в России не отмечается. Но вот их полезность…Чтобы выяснить отношение со стороны посетителей ко всевозможным конференциям, форумам, выставкам и семинарам, посвященным разным аспектам ИБ, еженедельник PC Week/RE провел среди своих читателей опрос “Публичные мероприятия по информационной безопасности”.

Что не нравится посетителям

Отвечая на вопрос об основных недостатках в российских ИБ-мероприятиях, наши респонденты довольно равномерно распределили свое недовольство по широкому спектру позиций (диаграмма 1).

Важным по существу, хотя и отмеченным всего лишь одним нашим респондентом, следует признать упрек, адресованный организаторам, в том, что их мероприятия не влияют на регулятивную сферу и слабо способствуют прогрессу в области ИБ. О том, насколько актуальными и перспективными являются вопросы, выносимые на обсуждение, мы поговорим ниже. Что же касается эффективности ИБ-мероприятий как канала обратной связи с госрегуляторами, то не согласиться с высказавшим этот упрек участником опроса трудно.

Признать участие представителей государственных органов регулирования в общедоступных мероприятиях по ИБ достаточным для налаживания такой обратной связи не представляется возможным. Без информации от организаторов затруднительно установить, как эти представители реагируют на приглашение к участию. Однако неоднократно отмечалось, что заявленный в списке выступающих чиновник почему-то так и не появился на мероприятии. Какая уж тут обратная связь, если даже озвучить свою позицию, а не то что выслушать ответное мнение представителей ИБ-общественности, чиновное сословие соизволяет далеко не всегда. Устроителям круглых столов и конференций, несомненно, важно обращать внимание на статус представителей регуляторов. Не стоит приглашать клерков, не принимающих решений в своем ведомстве: они и на вопросы аудитории не ответят, и спросить с них за то, что не оттранслировали “наверх” мнение “народа”, не получится.

Вместе с тем директор по развитию бизнеса медиакомпании “Гротек” Александр Власов усматривает в подобном поведении госчиновников вину и самих организаторов ИБ-мероприятий, а именно тех из них, которым как раз и довольно только “свадебных” генералов из властных кабинетов. Такие операторы голословно заявляет, мол, мы — единственная российская выставка-конференция по информационной безопасности, получившая официальную поддержку госрегуляторов. “Всем понятно, что госрегуляторы просто не имеют права отдавать предпочтение тому или иному мероприятию. Боюсь, после таких заявлений регуляторы с еще большей неохотой станут откликаться на приглашения — говорит он. — Регуляторы будут активно участвовать в обсуждениях, если только организаторы в состоянии понять, какие вопросы реально требуют дискуссии с ними, а какие уже нет, и не ждут от регуляторов стандартных, никому (в том числе и самим регуляторам) не нужных выступлений с ритуальными докладами в пленарных заседаниях”.

Со своей стороны, старший продюсер международных конференций компании infor-media Russia Виктор Янко обращает внимание на роль в публичном диалоге с государством некоммерческих профессиональных объединений и ассоциаций, о присутствии которых на мероприятиях обязаны беспокоиться организаторы. Он считает, что госорганам интересно получить мнение бизнес-сообщества. Вместе с тем на мероприятиях каждый отдельный представитель бизнеса хочет говорить о собственных проблемах и интересах. Ассоциации же могут консолидировать их мнения и организовать работу после завершения мероприятия, например, по продвижению законотворческих инициатив, эффективно построить дальнейшее общение заинтересованных лиц.

Чтобы сделать свои мероприятия более привлекательными для посетителей, организаторам стоит внимательно проанализировать диаграммы 2 и 3. Там приведены результаты голосования участников опроса по ключевым для них факторам при выборе ИБ-мероприятия, а также по определению главных целей, преследуемых во время посещений. Директор по маркетингу группы компаний “Информзащита” Наталия Тесакова обращает внимание на то, что одной из целей участия в выставках является стремление быть частью ИБ-сообщества. Операторам ИБ-мероприятий стоит подумать о том, как способствовать российским компаниям в решении и этих задач.

Организаторам также полезно будет учесть, каким организационным формам посетители мероприятий сегодня отдают предпочтение. ИБ-специалисты явно хотят живого обсуждения проблем и потому дружно (81%) голосуют за форумы, сочетающие доклады с изложением опыта решения ИБ-задач и обмен мнениями между делегатами. В то же время просто “прийти и послушать” они тоже не против, хотя однонаправленность информационного потока, отсутствие интерактивности устраивает их гораздо меньше. Поэтому за конференции, представляющие собой поток докладов с ограниченными возможностями обмена опытом, проголосовало 36% респондентов; за семинары, преследующие цели скрытого и явного продвижения решений и услуг вендоров — 34%; за круглые столы с официальными дискуссиями, без неформального общения, — 25%. И уж совсем неинтересно для посетителей просто смотреть на стенды: выставки без содержательной конференционной части поддерживают только 19% опрошенной аудитории.

Сегодня явно бросается в глаза низкая организация работы на стендах у большинства российских (да и зарубежных) компаний: не прописаны рабочие роли стендистов (а потому никто ни за что не отвечает); застать или найти на стенде нужного представителя компании (особенно способного ответственно представить фирму) очень затруднительно. О своих контактах на выставках экспоненты договариваются заранее, и выставки, похоже, для них стали удобным поводом для организации деловых встреч. Но зачем тогда тратиться на стенд?

По наблюдениям руководителя дирекции ИТ-выставок объединения “Рестэк” Павла Толыпина, участники мероприятий этого оператора не полностью используют предоставляемые им возможности. “Для эффективного участия в любом мероприятии необходимо тщательно готовиться к нему. Пока же уровень зрелости маркетинга — как компаний, так и организаторов мероприятий — не достиг европейского”, — считает он.

Александр Власов тоже отмечает, что маркетинговые отделы спонсоров и экспонентов пока в основном освоили на выставках места развешивания флагов и приклейки логотипов, не более. Дальнейшее, по его мнению, зависит от того, какую инфраструктуру будут предоставлять участникам организаторы. Он полагает, что настала пора говорить о комплексной современной выставочной и конференционной услуге, важным компонентом которой является предоставление экспонентам информационного канала прямого общения с заказчиками в течение периода подготовки мероприятия, что способно повысить отдачу от участия в выставке, форуме, конференции.

На необходимость активизации взаимодействия с участниками на стадии, предшествующей мероприятию, указывает и Виктор Янко. Он сообщил, что в ближайших планах infor-media Russia значится организация общения участников устраиваемого ею ИБ-форума как непосредственно во время его проведения, так и до этого. В качестве возможного способа повышения полезности использования времени, проведенного непосредственно на мероприятии, он приводит услугу персонального помощника по знакомству, которая позволяет заинтересованным сторонам находить на мероприятии нужных людей.

Время и место

Упомянутая выше смена компанией Reed Exhibitions российского партнера породила коллизию выбора центрального осеннего ИБ-мероприятия для посещения. “Гротеку” передано право на бренд Infosecurity Russia, и под ним эта компания проводит выставку в середине ноября в Сокольниках, а “Рестэк” организует альтернативное мероприятие INFOBEZ-EXPO в первой декаде октября в ЦВК “Экспоцентр”. Компания infor-media Russia, в свою очередь, проводит 25—26 октября в Москве III Межотраслевой форум директоров по информационной безопасности.

Подобный выбор встает перед ИБ-специалистами (особенно перед теми, кто не проживает в московском регионе) не только осенью. Поэтому устроителям небезынтересно узнать о предпочтениях посетителей, касающихся регулярности и периодичности проведения ИБ-мероприятий. Так, ежеквартально мероприятия готовы посещать 32% участников опроса, раз в полгода — 30%, раз в год — 24%. А вот ездить на выставки или конференции каждый месяц согласны только 12% специалистов. Похоже, что даже регулятивные стимуляторы темы ИБ не побуждают большинство профессионалов обращаться к ней в форме посещения выставок или конференций чаще, чем раз в три месяца. Хотя какие-то направления в ИБ вызывают у респондентов желание отслеживать их через мероприятия ежемесячно. Наталия Тесакова напоминает, что организаторам следует помнить о годовой цикличности деловой активности в стране: II квартал и летние месяцы отмечены традиционным спадом.

Предпочтения, касающиеся места проведения мероприятий, угадать в основном нетрудно: 51% опрошенных хочет, чтобы эксперты и вендоры приезжали прямо в их города, 44% устраивает как место проведения Москва, 3% стремятся сочетать деловую программу с природой Подмосковья, а немногим более 1% опрошенных специалистов предпочитают зарубежные выезды. Любопытно, что распространение современных ИТ по стране уже позволяет примерно 3% ответивших выбирать для делового общения вебинары.

Операторы ИБ-мероприятий единодушно отмечают возросшую в их среде конкуренцию. По мнению Александра Власова, плотная и агрессивная конкуренция заставляет их повышать качество работы, снижает шансы на долгую жизнь внерыночных организаторов и выталкивает с рынка тех из них, кто нечестен в указании количества посетителей. Рассказывая о том, как можно избежать накладок в плотном календаре ИБ-мероприятий, он сослался на опыт взаимодействия “Гротек” с “Ассоциацией защиты информации”, которая выступила посредником в согласовании рабочего графика на 2010 г. нескольких ИБ-орагнизаторов, регуляторов и корпоративных посетителей. “В результате, — говорит Александр Власов, — мы избежали ненужных пересечений по срокам и тематике”.

Корпоративные или независимые?

Стоит отметить, что 69% участников опроса предпочитают межотраслевые, универсальные мероприятия, а 30% — узкоотраслевые, специализированные. Как видим, среди респондентов преобладает стремление к расширению кругозора, к универсализму, желание получить максимум новой информации по широкому спектру вопросов за минимальное время. Вместе с тем с очевидностью прослеживается и необходимость обсуждения специальных тем. При этом 82% опрошенных хотят, чтобы темы освещались несколькими разными вендорами, и только 18% склоняются к моновендорным обсуждениям.

Приглашенные к участию в опросе представители ИБ-вендоров, одновременно являющиеся активными участниками ведущих ИБ-мероприятий, единодушно высказались за более тесный контакт с аудиторией мероприятий, состав которой они рассматривают как потенциальных заказчиков. Они отдают предпочтение собственным разноформатным мероприятиям, где имеют возможность наиболее тесно взаимодействовать с аудиторией. При этом они заявляют о том, что предпочитают проводить свои мероприятия бесплатно для приглашенных, и очень внимательно относятся к проведению платных мероприятий.

Что же касается сторонних мероприятий, то, если у них есть отраслевая специализация, наиболее эффективным для вендоров будет, по мнению руководителя по работе с партнерами компании “Аладдин Р.Д.” Оксаны Поляковой, моновендорный формат, а для мероприятий, собирающих представителей различных отраслей, наиболее популярен, наоборот, мультивендорный состав.

Но по большому счету, как заявляет Наталия Тесакова, для вендора все зависит от конкретной ситуации, от бизнес-целей и планов по продажам, от маркетинговых программ производителей, а критерии мультивендорности или моновендорности, места и форматы проведения отходят на вторые планы.

Эту позицию разделяет Александр Власов, отрицающий противостояние мероприятий вендоров и выставочных операторов. “Мы с удовольствием оказываем информационную поддержку мероприятиям вендоров и системных интеграторов. И эта поддержка позволяет привлекать на них правильную аудиторию”, — говорит он. По его мнению, отсутствие или присутствие вендора на мероприятии связано с отсутствием или присутствием на нем нужных именно этому вендору заказчиков и с соответствием или несоответствием тематики мероприятия его маркетинговым приоритетам. “Попадать в маркетинговые приоритеты вендоров, привлекать необходимую им аудиторию потенциальных заказчиков и партнеров — другого пути сохранить вендоров как участников своих мероприятий нет ни у одного оператора”, — убежден он.

По мнению Виктора Янко, для оператора самое главное — это практический характер конференции, независимый взгляд на рынок и регулирование рекламных презентаций в программе. На “невендорских” площадках посетители могут ознакомиться с разнообразными решениями и выбрать лучшие для себя, а не только выгодные для устроителя. Вендорам независимое мероприятие позволяет выйти на новых клиентов, а также правильно позиционировать себя на одной площадке с конкурентами. “Мы полагаем, что это честная позиция сильных компаний, которые не занимаются самообманом. Клиенты — и лояльные, и потенциальные — всё равно сравнивают своих поставщиков с конкурентами, задают вопросы себе и другим, сомневаются. На независимом мероприятии можно вынести эти процессы принятия решений из “черного ящика” и управлять ими”, — говорит Виктор Янко.

Версия для печати (без изображений)