Компания IDC опубликовала отчеты о состоянии двух сегментов российского ИБ-рынка в 2010 г. — услуг в области информационной безопасности (ИБ) и программных систем обеспечения ИБ, причем исследование сегмента ИБ-услуг проведено IDC в России впервые. В ближайшее время IDC обещает опубликовать результаты исследования российского рынка аппаратных ИБ-решений.

Состояние сегментов: объемы, темпы роста, лидеры

По данным отчета IDC Russia IT Security Services 2011—2015 Forecast and 2010 Vendor Shares, объем рынка ИБ-услуг в прошлом году составил 312 млн. долл. Ведущими поставщиками за исследуемый период IDC назвала здесь компании “Астерос”, “Инфосистемы Джет”, “Информзащита”, КРОК и LETA, которые контролировали более 30% рынка. По оценкам IDC, в ближайший пятилетний период рынок услуг ИБ в среднем будет ежегодно расти на 27%.

Объём российского рынка программных продуктов для обеспечения ИБ в 2010-м, согласно отчету IDC Russia Security Software 2011—2015 Forecast and 2010 Vendor Shares, достиг 229 млн. долл., продемонстрировав рост на 30%. Аналитики IDC предполагают, что в ближайшие пять лет этот сегмент будет ежегодно расти в среднем на 18%.

Около 60% рынка ПО для ИБ, по оценкам IDC, в 2010 г. контролировали пять компаний: “Лаборатория Касперского”, Symantec, Microsoft, “Доктор Веб” и ESET. Среди поставщиков ПО для обеспечения ИБ аналитики из IDC выделили также компании IBM, “Информзащита”, InfoWatch, Check Point и ArcSight.

Опрошенные нами эксперты в основном согласны с такими оценками объемов и показателей роста сегментов ПО и услуг ИБ-рынка. Правда, директору по маркетингу компании “Информзащита” Наталии Тесаковой оценки темпов роста, сделанные IDC, представляются консервативными. Причину такой осторожности IDC она объясняет волатильностью рынка ИБ и нестабильностью мировой экономики, что может, как она полагает, разрушить любые прогнозы.

Вице-президент по маркетингу группы компаний LETA Валентин Крохин, сравнивая с данными IDC результаты исследований своей компании, соглашается с оценкой темпов роста рассматриваемых сегментов российского рынка ИБ. Что же касается объемов рынка услуг и ПО для ИБ, то, согласно расчётам LETA, рынок услуг меньше, чем указывает IDC, — около 218 млн. долл., а рынок ПО для ИБ, наоборот, больше — 417 млн. долл. При этом г-н Крохин обращает наше внимание на, что у LETA отличная от IDC методология оценок: “Мы ведем подсчеты в конечных ценах, т. е. учитываем, сколько тратят клиенты. IDC же берет выручку вендров, с чем мы не согласны. Мы обращали внимание IDC на погрешности в их подходах к расчетам. Например, “Лаборатория Касперского” дала им данные в ценах конечных клиентов, а остальные вендоры ПО указали свою выручку”.

По мнению Валентина Крохина, методологические особенности в анализе российского ИБ-рынка не позволили IDC включить в список лидеров разработчиков ПО для ИБ такие компании, как “Инфотекс”, “КриптоПро”, “Алладин Р.Д.”. А в списке лидеров сегмента ИБ-услуг, как он считает, не хватает компаний “Орбита” и РНТ.

Управляющий директор “Лаборатории Касперского” в России Сергей Земков в начале прошлого года предполагал, что рынок ПО для ИБ вырастет примерно на 20—25%, допуская, что рост может быть и несколько выше в случае более быстрого восстановления экономики после кризиса. Итоги года, по его наблюдениям, подтвердили его прогноз, причем объемы продаж антивирусного ПО продолжают демонстрировать один из самых высоких для ИБ-продуктов показатель темпов роста.

Заместитель директора центра информационной безопасности компании “Инфосистемы Джет” Евгений Акимов более оптимистичен, чем специалисты IDC, в оценках рыночных объемов и темпов роста. По его мнению, рынок ПО для ИБ только за счет корпоративного потребления, без учета домашних пользователей, превышает 300 млн. долл., а общий рост обоих сегментов (ПО и услуги) составляет около 30%. Он солидарен с аналитиками из IDC, оценивая позиции лидеров этих сегментов как устойчивые, и, по его мнению, из тех компаний, которые сейчас входят в пятерки лидеров, в ближайшие два-три года как минимум четыре компании там и останутся.

Устойчивыми позиции лидеров признают и другие наши эксперты. Сергей Земков дополнительное обоснование этого видит в специфичности ИБ-рынка как с точки зрения требований к продуктам в области ИБ, так и относительно требований к ИБ-услугам. “От их качества зависит доверие пользователей, а значит, и успешность лидеров. Учитывая это, сложно ожидать появления новых сильных игроков, по крайней мере в ближайшее время”, — считает он.

Несмотря на то что лидеры обладают определенным запасом прочности, Наталия Тесакова предвидит ужесточение конкуренции между ними вследствие существенных перемен, произошедших на ИБ-рынке за последние три года. “Запросы клиентов усложняются, ужесточается борьба за маржу. Усиление регулирования рынков и требований к прозрачности на фоне переменчивого и неопределенного будущего заставляет клиентов оптимизировать бюджеты. ИБ-вендорам придется учиться быстро распознавать удачные идеи и превращать их в продукты и услуги, отыскивая баланс между скоростью и эффективностью, извлекать уроки из собственного опыта, строить эффективное управление. Кто справится с новыми вызовами, тот сохранит лидерские позиции”, — полагает она.

О том, что могут произойти подвижки в распределении позиций между самими лидерами, высказал предположение и старший системный инженер корпорации Symantec Олег Шабуров. Во всяком случае он заявил о намерении Symantec повысить свою долю на российском рынке ИБ.

Оценивая прошлогодний спрос на ИБ-услуги как высокий, IDC прежде всего объясняет это стремлением компаний обеспечить соответствие положениям закона “О персональных данных”, касающимся защиты информационных систем. Этот спрос, как считают в IDC, стимулировали также внедрение стандарта Банка России по информационной безопасности и распространение в стране международного стандарта безопасности платежных систем PCI DSS.

Наиболее активными пользователями услуг в области ИБ в 2010 г., согласно наблюдениям IDC, стали крупные компании финансового сектора, телекоммуникационные операторы и государственные структуры.

Движители и особенности подходов к организации ИБ

В корпоративном сегменте IDC отмечает замедление роста спроса на решения защиты внешнего периметра — антивирусы, межсетевые экраны, средства защиты для почтовых и веб-серверов. Российские компании обратили более пристальное внимание на управление идентификацией и доступом пользователей, инфраструктурой ИБ, а также на защиту от утечек данных.

Руководитель сектора продакт-менеджмента компании “Доктор Веб” Вячеслав Медведев обращает говорит о повышении интереса корпоративных заказчиков к консолидации своей инфраструктуры в рамках единого для всей внутренней сети решения, к замене ИБ-продуктов, оказавшихся неэффективными. Российские компании, по его мнению, переходят от традиционного внедрения защитного ПО к построению управляемой и эффективной инфраструктуры безопасности. Он считает, что требования к ИБ-продуктам нового поколения во многом определяются интересами к ИБ со стороны крупных заказчиков.

Влияние потребности крупных коммерческих компаний в защите ключевых уязвимостей отраслевых информационных систем на сегмент ИБ-услуг отмечает Наталия Тесакова.

Основным фактором роста рынка ПО для ИБ в 2010 г., по оценкам IDC, стала активность домашних пользователей. Аналитики считают, что положительным образом на росте данного сегмента сказалось увеличение в России доли мобильных персональных компьютеров, усиливающееся проникновение в стране Интернета, в том числе и в регионах.

Соглашаясь с этим, Сергей Земков отмечает также рост числа легальных пользователей ПО. Учитывая, что факторы, указанные как стимуляторы роста рынка ПО для ИБ, находятся в лучшем случае в середине активной фазы своего развития, он считает, что данная тенденция будет сохраняться как минимум еще два-три года.

Основными потребителями программных решений ИБ, по наблюдениям IDC, оказались банки, государственные организации и телекоммуникационные операторы. Подготовка компаний к выполнению положений закона “О персональных данных”, касающихся защиты информационных систем, обеспечила стабильный спрос на сертифицированные ИБ-решения. Объем средств, полученных от предоставления облачных услуг в области ИБ в прошлом году, был незначительным, в основном это были услуги по защите почтовых сервисов.

По мнению аналитиков из IDC, российский рынок ИБ-услуг все еще обладает значительным потенциалом для дальнейшего роста. Главным стимулом его развития в IDC считают стремление компаний соответствовать требованиям регуляторов рынка ИБ и действующим там стандартам.

Сергей Земков согласен с тем, что законодательные требования и отраслевые стандарты в области ИБ стали для рынка услуг основным драйвером роста и при этом косвенно повлияли на продажи ПО и “железа” в области ИБ.

Евгений Акимов тоже поддерживает такое мнение о роли регуляторов. Они останутся ведущими драйверами ИБ-рынка и в дальнейшем, и поэтому наибольшего успеха добьются те компании, которые будут совмещать нужды своего бизнеса с обеспечением их требований.

Помимо этого как другой важный фактор, стимулирующий рост спроса на средства ИБ, Олег Шабуров отмечает растущую зрелость корпоративных пользователей, понимание ими роли ИБ. “На мой взгляд, во многих случаях это более серьезный аргумент, так как при желании выполнить требования регуляторов можно и без внедрения серьезных решений”, — считает он.

Говоря о зависимости спроса на ИБ-средства от индивидуальных пользователей, он обращает внимание, что все более широкий спектр потребительских устройств применяется одновременно для личных нужд и корпоративных целей, и это заставляет компании защищаться от тех угроз, которые раньше не были актуальными.

Вячеслав Медведев, отмечая рост давления со стороны регуляторов на российский ИБ-рынок, оценивает ответную реакцию рынка как слабую. “Во многом это связано с задержкой полного введения в силу закона “О персональных данных”. В прошлом году наблюдался огромный интерес к внедрению комплексных систем защиты, соответствующих требованиям этого закона. Однако вступление закона в полную силу в очередной раз было отложено. И в этом году, несмотря на то что новая редакция закона начала действовать и ужесточились требования к защите данных, такого интереса уже нет ”, — считает он.

Прозрачность российского ИБ-рынка

Важным фактором объективности оценки состояния рынка является его прозрачность. Характеристика российского рынка ИБ с этой стороны нашими экспертами неоднозначна, хотя, следует признать, в целом пессимистична.

Как отмечает Наталия Тесакова, прозрачность рынка ИБ повышается с ростом его зрелости. Для нынешней же стадии его зрелости, как она полагает, путаница в цифрах неизбежна, поскольку, по ее мнению, рынок ИБ отстает в развитии от рынка информационных технологий.

О “путанице в цифрах” говорит и Вячеслав Медведев: “Все оценки рынка ИБ базируются на сведениях, представляемых основными его игроками. И по поводу корректности представляемых сведений для каждой такой оценки разгораются горячие баталии. Не является исключением и исследование IDС”.

По мнению Валентина Крохина, к рынку ИБ в нынешнем его состоянии сложно применить термин “прозрачность”. “Все-таки он чрезвычайно закрыт, и человеку со стороны сложно разобраться в его хитросплетениях. Не добавляет прозрачности и то, что практически все работы проходят под грифом “секретно”. Тот же гриф накладывается и на ИБ-инциденты. Тем не менее за последние годы рынок ИБ стал более упорядоченным, более понятным, по крайней мере для компаний, на нем работающих”, — утверждает он.

В целом скептически оценивая тенденции к увеличению прозрачности рынка ИБ, Сергей Земков отмечает, что положительные сдвиги ощутимы в раскрытии компаниями информации об объемах продаж. По его наблюдениям все больше предприятий делают это частью своей маркетинговой стратегии.

Сегментирование рынка

Большинство экспертов, к которым мы обратились за комментариями, одобряет выбранное IDC сегментирование ИБ-рынка. Олег Шабуров даже считает его самым лучшим из тех, что ему известны (признавая, тем не менее, что и в нем есть недочеты).

Наталия Тесакова, комментируя исследовательские подходы IDC к российскому рынку ИБ, предлагает разделять понятия отрасли и рынка: “Отрасль — это предложение, то есть совокупность произведенного за конкретный временной отрезок программного обеспечения, оборудования и услуг. Рынок — это спрос, то есть реальные бюджеты клиентов, которые они потратили на защиту информационных систем. IDC исследует отрасль и анализирует данные, которые им представляют вендоры и провайдеры ИБ-услуг. Перепродавцов в IDC не считают, но консультируются с ними для того, чтобы уточнить представленные цифры. Есть сложности с подсчетом услуг — легче посчитать “чистые услуги”, то есть консалтинг, обучение и поддержку. Труднее считать услуги, связанные с проектированием и внедрением. Но тоже можно”.

У Евгения Акимова по поводу сегментации рынка ИБ своя позиция: “Разделение на три составляющие — ПО, “железо”, услуги — не вполне отвечает российским рыночным реалиям. Логичнее разделить этот рынок на сегменты поставок и комплексных проектов, включающих проектирование, внедрение и последующую поддержку. Еще одной составляющей рынка являются консалтинговые проекты по разработке отдельных процессов системы управления ИБ, по созданию организационно-распорядительной документации, аудиты ИБ”.

Версия для печати