По данным Международного союза электросвязи, Интернетом сегодня пользуются более 2 млрд. людей — почти треть населения Земли. Согласно исследованиям, выполненным в ходе проекта “Фонд общественное мнение”, примерно 55 млн. из них живут в России. Это около 47% ее совершеннолетнего населения — наша страна среди европейских стала самым массовым интернет-пользователем. Тем актуальнее обозначаются мешающие безопасному использованию Интернета проблемы, явно снижающие его эффективность, — он, как всем нам хотелось бы, должен быть полезным, удобным и безопасным.

Нет сомнений в том, что обеспечить права и безопасность субъектов информационного взаимодействия можно только на основе комплексного решения правовых, организационных и технологических проблем при вовлечении в этот процесс всех участников взаимодействия — от отдельных граждан до стран и их объединений.

Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев воспользовался трибуной “Российского форума управления Интернетом” (RIGF), который состоялся в рамках выставки “Связь-Экспокоммм`2012”, для того чтобы напомнить о главных инициативах России последнего времени в области обеспечения безопасности цифрового пространства. Эти инициативы, по мнению министра, призваны преодолеть несистемность в работе над обеспечением ИБ в Интернете, привнести в эту работу продуманность и последовательность, которых, по его оценкам, сегодня явно недостает в международной практике.

Прежде всего министр упомянул концепцию “Конвенции об обеспечении международной ИБ”, которая была представлена Россией на встрече глав силовых структур 52 стран в сентябре 2011 г. в Екатеринбурге и была посвящена вопросам безопасности.

Конвенция призвана максимально широко охватить ключевые задачи противодействия угрозам в киберпространстве. В ней, как подчеркнул г-н Щеголев, определены основные угрозы международной ИБ, а также системы мер противодействия им и укрепления доверия в этой области, которые опираются на общепризнанные нормы международного права. Предложенная концепция подразумевает полное сохранение государственных суверенитетов и границ национальных интересов в том числе и в виртуальном пространстве. По мнению российской стороны, она может стать основой для выработки под эгидой ООН универсальной конвенции и позволит объединить усилия мирового сообщества в этом направлении.

Как еще один важный шаг на этом пути г-н Щеголев отметил проект “Правила поведения в области обеспечения международной ИБ”, который в сентябре прошлого года постоянные представители Китая, России, Узбекистана и Таджикистана передали Генеральному секретарю ООН с просьбой распространить его в качестве официального документа 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в надежде, что государства одобрят этот документ и присоединяться к нему. Документ предполагает в числе прочего сотрудничество в борьбе с терроризмом, прибегающим к использованию инфотелекоммуникационных технологий.

Пока, как отметил г-н Щеголев, нет аналогичного международного документа, открытого для подписания всеми государствами, и мир движется в области обеспечения ИБ по пути заключения двусторонних соглашений, что, по его мнению, крайне неэффективно, поскольку, следуя этой практике, государства не успевают консолидированно и своевременно реагировать на актуальные кибервызовы. В Интернете, как он сказал, невозможно добиться результатов, действуя в одностороннем порядке. Это — глобальная инфраструктура, и проблемы возникающие в ней, можно решать только глобально.

Упомянутые “Правила” предполагают уважение прав и свобод граждан в ИКТ-пространстве, в том числе права на поиск, получение и распространение информации в соответствии с национальными законами каждого государства. По мнению стран, предложивших этот документ, его подписанты возьмут на себя обязанности способствовать формированию культуры ИБ и защите объектов критической информационной инфраструктуры.

Развитие международной правовой основы, подчеркнул г-н Щеголев, является залогом легитимности любых инициатив в сфере ИБ и их последующей реализации, и назревшие в этой области вопросы нужно решать не на основе корпоративных правил и практик, а путем заключения юридически обязывающих международных соглашений. Он заявил о готовности России к диалогу и открытости в данной области, обратив внимание на большую роль в этом деле таких организаций, как ООН, МСЭ, Форум управления Интернетом (IGF), и других.

Вместе с этим, как отметил член Совета Федерации Федерального Собрания России Руслан Гаттаров, многие страны настороженно относятся к инициативам России и ее единомышленников и не реагируют на них с ожидаемой активностью.

Рассказывая об изменениях в организации регулирования Интернета, он сообщил о том, что Совет Федерации меняет свое, по его оценке, невнимательное отношение к ИКТ. Как о важном свидетельстве этого он объявил об образовании в Совете комиссии по развитию ИТ. Свои главные задачи эта комиссия видит в участии Совета в построении электронного правительства и электронного парламента страны. С помощью этих организационно-технологических институций можно будет, по его словам, преодолеть наблюдающееся в нашей и многих других странах отдаление общества от власти, отставание развития государственных структур от общественного прогресса.

Г-н Гаттаров также сообщил о том, что в Совете Федерации есть пожелание подключить активных членов общества, пользующихся Интернетом, к законотворчеству, к обсуждению концепций и идей новых законов. Он упомянул предложение Президента России о внедрении практики обязательной проработки властными структурами концепций, поддержанных через Интернет более чем 100 тыс. авторизованных граждан. В первую очередь это касается регулирования самого Интернета. Внедрение такой практики должно способствовать закреплению на законодательном уровне того, что помогает людям использовать Интернет и избавляет их от надуманных ограничений в этой области.

Версия для печати