Поддельный депутат, ненастоящие публичные лица, тысячи ложных ботов для продвижения недостоверной информации — угроза массового распространения “фейковых” аккаунтов в социальных сетях набирает обороты с ужасающей скоростью.

Так, недавно мир чуть не поженил знаменитого разоблачителя Сноудена со шпионкой Чапман. Как сообщили многие СМИ, Сноуден якобы написал в своем микроблоге, что хотел бы жениться на Чапман. Однако позже выяснилось, что у интернет-разоблачителя вообще нет аккаунта в социальной сети Twitter.

Бывают и ситуации, когда ложный аккаунт вреда вроде бы не приносит, но хлопот все равно доставляет. Именно это случилось с главой таджикского МИД Хамрохоном Зарифи. Как сообщила ВВС, он обратился к администрации Facebook с просьбой заблокировать поддельный аккаунт, с которого “идет рассылка на запросы “добавить в друзья”.

Иногда деятельность организаций, которые атакуют аккаунты СМИ, приводит к серьезным негативным последствиям. Именно таким можно считать взлом американского информационного агентства Associated Press. Как писал ранее “Обозреватель”, “были размещены ложные сообщения об атаке на Белый дом и ранении Президента США Барака Обамы”. Это немедленно сказалось на американском фондовом рынке падением некоторых акций, однако вскоре они продолжили рост.

Сегодня в России на уровне законопроектов рассматриваются идеи об обязательном подтверждении личности человека в социальной сети. Депутат Госдумы от ЛДПР, кандидат в мэры Москвы Михаил Дегтярев предложил обязательную регистрацию. “Только такие пользователи, личность которых проверена, имеют право размещать, редактировать или удалять информацию в социальных сетях, гласит пояснительная записка к законопроекту”, приводят его слова “Ведомости”.

Мы решили выяснить, насколько серьезна проблема “фейковых” аккаунтов в Интернете, у ведущего SMM-специалиста digital-агентства Wow Никиты Купцова.

Какие угрозы могут возникнуть в связи с распространением “фейковых” аккаунтов? Например, недавно появился “ложный” Сноуден.

— Самая главная угроза — это угроза для репутации бренда или человека. Как известно, репутация зарабатывается очень долго, а теряется мгновенно. А социальные сети — отличный способ как заработать хорошую репутацию, так и лишить её конкурента. Сейчас крупнейшие социальные сети имеют маркеры подлинности (галочки, напротив имени), что помогает рядовому пользователю легко идентифицировать настоящие аккаунты брендов или публичных персон.

Как ни странно, но могут ли быть плюсы у этого явления?

— Могут. К примеру, страница Coca-Cola в социальной сети Facebook, насчитывающая сейчас 71 млн. подписчиков, была создана двумя ее фанатами, которые не смогли найти в социальной сети официального представительства любимого бренда. Впоследствии компания поддержала их инициативу, и в итоге эта страница стала самой популярной среди аккаунтов всех мировых брендов, присутствующих в сети Facebook.

Проблема покупки аккаунтов — к каким последствиям это приведет? Одна сторона этой медали — продвижение бренда. А какую угрозу представляют десятки тысяч однотипных ложных аккаунтов?

— Я не вижу в этом никакой опасности как для брендов, так и для рядового пользователя. Покупка аккаунтов, ботов или же “лайков” — все это не совсем традиционные, но общепризнанные и широко используемые инструменты для продвижения в социальных сетях. Их основная цель — создать так называемый эффект согласия, который вызывает в голове людей такие мысли, как “если на эту страницу подписано так много людей, значит она содержит интересный контент” или “если эта публикация собрала так много ретвитов, значит в ней что-то есть”. Главное тут в полной мере информировать клиента о том, сколько пользователей было куплено, а сколько пришло самостоятельно, но это уже к вопросу о добросовестности и профессионализме SMM-специалиста.

Что нужно делать, когда такие “фейки” атакуют личные аккаунты спамом?

— Социальные сети, как отчасти саморегулирующиеся структуры, сами избавляются от этого. Каждая сеть борется за чистоту своей аудитории и регулярно удаляет ботов и “фейков”. Во многих сетях есть возможность пожаловаться на пользователя для его дальнейшей блокировки. Собственно, “Пожаловаться”, “Удалить”, “Ограничить доступ” и “Черный список” и есть основные инструменты для борьбы с такими атаками. Ручной труд комьюнити-менеджеров еще долго время будет актуален.

Версия для печати