На состоявшейся в Москве конференции DLP-Russia '2013 управляющий партнер информационно-аналитического центра Anti-Malware.ru Илья Шабанов представил результаты проведенных центром исследований состояния российского рынка DLP в 2012-м.

Согласно приведенным г-ном Шабановым данным, рынок в прошлом году продемонстрировал рекордный за несколько последних лет рост — 64% в денежном выражении. В результате его объем увеличился с 32 млн. долл. (в 2011-м) до 52 млн. по итогам 2012-го. Если не случится резких изменений в экономике, то, по прогнозам г-на Шабанова, начавшаяся в 2011-м фаза быстрого роста рынка не прервется и в нынешнем году он прибавит в объеме 45—50% и выйдет на уровень 76—78 млн. долл.

По оценкам г-на Шабанова, в 2012 г. было начато примерно 600 проектов по внедрению DLP-систем. Основная их часть приходится на крупные (более тысячи рабочих мест) частные компании и государственные структуры. Тем не менее доля среднего и малого бизнеса в общем количестве проектов (с количеством рабочих мест менее тысячи), по грубым оценкам, исчисляется десятками процентов.

Одновременно в результатах исследований отмечается снижение средней стоимости проектов развертывания DLP-систем примерно на 30%. Интересными в этой связи выглядят оценки средней стоимости проектов у лидирующих на российском DLP-рынке вендоров. Так, у занимающей первую строку в списке лидеров компании InfoWatch (40% рынка в денежном выражении) проект в 2012 г. стоил в среднем 300—400 тыс. долл.; у компании “Инфосистемы Джет”, занимающей второе место (26% рынка), средняя стоимость проекта за тот же период составила 230—280 тыс. долл.; у расположившейся на третьем месте компании Zecurion (с долей рынка в 18%) — “всего” 50—150 тыс. долл.

Что касается расстановки вендоров в списке лидеров, то она не изменилась по сравнению с 2011 г.. Важно отметить увеличение доли лидера, компании InfoWatch, с 33% в 2011 г. до 40% в 2012-м, произошедшее в основном за счет долей ближайших конкурентов, компаний “Инфосистемы Джет” и Zecurion, уменьшившихся на 3 и 2% соответственно.

Генеральный директор группы компаний InfoWatch Наталья Касперская, комментируя несомненные достижения InfoWatch в 2012 г., рассказала о некоторых изменениях, проведенных в организации бизнеса возглавляемой ею структуры. Так, в целях повышения эффективности DLP-проектов были сокращены сроки пилотных проектов строго до одного месяца (против нескольких месяцев, что практиковалось до этого). Это позволило значительно увеличить количество пилотных проектов (из которых, согласно корпоративной статистике, немногим менее половины перерастает в полноценные внедрения).

Отказов от продукта по результатам внедрений в прошлом году, по словам Натальи Касперской, в ГК InfoWatch зарегистрировано не было, хотя по наблюдениям Ильи Шабанова случаются переходы заказчиков с DLP-системы одного вендора на решение другого после некоторого периода эксплуатации.

Менее чем на 1% уменьшились также доли компаний Websense, Symantec и McAfee. Илья Шабанов считает, что эти зарубежные вендоры недоиспользуют потенциал своих продуктов, и объясняет это тем, что ресурсов, которые выделяются их российским представительствам, недостаточно для обеспечения роста, опережающего среднерыночный рост в 45—50% (для сравнения: лидер InfoWatch продемонстрировал в 2012 г. рост объема продаж на 94%).

Информационно-аналитический центр Anti-Malware.ru отметил успех на российском DLP-рынке вендора из США — компании GTB Technologies. Благодаря нескольким успешным проектам его рыночная доля составила 1%.

Перспективы и логику развития DLP-систем г-жа Касперская видит в их тесном встраивании в корпоративную информационную безопасность, будущее которой ей представляется в использовании больших данных — кладезя информации, на основе которой можно существенно повысить эффективность корпоративных ИБ-систем. Она предлагает двигаться по пути агрегирования данных, поступающих от ИБ-средств, использовать комплексный анализ ИБ-рисков с обязательным ретроспективным разбором ИБ-инцидентов, что позволит понимать причины их возникновения, отслеживать историю их развития, прогнозировать ИБ-риски, при необходимости нивелировать их последствия и предотвращать ИБ-инциденты. При этом она оговаривается, что совсем не уверена в скорой реализации систем с подобными свойствами. К тому же спрос на такие системы, по ее мнению, пока совершенно не сформирован.

Версия для печати (без изображений)