Для российской ИТ-отрасли 2013 год стал без преувеличения знаковым. Была опубликована “Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года”. Совет Федерации разработал стратегию кибербезопасности России, а в январе 2014-го началось её общественное обсуждение. Эти два программных документа чётко указывают на то, что государство выбрало свой вектор развития в области ИТ. Госорганы активно поддерживают данное направление, становясь не только разработчиками руководящих документов, но и потребителями самых масштабных и интересных решений.

Однако 2013-й стал и годом атак на информационные ресурсы. Компания Cisco в своём отчете “Cisco 2014 Annual Security Report” отмечает, что количество зарегистрированных атак в прошлом году значительно превысило этот показатель за предыдущие годы. Теперь их объектами становятся не только корпорации и частные лица, но и государственные информационные системы (ГИС). Спектр мотивов таких атак — от хактивизма до наступательных действий в кибервойнах.

Государственные органы непосредственно не занимаются коммерческой деятельностью, но размер их информационных систем и ценность информации, обрабатываемой в них, зачастую даже превосходят эти показатели для крупных коммерческих структур. В проведённом исследовании B2B International отмечено, что средний размер ущерба от одного инцидента в сфере ИБ для крупной компании можно оценить в 25 млн. рублей. А общий ущерб для государства даже сложно представить!

В России основными руководящими документами по информационной безопасности государственных информационных систем в 2014 году будут “Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах” (приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17) и “Требования и методы по обезличиванию персональных данных государственными и муниципальными органами” (приказ Роскомнадзора от 5 сентября 2013 г. № 996). В феврале 2014-го приказом ФСТЭК России планируется введение в действие методического документа “Меры защиты информации в государственных информационных системах”, который будет разъяснять порядок выполнения требований, установленных приказом № 17. Кроме того, ФСТЭК ведёт разработку единого методического документа, устанавливающего порядок моделирования угроз для безопасности информации независимо от вида обрабатываемой в ГИС информации ограниченного доступа (за исключением государственной тайны). Пока такая методика разработана только для персональных данных.

Давайте попробуем разобраться, какие же меры защиты регулятор считает приоритетными для государственных информационных систем. Для этого нужно обратиться к 17-му приказу. Состав мер защиты (что нужно делать) получается очень обширным: идентификация и аутентификация субъектов и объектов доступа; управление доступом субъектов доступа к объектам доступа; ограничение программной среды; защита машинных носителей информации; регистрация событий безопасности; защита от вредоносного кода; обнаружение (предотвращение) вторжений; контроль (анализ) защищённости информации; защита среды виртуализации; защита технических средств; защита систем связи и каналов передачи данных, обеспечение целостности и доступности информационной системы и информации.

Среди перечисленных одной из самых важных задач является именно обеспечение сетевой безопасности для ГИС. Это обусловлено прежде всего огромной территориальной распределённостью таких систем и масштабом происходящих изменений. Ярким примером тут может служить проект полного перевода органов госвласти на электронный документооборот к 2017 году. Региональные госструктуры тоже не отстают и строят территориально распределённые ИС, причём их проработка и зрелость зачастую даже выше, чем у федеральных систем. И все эти системы предъявляют самые строгие требования к защите каналов связи.

У нашей компании есть значительный опыт работы с государственными заказчиками. На протяжении последних лет мы решили многие задачи по проектированию систем защиты информации для ГИС, запуску и модернизации технических подсистем ИБ и их технической поддержке. Нашими заказчиками стали Банк России, ФСТЭК, ФНС, Росфинмониторинг, Росреестр, Комитет информатизации и связи г. Санкт-Петербурга, Правительство республики Татарстан. Реализуя эти проекты, мы смогли выделить несколько задач, решение которых должно быть приоритетным при обеспечении сетевой безопасности.

Однако при реализации крупных федеральных и региональных проектов мы столкнулись с важной задачей централизации управления защищённой сетью. Этого требует не только территориальная удалённость подразделений, но и не всегда достаточная компетенция персонала, обслуживающего системы на местах. Вторая важная задача — организация защищённого доступа удалённых (мобильных) пользователей к информационным ресурсам органов госвласти. Это особенно актуально для сотрудников, часто выезжающих в командировки, проводящих выездные проверки и инспекции.

Практика и количество внедрений показывают, что для решения задач сетевой безопасности как нельзя лучше подходят VPN/FW-продукты, в том числе и из линейки “ЗАСТАВА”, разработчиком которых является компания “ЭЛВИС-ПЛЮС”.

Одно из ключевых преимуществ семейства продуктов “ЗАСТАВА” — гибкость масштабирования системы. Сейчас в промышленной эксплуатации находится корпоративная сеть с общим числом узлов более 10 000 (филиалы, удалённые подразделения и региональные представительства, удалённые пользователи), а технологических ограничений на количество узлов просто нет. Администраторы, работающие с системой каждый день, также отмечают удобство и продуманность централизованного управления из одной географической точки в режиме реального времени с помощью продукта “ЗАСТАВА-Управление”. Они могут гибко настраивать правила VPN/FW, вести мониторинг работы всей системы, проводить диагностику и анализ логов, удалённо обновлять VPN/FW-агенты. При этом есть одна интересная особенность: вместо одного глобального центра можно создать целую иерархию центров управления. На каждом уровне иерархии администраторы будут обладать только ограниченным, заранее определённым набором прав в рамках своего территориального сегмента.

Решения семейства “ЗАСТАВА” совместимы с различными операционными системами и аппаратными конфигурациями, в том числе отказоустойчивыми, что обеспечивает высочайшую надёжность системы. Кроме этого наша компания предлагает широкий выбор программно-аппаратных комплексов, которые прошли предварительное тестирование и на которых обеспечена максимальная производительность VPN/FW “ЗАСТАВА”.

В каждый проект для ГИС наша компания привносит не только те или иные технические решения, но и экспертизу. Мы сознаём, что разобраться в большом количестве появляющихся нормативных документов бывает очень непросто, поэтому периодически организуем специализированные семинары и вебинары для сотрудников служб ИТ-органов госвласти. Мы всегда открыты к диалогу и готовы делиться своими знаниями с отраслью. Задать вопросы, а также найти анонсы ближайших мероприятий вы всегда можете на сайте компании “ЭЛВИС-ПЛЮС”.

Автор статьи — руководитель направления компании “ЭЛВИС-ПЛЮС”.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ “ЭЛВИС-ПЛЮС”

Другие спецпроекты

Версия для печати (без изображений)