В середине 2018 г. в России начала работу Единая биометрическая система (ЕБС), которая открывает новые возможности для удаленной идентификации клиентов и дистанционного управления услугами. Первым эту платформу начал осваивать банковский сектор: в начале нынешнего года к ЕБС присоединилось более 150 банков, работающих в 450 городах России. Ожидается, что такие технологии со временем могут прийти и в другие сферы экономики.

Как заявил на открытом заседании «Клуба директоров по науке и инновациям» (iR&Dclub), в работе которого участвовали представители более 120 организаций, директор по цифровой идентичности Ростелекома Иван Беров, ЕБС является ключом к цифровой трансформации бизнеса и государства.

ЕБС — это цифровая платформа для удаленной биометрической идентификации, которая позволяет предоставлять новые цифровые коммерческие и государственные услуги для граждан в любое время и в любом месте. Система создана по инициативе ЦБ РФ и Минкомсвязи, а Ростелеком является ее разработчиком и оператором ЕБС. В 2017 г. компания инвестировала в создание биометрической системы около 250 млн. руб. Еще 1,5 млрд. руб. планируется вложить в ее развитие в ближайшие пять лет.

Драйвером для создания ЕБС стала госпрограмма «Цифровая экономика РФ»: создание надежных и безопасных цифровых платформ и услуг для доверенного взаимодействия — одна из приоритетных государственных задач в рамках трансформации экономики.

Решить ее помогает биометрия как уникальный ключ, который крайне сложно подделать. Данные, которые банк передает в систему ’’Ключ Ростелеком«, зашифрованы, надежно защищены в соответствии с требованиями закона о персональных данных и размещены в защищенной базе данных оператора. Основными принципами создания ЕБС стали мультимодальность и мультивендорность. Мультимодальность выражается в том, что ЕБС обрабатывает два типа биометрии — голос и лицо, причем не по отдельности, а вместе. Две модальности позволяют определить живого человека, а не имитацию его биометрии в цифровом канале.

Лицо и голос — самые доступные и распространенные биометрические технологии на сегодняшний момент. Идентификация по рисунку вен, сетчатке глаза или отпечатку пальцев требует наличия специального считывающего оборудования, недоступного в массовом сегменте. Но доступность технологий на сегодняшний день не является ограничивающим фактором для их применения в будущем. Архитектура созданной системы позволяет добавлять и другие модальности.

Что касается мультивендорности, то к участию в проекте были привлечены ведущие российские разработчики в области биометрии, их программные продукты по результатам независимых международных тестов занимают призовые места. В рамках каждой модальности ЕБС работает с технологиями нескольких вендоров. Лучшие технологии выбираются на основе открытого тестирования по методике, разработанной Русским биометрическим обществом.

Разработчики утверждают, что ЕБС — это открытая платформа, присоединиться к ней могут любые вендоры биометрии и на любом этапе, если качество работы их алгоритмов будет соответствовать заданным критериям.

Необходимо отметить, что применение удаленной биометрической идентификации клиентов в финансовой сфере регламентировано Федеральным законом № 482-ФЗ от 31 декабря 2017 г. ЕБС вместе с логином и паролем от портала госуслуг (Единой системы идентификации и аутентификации, ЕСИА) позволяет банкам без личного присутствия гражданина открыть ему счет, вклад или предоставить кредит. Кроме того, этот метод существенно сокращает время идентификации клиентов.

Ростелеком также разработал специальное мобильное приложение для удаленной идентификации граждан. Его запуск завершил создание базовой экосистемы доступа к цифровым услугам с использованием биометрии. «Ключ» позволяет перевести в «цифру» процесс взаимодействия между клиентом и банком, давая возможность проводить банковские операции без личного посещения отделения и без очередей.

Как сообщил Иван Беров, в январе 2019 г., спустя шесть месяцев после запуска, к системе «Ключ Ростелеком» было подключено свыше 150 банков (по данным Минкомсвязи — 170 банков). Она функционирует в 450 городах страны, а общее число филиалов банков, оборудованных в соответствии с требованиями ЕБС, превысило 4 тыс.

Первыми к системе в качестве агентов были подключены «Почта Банк» и «Тинькофф Банк».

«Почта Банк» подключился с 1 июля 2018 г. Кроме того, он первым среди российских банков запустил удаленную идентификацию в интернет-банке, а затем, в октябре 2018 г., также первым запустил эту функцию в мобильном приложении. По состоянию на январь 2019-го, клиенты могут сдать биометрию (образцы фотографий и голоса) для удаленной идентификации в 426 отделениях «Почта Банка» в 83 регионах России. Имеющие биометрический контрольный шаблон в ЕБС и успешно прошедшие удаленную идентификацию, могут открыть счет и получить доступ к различным продуктам и услугам банка как через интернет-банк, так и через мобильное приложение «Почта Банк онлайн». Оно интегрировано с мобильным приложением «Ключ Ростелеком», которое запущено на платформе Android и доступно в Play Market.

«ЕБС повысит доступность и удобство пользования банковскими услугами для россиян, — отметил Андрей Шурыгин, руководитель дирекции биометрических технологий „Почта Банка“. — Широкое внедрение биометрической идентификации в будущем позволит банкам существенно снизить издержки на привлечение и обслуживание новых клиентов. Это еще и снижение рисков при идентификации клиента. Плюс также и в том, что банк получает актуальную персональную информацию о гражданине из портала госуслуг».

«Тинькофф Банк» подключился к «Ключ Ростелеком» еще в первый день работы платформы и тогда же зарегистрировал первого клиента. Теперь банк регистрирует клиентов в «Ключе» во всех регионах России, где работают представители банка. По словам представителя финансовой организации, банк полностью завершил интеграцию с ЕБС еще несколько месяцев назад, а в сентябре 2018 г. реализовал процесс удаленного открытия счета с помощью биометрической идентификации.

Сейчас банк занимается отладкой внутренних процессов при удаленном открытии счета, чтобы клиентский путь в новом процессе был максимально удобен. «Тинькофф Банк» также разрабатывает мобильное приложение, которое будет взаимодействовать с приложением Ростелекома, чтобы пользователь мог открывать счета удаленно не только через Интернет.

Наибольших же успехов в сборе биометрических данных клиентов достиг Сбербанк, который в начале нынешнего года рапортовал о том, что ему удалось обеспечить необходимыми технологиями для приема биометрических данных более 2,7 тыс. отделений, что составило 20% от общего числа офисов, обслуживающих физических лиц.


Версия для печати (без изображений)