«...Обманом жить нам, стало быть, с руки.
Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя...»— Лиса Алиса («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
В 21 веке, в период все нарастающей цифровизации и защиты персональных данных, мошенники ищут и находят способы похитить средства. Их не останавливают ни пароли, ни многофакторные подтверждения личности, всю эту информацию им предоставляет сама жертва.
С развитием цифровизации, социальных сетей и баз с персональными данными злоумышленникам стало достаточно просто найти информацию на каждого человека — от имени и даты рождения до личной информации. Поэтому они легко могут составить «профиль» человека, и жертве все сложнее понять, что имеет дело с мошенником.
Наиболее распространенными способами хищения денежных средств в современном мире являются сотовая связь и Интернет.
Под сотовой связью мы подразумеваем телефонные обзвоны и СМС-оповещения.
Начнем с СМС. Сейчас много услуг по СМС-рассылкам и рекламе. Этим и пользуются злоумышленники.
Вам приходит СМС с текстом: «Уважаемый клиент. Ваша банковская карта заблокирована. Для разблокировки отправьте СМС на короткий номер».
Содержание текста может варьироваться, но суть такая: карта заблокирована, для разблокировки необходимо совершить какие-то действия. Это может быть отправка сообщения, перевод денег на номер, при этом номер может быть как банковской карты, так и телефона мошенника.
Первые мысли человека: необходимо решить возникшую ситуацию, при этом и само решение указано, надо действовать. Стоп! На то и рассчитано, что человек будет действовать. При этом не обратит никакого внимания, от кого пришло СМС, чей номер указан.
Что же делать? Как говорил Шерлок Холмс: «Элементарно». Просто позвоните в банк, в котором обслуживаются ваши счета, сотрудник банка вам все пояснит. Если карта заблокирована, вам подробно расскажут, что необходимо сделать для ее разблокировки.
Или вам приходит СМС с призывом о помощи: «Мама/папа, это сын/дочь и т. д. У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам».
Что делать? Звоним указанному родственнику, если он, конечно, существует, по номеру, который есть у вас, а не по номеру отправителя СМС, поскольку это также может быть номер-«вымогатель», звонок на который стоит крупную сумму денег.
При телефонных обзвонах от злоумышленников тоже существует не одна схема. Самые популярные — это звонки «от работников банка» и «из правоохранительных органов».
Сценарий «звонок из банка» достаточно стандартный. В основном мошенники звонят банковским клиентам под видом службы безопасности или службы финансового мониторинга банка и сообщают о том, что по карте якобы совершена подозрительная операция. И чтобы проверить, мол вы ли это были или нет, для подтверждения операции, во спасение ваших денежных средств начинается выяснение ваших данных для входа в ваш личный кабинет или информации по карте, такой как
Сотрудники банка из службы безопасности или службы финансового мониторинга доступ ко всей необходимой информации имеют, и звонить вам для ее уточнения им, в отличие от злоумышленников, смысла нет.
Сообщать
По поводу ПО: банки могут порекомендовать только свое собственное, никакого дополнительного.
Как себя вести в такой ситуации? Постараться закончить разговор, не сообщая никакой информации звонившему. Сотрудник банка не будет препятствовать этому, в отличие от злоумышленника. Он будет стараться не дать вам положить трубку любыми способами — это одно из доказательств. Звоним в банк, в котором обслуживаются ваши счета, и сообщаем, что вам звонили, с просьбой пояснить сложившуюся ситуацию.
Что касается схемы «звонков от правоохранительных органов». Мошенники звонят и сообщают, что проверяют информацию об «утечках» баз данных. Для чего просят вас сообщить информацию о количестве у вас банковских карт, названия банков-эмитентов и дальше весь перечень данных по картам.
Что надо понимать? Что правоохранительные органы не будут уточнять информацию лично у вас, они действуют всегда напрямую, делая запрос непосредственно в банки.
Как действовать? Так же как и со «звонком из банка». Завершаем звонок и уточняем информацию в самом банке, об утечках информации они узнают раньше, чем правоохранительные органы.
Основной совет: при звонках с неизвестных номеров всегда будьте внимательны, не предоставляйте никому конфиденциальную информацию, особенно
Рассмотрим теперь мошенничество в Интернете.
Как считается, если ты не «запостил» событие в социальной сети, значит этого события не было. Это точка зрения показывает, насколько глубоко соцсети проникли в нашу жизнь. Вследствие чего мошенники не обошли и эту нишу: взлом страниц ваших знакомых, клоны страниц «медийных» личностей и т. д. и т. п.
Чтобы вашу страницу в социальных сетях не взломали — надо периодически (раз в
Ну а если вам пришли сообщения якобы от друзей или знакомых, побуждающие вас к каким-то действиям, например, переводу денег или раскрытию личной информации, задайте наводящий вопрос, ответ на который знаете только вы и ваш знакомый, но не мошенник. А лучше связаться с вашим знакомым не по средствам социальной сети и уточнить информацию.
Также в социальных сетях есть и другой вариант мошенничества. Он направлен на создание романтических отношений. Начинается все с переписки между жертвой и мошенником. После чего начинается выманивание у жертвы денег (под разными предлогами). Когда цель достигнута, переписка прекращается.
Как избежать? Прервать общение или как минимум предложить встретиться, связаться по видеосвязи. Вы хотя бы убедитесь, что человек, с которым вы общаетесь, реальный, а не просто «аватар». И при общении можно будет узнать друг друга лучше, после чего уже решите, можно ли отправлять человеку деньги.
Мошенничество развито и в самом распространенном интернет-ресурсе, которым пользуются все — электронной почте.
Фишинговые письма — самый распространенный вид атак как на частных лиц, так и на компании. Это вид спама со ссылками, ведущими на сторонние сайты, с просьбой ввести свои данные, с вложенными файлами — в основном вредоносными программами, которые считывают введенную вами информацию.
Основной способ защиты от данного типа атак — установка антивирусного ПО, которое защитит ваши данные и заблокирует стороннее ПО.
Помимо фишинговых писем есть еще варианты «писем счастья» — это письма с информацией о крупных выигрышах, наследстве и другой материальной прибыли, когда для получения «благ» нужно связаться с неким представителем. А дальше в процессе переписки будет проводиться выманивание денег. Под предлогом того, что они необходимы на покрытие расходов, связанных с оформлением документов по передаче «выигрыша».
При просьбе перевести деньги для получения «выигрыша» можно сразу заканчивать переписку. Организации, проводящие розыгрыши, берут дополнительные расходы на себя, а юридические компании, ведущие наследственные дела, выставляют счета за свои услуги после их завершения.
Никогда не переводите денежные средства в Интернете на не проверенных платформах и неизвестным лицам. Особенно на электронные кошельки или номера телефонов!