«...Обманом жить нам, стало быть, с руки.
Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя...»

— Лиса Алиса («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

В 21 веке, в период все нарастающей цифровизации и защиты персональных данных, мошенники ищут и находят способы похитить средства. Их не останавливают ни пароли, ни многофакторные подтверждения личности, всю эту информацию им предоставляет сама жертва.

С развитием цифровизации, социальных сетей и баз с персональными данными злоумышленникам стало достаточно просто найти информацию на каждого человека — от имени и даты рождения до личной информации. Поэтому они легко могут составить «профиль» человека, и жертве все сложнее понять, что имеет дело с мошенником.

Наиболее распространенными способами хищения денежных средств в современном мире являются сотовая связь и Интернет.

Под сотовой связью мы подразумеваем телефонные обзвоны и СМС-оповещения.

Начнем с СМС. Сейчас много услуг по СМС-рассылкам и рекламе. Этим и пользуются злоумышленники.

Вам приходит СМС с текстом: «Уважаемый клиент. Ваша банковская карта заблокирована. Для разблокировки отправьте СМС на короткий номер».

Содержание текста может варьироваться, но суть такая: карта заблокирована, для разблокировки необходимо совершить какие-то действия. Это может быть отправка сообщения, перевод денег на номер, при этом номер может быть как банковской карты, так и телефона мошенника.

Первые мысли человека: необходимо решить возникшую ситуацию, при этом и само решение указано, надо действовать. Стоп! На то и рассчитано, что человек будет действовать. При этом не обратит никакого внимания, от кого пришло СМС, чей номер указан.

Что же делать? Как говорил Шерлок Холмс: «Элементарно». Просто позвоните в банк, в котором обслуживаются ваши счета, сотрудник банка вам все пояснит. Если карта заблокирована, вам подробно расскажут, что необходимо сделать для ее разблокировки.

Или вам приходит СМС с призывом о помощи: «Мама/папа, это сын/дочь и т. д. У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам».

Что делать? Звоним указанному родственнику, если он, конечно, существует, по номеру, который есть у вас, а не по номеру отправителя СМС, поскольку это также может быть номер-«вымогатель», звонок на который стоит крупную сумму денег.

При телефонных обзвонах от злоумышленников тоже существует не одна схема. Самые популярные — это звонки «от работников банка» и «из правоохранительных органов».

Сценарий «звонок из банка» достаточно стандартный. В основном мошенники звонят банковским клиентам под видом службы безопасности или службы финансового мониторинга банка и сообщают о том, что по карте якобы совершена подозрительная операция. И чтобы проверить, мол вы ли это были или нет, для подтверждения операции, во спасение ваших денежных средств начинается выяснение ваших данных для входа в ваш личный кабинет или информации по карте, такой как 16-значный номер, имя владельца, срок действия и CVV-код (трехзначный код на обратной стороне), а также код из СМС от банка для подтверждения операции. Также злоумышленник может попросить вас установить дополнительное программное обеспечение.

Сотрудники банка из службы безопасности или службы финансового мониторинга доступ ко всей необходимой информации имеют, и звонить вам для ее уточнения им, в отличие от злоумышленников, смысла нет.

Сообщать CVV-код и код из СМС от банка ни к в коем случае нельзя. Информация на то и секретная, чтобы ее никому не сообщать.

По поводу ПО: банки могут порекомендовать только свое собственное, никакого дополнительного.

Как себя вести в такой ситуации? Постараться закончить разговор, не сообщая никакой информации звонившему. Сотрудник банка не будет препятствовать этому, в отличие от злоумышленника. Он будет стараться не дать вам положить трубку любыми способами — это одно из доказательств. Звоним в банк, в котором обслуживаются ваши счета, и сообщаем, что вам звонили, с просьбой пояснить сложившуюся ситуацию.

Что касается схемы «звонков от правоохранительных органов». Мошенники звонят и сообщают, что проверяют информацию об «утечках» баз данных. Для чего просят вас сообщить информацию о количестве у вас банковских карт, названия банков-эмитентов и дальше весь перечень данных по картам.

Что надо понимать? Что правоохранительные органы не будут уточнять информацию лично у вас, они действуют всегда напрямую, делая запрос непосредственно в банки.

Как действовать? Так же как и со «звонком из банка». Завершаем звонок и уточняем информацию в самом банке, об утечках информации они узнают раньше, чем правоохранительные органы.

Основной совет: при звонках с неизвестных номеров всегда будьте внимательны, не предоставляйте никому конфиденциальную информацию, особенно CVV-код и пароли из СМС. Также можно установить программы-спамфильтры из Google Play или Apple Store, чтобы они сразу блокировали номера, которые «засветились» в мошеннической деятельности.

Рассмотрим теперь мошенничество в Интернете.

Как считается, если ты не «запостил» событие в социальной сети, значит этого события не было. Это точка зрения показывает, насколько глубоко соцсети проникли в нашу жизнь. Вследствие чего мошенники не обошли и эту нишу: взлом страниц ваших знакомых, клоны страниц «медийных» личностей и т. д. и т. п.

Чтобы вашу страницу в социальных сетях не взломали — надо периодически (раз в 3-6 месяцев) менять пароль и стараться делать его достаточно сложным.

Ну а если вам пришли сообщения якобы от друзей или знакомых, побуждающие вас к каким-то действиям, например, переводу денег или раскрытию личной информации, задайте наводящий вопрос, ответ на который знаете только вы и ваш знакомый, но не мошенник. А лучше связаться с вашим знакомым не по средствам социальной сети и уточнить информацию.

Также в социальных сетях есть и другой вариант мошенничества. Он направлен на создание романтических отношений. Начинается все с переписки между жертвой и мошенником. После чего начинается выманивание у жертвы денег (под разными предлогами). Когда цель достигнута, переписка прекращается.

Как избежать? Прервать общение или как минимум предложить встретиться, связаться по видеосвязи. Вы хотя бы убедитесь, что человек, с которым вы общаетесь, реальный, а не просто «аватар». И при общении можно будет узнать друг друга лучше, после чего уже решите, можно ли отправлять человеку деньги.

Мошенничество развито и в самом распространенном интернет-ресурсе, которым пользуются все — электронной почте.

Фишинговые письма — самый распространенный вид атак как на частных лиц, так и на компании. Это вид спама со ссылками, ведущими на сторонние сайты, с просьбой ввести свои данные, с вложенными файлами — в основном вредоносными программами, которые считывают введенную вами информацию.

Основной способ защиты от данного типа атак — установка антивирусного ПО, которое защитит ваши данные и заблокирует стороннее ПО.

Помимо фишинговых писем есть еще варианты «писем счастья» — это письма с информацией о крупных выигрышах, наследстве и другой материальной прибыли, когда для получения «благ» нужно связаться с неким представителем. А дальше в процессе переписки будет проводиться выманивание денег. Под предлогом того, что они необходимы на покрытие расходов, связанных с оформлением документов по передаче «выигрыша».

При просьбе перевести деньги для получения «выигрыша» можно сразу заканчивать переписку. Организации, проводящие розыгрыши, берут дополнительные расходы на себя, а юридические компании, ведущие наследственные дела, выставляют счета за свои услуги после их завершения.

Никогда не переводите денежные средства в Интернете на не проверенных платформах и неизвестным лицам. Особенно на электронные кошельки или номера телефонов!

Денис Давид, инженер по информационной безопасности группы внедрения ОБИС, ООО “ИНФОРИОН”