В работе, общении и развлечениях мы все больше полагаемся на технологии. Если я решу поработать из дома вместо того, чтобы поехать в офис, мне нужно быть уверенным в том, что мой ноутбук работает исправно, интернет-соединение стабильно и что я смогу подключиться к облачным приложениям, которые необходимы мне для работы. Однако, работая удаленно, я буду больше волноваться об исправности моего компьютера и стабильности подключения к сети, ведь в офисе есть целый ИТ-отдел для решения возникающих проблем.

Вера в технологии часто приводит к тому, что мы вынуждены полагаться на то, в чем совсем не разбираемся. Собственно, в этом и есть суть доверия. Достаточно ли я доверяю кому-то или чему-то, чтобы суметь преодолеть неопределенность последствий? Без доверия вы не сможете принять риски или сделать шаг в неизвестность, а значит, вы никогда не изменитесь. И возникает вопрос: как компании, идущие по пути цифровой трансформации, могут избежать того, что недостаток доверия к технологиям не позволит им взять на себя риски, которые сопровождают любые попытки изменений?

Довериться технологии — это в определенном смысле то же самое, что довериться другому человеку. У нас есть ряд механизмов, которые мы можем использовать. Первый — это инстинкт. Чаще всего вы уже в первые 30 секунд общения понимаете, можно ли доверять человеку. С технологиями то же самое. На наше ощущение того, стоит ли доверять устройству, сайту или средству связи влияет все, начиная от логотипа до первого опыта использования интерфейса. Исследования показывают, что мы скорее ответим на телефонный звонок со знакомого номера. Мы становимся подозрительными и не хотим предоставлять персональные данные о себе при регистрации в онлайн-сервисах, но при этом мы без сомнений даем те же данные сотруднику банка или консультанту по ипотеке.

Однако несмотря на всю мощь наших инстинктов, иногда они нас подводят. В реальном мире мы можем принять за чистую монету историю друга, хотя на самом деле он пересказывает анекдот. Или вдруг приедем в офис в воскресенье, потому что наш мозг работал «на автопилоте». Так и в цифровом мире иногда довериться инстинктам и не обдумать свои действия — не лучший выбор. Например, нажать на фишинговую ссылку, скомпрометировать персональные данные или поверить фейковым новостям.

Доверие — это не только наша инстинктивная реакция. Оно формируется постепенно через наш личный опыт и опыт других людей. Знакомясь с опытом других людей, которых вы не знаете лично, вы сокращаете неопределенность и снижаете риски. И это помогает вам увереннее двигаться вперед в неизвестность. Это называется «децентрализованное доверие». Вы скорее доверите работу в своем доме тому профессиональному декоратору, у которого высокий рейтинг и хорошая репутация в Интернете, где также могут быть показаны и результаты его работы. Это пример децентрализованного доверия. Тот же принцип работает в отношении технологий. Например, большинство людей не хотят быть первыми покупателями новинок. Но они стремятся начать использовать продукты или технологии быстрее всех до того, как они станут мейнстримом. Технологии помогают нам снизить неопределенность за счет доступа к огромным массивам данных. Эти данные можно назвать «почвой для доверия».

При этом большая часть пользователей и ИТ-специалистов предпочитают подождать и посмотреть, что будет. Идет ли речь о покупке нового смартфона или переносе данных в публичное облако, в любом случае большинству из нас нужно одобрение от тех, кто это уже попробовал, — коллег, специалистов других компаний, независимых консультантов или совершенно незнакомых людей. Как говорят ИТ-специалисты, никого еще не уволили за выбор брендов. Бренды создали себе репутацию, обеспечивая надежность, системность и отличный пользовательский опыт. Вера людей в то, что применение продуктов и услуг этих компаний позволит добиваться поставленных целей, основана на их многолетних успехах. В этом случае потенциальные риски, в том числе инвестиционные, будут ниже, чем при работе с новой или малоизвестной компанией.

Один из ключевых вопросов доверия к любой новой технологии — обеспечивает ли она безопасность? Будут ли защищены данные компании? И главный вопрос — а что будет, если все пойдет не по плану? Что произойдет, если технология даст сбой? Как мы сможем вернуть сервисы в рабочее состояние и восстановить свои данные? С учетом того, что цифровая трансформация сейчас стоит на повестке дня у всех компаний, ИТ-директоры и специалисты хотят быть уверены, что поставщики технологий, на которые они опираются, не подведут. Согласно отчету о защите данных Veeam за 2021 год, 27% руководителей компаний в регионе EMEA воспринимают киберугрозы как сдерживающий фактор инициатив по цифровой трансформации на ближайший год. Такой уровень понимания важности последствий кибератак серьезно влияет на решения руководства при выборе партнеров для реализации инициатив в области цифровой трансформации.

Более того, компании понимают, что компрометация данных — это гарантированная утрата доверия, и не важно, будут они украдены или утеряны. Согласно данным отчета, 51% руководителей считают, что простой и потеря данных негативно сказываются на доверии пользователей. 34% опасаются, что и собственные работники потеряют веру в компанию. А 43% думают, что это навредит репутации бренда. Здесь прослеживается четкая связь между защитой данных и доверием.

Что касается вопроса о том, насколько хорошо компании защищают свои данные, то из-за сбоев и незавершенных процессов резервного копирования потенциально уязвимыми остаются 58% данных. Следовательно, проблемы с защитой данных и обеспечением кибербезопасности представляют собой угрозу и для цифровой трансформации. Очевидно, что в основе отношения людей к технологии, будь то клиент, руководитель или рядовой сотрудник, всегда лежит доверие. Поэтому компаниям следует обращаться к опытным консультантам по технологиям, которые помогут им удостовериться в том, что в основе цифровой трансформации лежит прочный фундамент, а защита данных соответствует поставленным целям.

Эдвин Вейждема, технолог и специалист по глобальной стратегии развития продуктов Veeam