Цифровые технологии завоевывают мир, охватывая все континенты. И хотя сложно выразить это в цифрах, но по разным оценкам цифровая экономика обеспечивает от 4 до 15% мирового ВВП (по данным ООН).

Облачные технологии и цифровые коммуникации внесли большой вклад в глобализацию, помогая сближать людей и организации по всему миру. Однако в последнее время на первый план все больше выходят культурные особенности и различия.

Особенно это заметно в регионе ЕМЕА, где с подачи Европейского Суда сформировалось серьезное противодействие концепции свободного перемещения данных. Неприкосновенность частной жизни в этом регионе мира рассматривается как неотъемлемое право человека — и это право вступает в противоречие с концепциями свободного перемещения данных и экономики совместного потребления.

Принятый в 2018 году Общий регламент по защите данных (GDPR) стал первым примером обязательной и карающей нормативной схемы, основанной на общих принципах приватности данных. Спустя три года после вступления в силу, GDPR продолжает «показывать зубы» — нарушители его положений сталкиваются с суровыми финансовыми наказаниями.

Слишком часто действия государств, такие как введение GDPR или, например, отмена Европейским Судом системы Privacy Shield в 2020 году, с точки зрения индустрии рассматриваются как барьеры. Одна из главных причин такого отношения заключается в том, что данные — это валюта современной цифровой экономики, и барьеры для их использования воспринимаются как атака на капиталистические свободы и инновации.

Но это ограниченный подход к пониманию цифровой экономики. Данные часто рассматривались, как валюта высокомонетизируемых активов, таких как нефть или золото, Однако на самом деле они серьезно отличаются от этих традиционных активов. Данные бывают как высококонфиденциальными и сугубо личными, так и нераспознаваемыми и абсолютно бесполезными.

А вот в чем данные, особенно личные, похожи на другие сущности, такие как нефть или деньги, так это в том, что их использование необходимо регулировать.

Точно так же, как банки должны присматривать за деньгами своих клиентов, компании, которые используют данные для получения ценных монетизируемых сведений, должны подчиняться требованиям, гарантирующим защиту этих данных. Таков общественный договор, который нормативные акты типа GDPR переводят в разряд защищаемых законом.

Чтобы успешно работать в регионе ЕМЕА, технологические и облачные компании должны понимать, что неприкосновенность частной жизни и доверие — это краеугольные камни культуры европейского общества. Поставщики и мирового, и регионального уровня должны разбираться в тонкостях европейского подхода к обеспечению конфиденциальности и суверенитета, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов.

Например, созданный представителями деловых, научных и политических кругов проект GAIA-X project направлен на появление в Европе инфраструктуры данных нового поколения. Концепция проекта предусматривает создание цифровой экосистемы, в которой получение, обработка и предоставление данных и сервисов на их основе производятся в обстановке доверия — как в Европе, так и за ее пределами.

Облачные поставщики, работающие в регионе ЕМЕА, могут столкнуться с негативными последствиями подобных инициатив, если их собственные методы сбора, предоставления и защиты данных не будут соответствовать европейским ценностям охраны конфиденциальности.

Это еще раз подтверждает мнение, что ключевая цель технологий и бизнеса — люди. Отношение к неприкосновенности частной жизни в различных культурах — это вызов, с которым крупным технологическим компаниям еще предстоит разобраться. История этого вопроса длинная и очень сложная. Ее корни лежат в социальных, политических и экономических традициях каждой конкретной нации.

Но факт остается фактом: неприкосновенность частной жизни является одним из неотъемлемых прав человека, и техногигантам вряд ли удастся его игнорировать. Игрокам облачного сегмента особенно важно учитывать эти требования, а не пытаться с ними бороться. Только так этот рынок сможет продолжить свой стремительный рост, который мы наблюдаем в последнее десятилетие.

Дэниел Фрид, генеральный директор и старший вице-президент Veeam по региону ЕМЕА и глобальным каналам сбыта