В преддверии намеченной на 17 февраля онлайн-конференции «Современный цифровой офис 2022» редакция itWeek обратилась к отраслевым экспертам с предложением поделиться своим видением ситуации в сфере организации удаленной/гибридной работы и соответствующей трансформации традиционного офиса, складывающейся в нынешнем году на фоне утихания пандемии в России.

Вот что нам рассказал Алексей Парфентьев, руководитель отдела аналитики «СёрчИнформ».

После двух лет пандемии коронавируса далеко не все организации адаптировались к гибридной модели работы, сочетающий традиционное присутствие в офисе и удаленную работу из дома и других мест. В чем преимущества и недостатки такой модели и какие организационные и технологические проблемы приходится решать?

Технологических проблем вынести оцифрованные бизнес-процессы за пределы компании нет. Путь адаптации к гибридной модели работы идёт так долго и тяжело потому, что встают вопросы безопасности. Сейчас можно дать удалённый доступ к любому сервису и ресурсу, однако сотрудники могут подключаться с устройств, которые не принадлежат компании. Работодателю сложно оценить, стоят ли на этих устройствах надежные антивирусные программы, обновлены ли сервисы до новейших версий, не получает ли доступ к информации с этого компьютера кто-то третий. С точки зрения закона устанавливать системы защиты от утечек информации и другие ИБ-программы сложно, поэтому работодателям приходится искать другие варианты: выдавать на дом корпоративные ноутбуки, организовывать подключение к виртуальным машинам, чтобы сотрудники работали на удалённом рабочем столе и не могли выгрузить информацию на личные девайсы.

Есть ещё одна проблема скорее функциональная, хотя и менее выражена, чем информационная безопасность. Работодатели могут столкнуться с тем, что не все сервисы будут работать бесперебойно. Дело в том, что от разработчиков корпоративных систем теперь требуется поддерживать большее количество подключаемых устройств. Раньше сотрудники пользовались одним корпоративным ноутбуком или компьютером, и всё гарантированно работало. Но как только потребовалось подключать к одному серверу мобильный телефон или планшет, начали появляться проблемы: системой поддерживается другой браузер, разрешение и ориентация экрана не подходят под такой тип устройств и т. д.

Каким вы видите будущее цифровых технологий в офисе? Можно ли ожидать реализации платформенного подхода к построению распределенного цифрового офиса будущего?

Платформенный подход неминуемо закрепится в будущем, когда офисные границы будут очерчены не стенами здания, а цифровыми технологиями. Будет некий цифровой периметр, вход в который не будет зависеть от фактического местоположения. Следующий этап, на который все перейдут, — это найм сотрудников не внутри одной страны, а между странами. Некоторые так и работают, но в общей массе люди пока скептически относятся к идее сидеть в Архангельске, а работать в Калифорнии, если работа не связана с ИТ. Со временем такой формат работы приобретёт большую популярность и станет обыденностью не только для технологических, но и для производственных компаний.

Это повлияет не только на сотрудников, но и работодателей, которым нужно по-новому организовывать работу с технической точки зрения. Раньше компании старались расположить сервисы у себя, чтобы они были развернуты в серверной внутри организации. Сейчас же всё постепенно приводят к гибридной работе: что-то находится в облаках, что-то в офисе и т. п. И подобный формат будет востребован у всех компании. Однако не очень верю, что это приведёт к активному использованию SaaS (подписке на софт вместо закупки лицензии) или к повальной аренде вычислительных мощностей в дата-центрах, а не размещению у заказчика внутри.

Зарегистрироваться для участия в конференции «Современный цифровой офис 2022» можно на сайте.