В современном мире, где информация является ценным активом, сквозное шифрование играет важную роль в обеспечении безопасности и эффективности в сфере грузоперевозок. Внедрение этой технологии приносит пользу всем участникам процесса, начиная от отправителей и перевозчиков, заканчивая получателями и другими заинтересованными сторонами. Рассмотрим подробнее использование сквозного шифровании в логистике.

Сквозное шифрование в логистике

Сквозное шифрование (end-to-end encryption, E2EE) — метод передачи данных, при котором данные шифруются на одном устройстве отправителя и расшифровываются только получателем. Это могут быть чаты, звонки, передача документов и другие данные, которые будут доступны только собеседникам и защищены от попадания другим лицам.

В логистике применение технологий сквозного шифрования обеспечивает защищенность и прозрачность процессов передачи данных, экономию ресурсов и повышение удовлетворенности клиентов. Сегодня сквозное шифрование используется в цепочках поставок многих крупных компаний. Так, например, DHL внедрила систему «MyDHL», которая позволяет клиентам получать точную информацию о состоянии и местонахождении грузов. Среди крупных отечественных компаний Ozon, «СберЛогистика» и др. успешно применяют технологии сквозного шифрования в направлении онлайн-отслеживания товаров.

Использование сквозного шифрования в цепочках поставок позволяет отслеживать движение товаров от производителя до конечного потребителя и защищать данные от несанкционированного доступа. Это особенно важно, поскольку любая цепочка поставок включает в себя множество этапов: закупка, распределение, сортировка, отправление до распределительного центра, хранение и доставка до получателя. Многие процессы могут длиться по несколько месяцев и состоять из большого количества документов и платежей, в которых участвует несколько юридических лиц. Именно здесь появляется необходимость в надежной системе для обмена данными.

Принципы сквозного шифрования внедряются в логистику во многом благодаря блокчейну. При помощи этой смежной технологии многие логистические компании организовывают транзакции между банками по всему миру, управляют цепочками поставок, интегрируют системы смарт-контрактов между грузоперевозчиками и грузоотправителями и т. д.

Как используется блокчейн в логистике?

Блокчейн — технология, которая позволяет хранить информацию в распределенной базе данных. Это означает, что файлы не хранятся на одном сервере, а распределяются по сети компьютеров. Распределенные данные гарантируют свою подлинность и неизменность.

В логистике блокчейн используется в разных сценариях. Прежде всего, технология востребована при отслеживании движения товаров и услуг. Транзакции, связанные с грузами, добавляются в блокчейн в виде нового фрагмента. Каждый фрагмент получает уникальный номер и связывается с информацией о предыдущем фрагменте. Таким образом, формируются данные, которые отслеживают движение товара или услуги от производителя до потребителя. Например, «Почта России» внедряет блокчейн-технологию для обмена электронными доверенностями. Такая технология работы с документами позволяет участникам цепочки поставок видеть только ту информацию, которая им необходима для выполнения своих задач. Для остальных участников грузоперевозок возможность просматривать или изменять данные, которые им не принадлежат будет недоступной. Еще одним ярким примером использования блокчейна является компания «РЖД», которая применяет технологию для контейнерных перевозок. Такой способ использования технологии помогает компании сократить проблемы простоев и ускорить передачу документов.

Кроме того, в России уже давно есть реализованные блокчейн-проекты в сфере страхования грузов. Например, «Ренессанс страхование» совместно с ГК «Деловые Линии» использует принципы блокчейна в своих страховых продуктах, что позволяет снизить риск возникновения ошибок и сократить расходы на обработку данных. Автоматизированный подход к выплатам приводит к значительному ускорению самого процесса выплат и как следствие повышению удовлетворенности клиентов. Среди других блокчейн-проектов в сфере страхования заслуживают упоминания платформа «Цунами», многочисленные разработки «Сбера» и других банков.

Трудности на пути внедрения сквозного шифрования

Одно из главных преимуществ сквозного шифрования состоит в повышении безопасности хранения данных. Благодаря внедрению E2EE-модели, все сообщения остаются зашифрованными и недоступными к прочтению хакерами, даже в случае кражи информации. Используя решения на основе сквозного шифрования, заказчик или грузоперевозчик защищает себя от неожиданных потерь информации о клиентах, поставках, счетах, изменения или подмены важных деталей в документах. Особенно важно это сегодня, когда кибербезопасность оказывается чрезвычайно значимым аспектом, на который стоит обращать внимание ведущим игрокам рынка. По данным экспертов Kaspersky, в первом полугодии 2022 года доля компьютеров в транспорте и логистике, на которых были заблокированы вредоносные объекты, выросла почти в два раза по сравнению с 2021-м — с 17,9 до 34,1%. Количество кибератак на российские компании по итогам второго квартала 2023 года выросло примерно на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2022-го. Наиболее значимыми нападениями в прошлом году стали атаки на ИТ-ресурсы крупной ЖД компании и электронных транспортных накладных на таможне.

Несмотря на то, что системы сквозного шифрования имеют большой потенциал, 70% российских компаний-грузоперевозчиков до сих пор ведут учет деятельности в Excel-таблицах или на бумажных носителях. Из-за нежелания переходить на новые цифровые системы грузоперевозчики теряют свои данные: так, например, в отрасли транспорта и логистики каждое 88-е письмо было фишинговым. Многие компании не спешат внедрять сквозное шифрование по разным причинам. Главным препятствием, как правило, становятся финансовые ограничения. Для среднего бизнеса внедрение новых технологий может оказаться достаточно затратным делом: интеграция или разработка собственного решения, обучение сотрудников и найм водителей, готовых работать по новым правилам, — все это требует значительных трат временных и денежных ресурсов. Тем не менее, очевидно, что для решения многих проблем в логистике развитие и совершенствование ИТ-инфраструктуры может оказаться одним из ключевых факторов развития.