В России аутсорсинг ИТ-услуг долгое время был дежурной темой теоретических рассуждений о плюсах и минусах передачи обслуживания ИТ-инфраструктуры сторонней организации. Сегодня для многих компаний этот путь становится чуть ли не единственной альтернативой решения стоящих перед ними проблем. К подобному выводу подталкивает сообщение одного из лидеров отечественного розничного рынка бытовой техники и электроники компании “М.Видео” о ее контракте такого рода с фирмой “Инфосистемы Джет”.

Если еще год назад в сети “М.Видео” было 43 гипермаркета, то сегодня их уже 103 и расположены они в 35 регионах России. Столь быстрый рост требует адекватного развития информационных систем, но собственных ресурсов для этого у “М.Видео” просто нет. Как рассказал ИТ-директор компании Жорж Корреа, они с каждым годом испытывают всё больший дефицит в квалифицированных специалистах, зарплата которых растет на глазах, а риск, связанный с их уходом к другому работодателю, очень высок. Другая проблема — необходимость создания собственного дата-центра (ЦОД), обладающего современными средствами резервного питания, климатического контроля, автоматического пожаротушения, охранной сигнализации. Иными словами, всего того, что призвано обеспечить непрерывность бизнеса розничной сети, работающей ежедневно и круглосуточно. Не говоря уже о технической сложности построения такого ЦОДа, в офисе “М.Видео” просто не было свободных площадей для его размещения.

Всё это привело руководство компании к решению о передаче на аутсорсинг серверного комплекса (Sun Microsystems) и системы хранения (Hitachi Data Systems), поддерживающих работу ERP-системы SAP R/3. Тендер выиграла фирма “Инфосистемы Джет”. Помимо высокой квалификации ее специалистов и привлекательных технико-экономических показателей сделанного предложения такой выбор объясняется еще и тем, что “Инфосистемы Джет” на протяжении ряда лет успешно занимались технической поддержкой и обслуживанием ряда систем в “М.Видео”.

Проект, стартовавший в начале нынешнего года, предполагал перенос оборудования в центр обработки и хранения данных М1 группы компаний Stack, подключение его по выделенным каналам передачи данных к офису “М.Видео” и запуск в эксплуатацию. На всё это отводилось 24 часа. И хотя специалистам “Инфосистем Джет” удалось уложиться в 16 часов, сам переход на новую площадку неоднократно откладывался. Самым узким местом в условиях России, по мнению директора “Инфосистем Джет” по развитию бизнеса сервисных услуг Дмитрия Фишелева, является предоставление каналов передачи данных с гарантированным уровнем обслуживания. Поскольку ни один из провайдеров не захотел включить подобные показатели в контракт, специалисты аутсорсера пошли по пути дублирования канальной емкости, заключив контракты с двумя провайдерами коммуникационных услуг. Одна линия стала основной, вторая — резервной, а переключение между ними в случае необходимости производится автоматически.

Эксплуатация серверного комплекса на новой площадке началась в мае. В сервисном центре “Инфосистем Джет” круглосуточно работает дежурная смена инженеров, которые дистанционно выполняют резервное копирование данных, контролируют физическое состояние оборудования, климатические параметры серверного помещения (влажность, температура) и напряжение в сети, а также осуществляют администрирование серверного комплекса, включая базовое администрирование CУБД Oracle и SAP R/3. Прикладное администрирование СУБД и бизнес-приложений по-прежнему находится в зоне ответственности ИТ-специалистов “М.Видео”, они же определяют стратегию развития своей информационной системы.

Жорж Корреа полагает, что все поставленные цели в результате перехода на аутсорсинг достигнуты: повысились показатели надежности и доступности ERP-системы, обеспечен непрерывный процесс документирования изменений, вносимых в ИС, сокращены расходы на содержание собственного персонала и размещение оборудования на дорогостоящих офисных площадях. По-мнению Дмитрия Фишелева, для поставщика услуг аутсорсинговые контракты имеют смысл, только если они заключаются на длительные сроки. К примеру, затраты “Инфосистем Джет” по этому проекту окупятся, по его оценкам, за 3—3,5 года. Контракт с “М.Видео” заключен на 5 лет.