К своему пятнадцатилетнему юбилею работы в России московское представительство Microsoft подошло с рекордным показателем динамики развития бизнеса: в 2007-м финансовом году по сравнению с 2006-м бизнес корпорации в нашей стране вырос на 107%*. Уже много лет компания не называет абсолютные сведения о своих продажах, но если использовать данные за предыдущие годы (см. рисунок), то общий объем бизнеса в прошедшем финансовом году можно оценить в диапазоне 600--700 млн. долл., а в ценах для конечного пользователя — приблизительно в 1 млрд. долл.

Результат действительно впечатляющий. Однако представленные данные интересны даже не столько в разрезе бизнеса Microsoft как такового, сколько в плане понимания общей ситуации на российском ИТ-рынке. Этот тезис, наверное, не требует особого пояснения: глобальное присутствие технологий корпорации практически во всех сегментах превращает ее собственные результаты в хороший индикатор развития рынка в целом. В контексте именно такой постановки вопроса 17 сентября в Москве прошла традиционная пресс-конференция Microsoft, посвященная итогам деятельности компании в России в очередном финансовом году.

За счет чего было достигнуто двукратное увеличение бизнеса, причем не при старте с нулевых отметок, а уже в достаточно зрелом его статусе? Отвечая на этот вопрос, генеральный директор “Майкрософт Рус” Биргер Стен отметил три ключевых пункта:

  • улучшение общей рыночной конъюнктуры в России;
  • эффект от усилий Microsoft за последние десять лет;
  • активная работа всего офиса в прошедшем году.

Конечно, главная объективная причина роста сформулирована в первом пункте, где, по-видимому, стоит выделить два фактора: повышение спроса на ИТ со стороны потребителей (как корпоративных, так и частных) и существенный прогресс в области соблюдения авторских прав на ПО, сокращение уровня пиратства. Впрочем, тут нужно отметить: в улучшении рыночной ситуации в России есть немалая заслуга и самой Microsoft. Ведь стратегия работы корпорации здесь изначально строилась исходя из задачи развития всего рынка, а не “отъедания” процентов у конкурентов.

Основные показатели роста бизнеса Microsoft в России в 2007-м финансовом году

  • Общий рост бизнеса — 107%. Общая численность представительства увеличилась на 150 человек, сейчас в нем насчитывается более 500 сотрудников.
  • Рост продаж Windows — 81%. Всего продано более 3,1 млн. лицензионных копий Windows, из них 521 тыс. — Windows Vista; рост продаж предустановленных OEM-версий ОС составил 59%.
  • Рост продаж пакетов Microsoft Office — 100%, в частности продажи Microsoft Project выросли на 102%, а Microsoft Visio — на 109%. Объем поставок Microsoft Office 2007 достиг отметки в 400 тыс. лицензий.
  • Продажи серверных ОС выросли на 103% по сравнению с 2006-м финансовым годом. Опережающими темпами увеличивались поставки решений по безопасности на базе ISA Server (117%) и Management Server (109%).
  • Самым быстрорастущим направлением было Windows Mobile: рост продаж ОС для мобильных устройств достиг 198%.

В 2007 г. в нашей стране продемонстрированы самые высокие темпы роста бизнеса Microsoft по сравнению с другими регионами мира, в том числе развивающимися рынками. Но что еще важнее, по абсолютным показателям Россия вплотную приблизилась к Европе. Правда, потенциал роста пока далеко не исчерпан, учитывая, например, что нам еще только предстоит обойти Голландию. Тем не менее значимость российского рынка для корпорации существенно возросла, что должно повлечь увеличение ресурсов, выделяемых для него штаб-квартирой компании.

В своем выступлении руководитель российского отделения Microsoft подчеркнул, что работа корпорации в нашей стране в долгосрочной перспективе строится исходя из задачи “сделать Россию более важной для Microsoft, а Microsoft — для России” и в соответствии с семью ключевыми направлениями, сформулированными еще год назад:

  • предложение технологий мирового уровня. С 2007-го финансового года компания впервые стала предлагать полный спектр своих технологий, продуктов и сервисов, в том числе для мобильных и домашних пользователей;
  • развитие бизнеса в регионах. Именно за счет регионов партнерская сеть Microsoft выросла более чем вдвое, всего она насчитывает около 6200 компаний. Число региональных офисов увеличилось с 20 до 29, а общий штат сотрудников в них -- с 80 до 102 человек. Региональный объем продаж вырос на 110% и составляет 55% от общих абсолютных показателей;
  • противодействие компьютерному пиратству. По данным IDC, уровень пиратства в России снизился до 80%. Доля ПК, проданных с установленной лицензионной Windows, выросла до 48%;
  • использование решений в качестве основы бизнеса. В прошедшем финансовом году увеличился спрос на пакетные бизнес-решения (ПО + проектирование + внедрение + сопровождение). В “Майкрософт Рус” в два раза выросло подразделение консалтинга и технической поддержки корпоративных заказчиков;
  • построение национальной индустрии ПО. Компания проводит целый комплекс маркетинговых программ поддержки софтверных разработчиков разного уровня — от студентов до профессионалов высшего класса. Одним из признаков коммерциализации результатов труда программистов является то, что в прошедшем финансовом году продажи средств разработки выросли более чем в два раза;
  • образование XXI века. Microsoft активно участвует в реализации российского национального проекта “Образование” и в то же время проводит ряд собственных программ под общим названием “Партнерство в образовании”. Успешно развивается сотрудничество с российскими вузами;
  • Microsoft в каждый дом. Здесь речь идет о программах по повышению доступности ИТ для самых широких слоев населения, в том числе для тех, кому средства не позволяют приобрести ПК или платить за обучение.

Одним из заметных качественных результатов прошедшего года является значительный успех российского офиса Microsoft в расширении сотрудничества с государственными организациями и региональными администрациями. Так, со многими российскими регионами были подписаны стратегические соглашения в области развития информационных технологий. Показательным примером тут служит взаимодействие с Республикой Татарстан, в ходе которого проводится локализация продуктов компании и осуществляется целый ряд проектов по информатизации органов государственной власти.

Однако вполне естественно, что в ходе развития бизнеса возникают и проблемы роста. Например, в течение последнего года на российском рынке по крайней мере дважды возникал дефицит ПО Microsoft. Комментируя эту тему, Биргер Стен объяснил эти трудности резким ростом поставок ПО. Дистрибьюторам Microsoft приходилось на ходу перестраивать логистику для работы с более высокими объемами, но сейчас корректировка схем доставки программных продуктов уже завершена.

Отметим и то, что всё же не во всех сферах деятельности Microsoft работа идет одинаково успешно. Например, в последние годы затяжной кризис переживает направление бизнес-решений семейства Dynamics, темпы роста продаж которых заметно отстают как от общих показателей корпорации, так и от показателей конкурентов в сфере ERP.

Каковы же перспективы дальнейшего роста бизнеса Microsoft в России? Этот вопрос интересен тем, что речь здесь опять же идет не столько о самой компании, сколько об ИТ-рынке в целом. И тут примечательно, что практически все 15 лет работы на этом рынке в качестве главного сдерживающего фактора в Microsoft называли пиратство. Однако за последнюю пару лет акценты существенно сместились: сегодня на первый план выходит кадровая проблема, начиная от набора сотрудников для представительства и закачивая нужным количеством специалистов у заказчиков. Собственно, необходимостью решения этой стратегической задачи во многом и объясняется особое внимание корпорации к образовательной сфере.