Российские операторы связи всерьез рассматривают концепцию Triple Play для предоставления услуг домашним пользователям. Подобные услуги в “боевом режиме” в Москве уже оказывает Центральный телеграф (бренд QWERTY), в ближайшем будущем можно ожидать, что тандем МГТС — “Комстар Директ”, а также “Корбина Телеком” тоже активизируют свои усилия в этом направлении.

Конфигурация рынка

В странах Западной Европы первые предложения, объединяющие передачу голоса, видео и данных по одному каналу (Triple Play), стали появляться несколько лет назад, в основном они запускались крупными операторами связи, которые столкнулись с падением ARPU и насыщением телекоммуникационного рынка. Однако, по данным исследовательской компании “ГфК-Русь”, российские традиционные и альтернативные операторы пока еще не использовали весь потенциал рынка, поэтому распространение Triple Play в России в ближайший год будет нишевым. Провайдеры пока не готовы запустить подобный сервис в массовом масштабе, но проявляют явный интерес к таким проектам, поскольку для них самое время пытаться найти успешную бизнес-модель на ближайшее будущее, им важно понять, насколько эффективной будет интеграция услуг платного телевидения и широкополосного доступа в Интернет.

При этом с точки зрения технологий всё готово к “интерактивной революции” — предоставлению полноценных сервисов Triple Play, когда по единому каналу пользователь может получить не только доступ в глобальную информационную сеть Интернет, но и интерактивное цифровое телевидение, видео по запросу, голосовые и видеоуслуги, а также дополнительные персонифицированные сервисы. Наиболее перспективными в плане доходности для операторов можно считать услуги интерактивных развлечений, видеовещания, селективно оплачиваемого видео PPV (Pay-Per-View) и видео по запросу VoD (Video-on-Demand). Совместно с высокоскоростным доступом в Интернет и традиционными телефонными услугами сервис Triple Play (голос/видео/данные) дает возможность формировать привлекательные для абонента пакеты обслуживания, позволяющие увеличить средний чек абонента (ARPU) и повысить прибыль оператора связи. Вдобавок, благодаря пакетным предложениям, компаниям удается поддерживать доходность в условиях падения спроса на фиксированную телефонию и острой конкуренции с мобильными операторами.

На начало III квартала 2007 г., согласно данным исследования, проведенного компанией “ГфК-Русь”, цифровое телевидение в среднем по России есть у 1% населения (в Москве этот показатель составляет около 5% ). Кабельное телевидение распространено гораздо более широко: почти 20% респондентов сообщили, что подключены к его сетям, причем в связи с активной деятельностью операторов кабельного ТВ в северо-западном регионе доля абонентов этого сервиса там выше, чем в среднем по России, и составляет 28%.

Концепция и составляющие

На рынке аппаратно-программных решений для услуг “всё в одном” значимое место занимают решения компании Allied Telesis, для формирования базовой инфраструктуры предоставления потребителям полного пакета улучшенных услуг, существенно повышающих доходность оператора связи. При грамотном маркетинге, разумеется. К услугам этого типа относятся высокоскоростной доступ в Интернет для домашних пользователей и организаций, телефонные услуги, включая обслуживание с фиксированной абонентской платой, а также широковещательные и специализированные телевизионные каналы, работа с видео (как с платой за просмотр, так и видео по запросу, абонементные услуги, персональная видеозапись), электронная программы телепередач. Также можно отметить направленную рекламу с персонифицированным контентом, создание на базе Triple Play системы для обслуживания интеллектуальных домов (беспроводная внутридомовая сеть, передача телеметрических данных, каналы для видеоданных из системы безопасности).

Рентабельная реализация таких услуг возможна только в архитектуре Ethernet/IP — подобные сети уже проложены у крупных и средних игроков рынка и в равной степени обеспечивают масштабируемость, надежность и низкую стоимость совершенствования с точки зрения увеличения скорости передачи данных. Более того, опора на стандартные протоколы и технологии, подобные IGMP (Internet Group Management Protocol, протокол управления группами Интернета) и CoS/QoS (Class of Service/Quality of Service — класс обслуживания/качество обслуживания), гарантирует операторам связи надежность предоставления пакета услуг голос/видео/данные вместе с дополнительными функциями, генерирующими добавочную стоимость и доход.

Инфраструктура Triple Play

Строительными блоками инфраструктуры “всё в одном” являются несколько совместно действующих элементов, обеспечивающих реализацию и предоставление услуг голоса, видео и данных.

Во-первых, это находящийся в наиболее удобном месте сети передающий центр видеовещания (video head-end), который не только формирует и агрегирует видеосодержимое (контент), но и управляет им. Такой центр оснащен антеннами, приемниками, кодировщиками, системами цифрового монтажа и видеосерверами, причем всё это оборудование необходимо для создания и управления передаваемыми в сеть видеопотоками IP. С помощью дискоовго массива организуется хранение ресурсов видео по запросу VoD или почти видео по запросу nVoD (near Video on Demand), также центр видеовещания управляет набором дополнительных функций, например сетевой персональной видеозаписью или персонифицированной рекламой.

Сегодня несколько компаний предлагают видеокодеры IP, обычно на основе MPEG-2, для выходных потоков 10/100 Мбит/с и даже для Gigabit Ethernet. Эти кодеры имеют настраиваемую битовую скорость для видеоканалов с типичной скоростью 3,5—4,0 Мбит/с. Для решения Allied Telesis можно применять кодеры от Minerva и SkyStream Networks.

Во-вторых, передача голоса, которую можно успешно провести поверх систем Ethernet/IP, поскольку во многих сетях доступны функции гарантированного качества обслуживания (QoS), без наличия которого большие потоки трафика данных будет существенно влиять на качество передачи голосовых потоков.

Технология передачи голоса поверх IP (VoIP) позволяет операторам связи и поставщикам услуг обойти ограничения традиционных абонентских линий, снизить стоимость предоставления услуги и ускорить настройку ее параметров. Кроме того, IP-телефония открывает абонентам широкий набор дополнительных функций, основанных на применении программных коммутаторов (soft-switch), шлюзов-привратников (gatekeeper), SIP-прокси и менеджеров вызовов (Call Manager). К примеру, Allied Telesis обеспечивает сквозные решения VoIP в шлюзах территориальных сетей серии RG600 с поддержкой протоколов сигнализации SIP, H.323 и MGCP вместе с основными “телефонными” интерфейсами (скажем, FXS и ETSI ISDN BRI). Также можно использовать шлюзы производства Mediatrix, General Bandwidth и Vegastream.

В-третьих, передача данных. Для комбинированных сетей доступа, где используется оптоволокно и DSL, предназначены мощные платформы Metro Ethernet операторского класса, поддерживающие множество абонентских интерфейсов —10/100, Gigabit Ethernet, DSL и др. Такие решения идеально подходят для предоставления услуг по волоконно-оптическим линиям или каналам DSL для территориальных сетей и организаций. К примеру, Telesyn 9000 — платформа доступа для FTTx и DSL с Triple Play, а также для расширенных бизнес-услуг с высокими требованиями к качеству каналов передачи данных. Она подходит для операторов связи в сетях Metro Ethernet, обслуживающих бизнес-клиентов, которым необходимо надежно и гибко соединить сегментированные подсети, сети VLAN либо группы пользователей в пределах одного или нескольких удаленных подразделений.

К слову, для IP-транспорта Triple Play на территории абонента (CPE) требуется экономичный полнофункциональный медийный шлюз — для этого можно использовать оборудование серий iMG600. Обычно в таких устройствах для подключения Ethernet-устройств абонентов (например, ПК, переносных компьютеров, принтеров или приставок STB) служат несколько портов 10/100 Ethernet, каждый из которых поддерживает пропускную способность в широком диапазоне скоростей. Шлюзы обеспечивают полноценную поддержку ограничений полосы пропускания на портах 10/100 с возможностями гранулярного наращивания, что позволяет операторам связи согласовать различные пакеты услуг с требованиями и желанием разных абонентов, а значит, получить новые источники дохода. Безопасность сети оператора связи увеличивается за счет защиты от “наводнения” пакетами, созданными злоумышленниками.

Временами проекты в области Triple Play становятся неудачными просто потому, что они слишком сложны для эффективного управления со стороны оператора, — техническим службам необходимо правильно настроить и точно сконфигурировать концентраторы, коммутаторы, маршрутизаторы, территориальные шлюзы, приставки STB, видеосерверы, мультиплексоры DSLAM и другие составляющие систему компоненты, иначе можно забыть о единой системе. При этом совсем не так просто обеспечить доступ не только ко всем компонентам, но и к каждому из них в отдельности. Реализация такой задачи приводит к увеличению затрат на эксплуатацию и возникновению сложных технических проблем, способных вызвать отключение сети. Устранить проблемы этого рода помогают программные пакеты, позволяющие конфигурировать из одного места все сетевые компоненты (к примеру, Zero Touch Configurator, конфигуратор без вмешательства). Такое ПО состоит из несколько элементов: веб-интерфейса, сервера TFTP со встроенным клиентом и сервера ZTC (гибкое приложение, самостоятельно адаптирующееся к сети и используемым в ней системам эксплуатационной поддержки Operations Support System) с собственной базой данных (служит для хранения конфигурационных данных сетевых устройств), которая обеспечивает несколько уровней безопасности, профилей пользователей и конфигураций устройств, причем с поддержкой ряда протоколов (TFTP, HTTP, HTTPS и т. д.). В целом подобные пакеты управления позволяют сделать управление сетью простым и защищенным, несмотря на взаимоисключающую природу этих характеристик.