Кроме “чистого” доступа в сеть Интернет для пользователей, обладающих мобильными модемами и портативными компьютерами, операторы сотовой связи, активно развивающие сети 3G, обратили внимание на весьма обширную категорию мобильных профессионалов — тех, кто для делового общения регулярно пользуется электронной почтой. Однако известный всем BlackBerry работает только в том случае, если на стороне клиента установлен специальный и, отмечу, весьма не дешевый сервер, обеспечивающий синхронизацию электронных сообщений. Следовательно, частным пользователям BlackBerry недоступен вовсе. В то же время число частных абонентов, заинтересованных в почтовом сервисе для мобильных устройств, постоянно растет — большинство из них может позволить себе новые коммуникаторы и смартфоны, поддерживающие сети UMTS (Universal Mobile Telecommunications System). Именно эта категория пользователей, на мой взгляд, может придать мощный импульс развитию дополнительных услуг в сетях 3G — и некоторые компании уже стали обращать на них свое внимание.

Можно назвать следующие типовые потребности мобильных профессионалов из числа частных пользователей: быстрая загрузка сообщений электронной почты (в идеале — в режиме реального времени), синхронизация поступивших сообщений между основным почтовым ящиком, размещенным на удаленном сервере, и мобильным устройством, приведение к единому знаменателю списка контактов и встреч (если пользователь ведет такой список в Microsoft Outlook). При этом программное решение должно быть простым в инсталляции, грамотно локализованным и работать с широким спектром смартфонов и коммуникаторов. Пока на российском рынке можно видеть только одно подобное решение, доступное частным пользователям, — речь идет о проекте MegaSync от компании “МегаФон”, его с некоторыми оговорками можно считать прообразом услуг нового поколения. Вместе с тем решение “Мобильная почта” от “Билайна” к сервисам для частных пользователей отнести нельзя — оно, как и BlackBerry, требует выделенного сервера для каждого клиента.

В случае с MegaSync выбрано давнее решение IntelliSync от Nokia, хотя в перспективе все аналогичные сервисы (не исключая и проект “МегаФона”) будут поддерживать стандарт SyncML, т. е. услуга станет доступной для 70--80% современных мобильных телефонов.

Важно отметить, что подобные почтовые online-сервисы, поддерживающие синхронизацию данных на стороне оператора, позволяют абоненту выбирать любую модель смартфона или коммуникатора из тех, что доступны на рынке: как UMTS-ready с поддержкой протокола HSDPA (High-Speed Downlink Packet Access), так и обычные гаджеты для сетей 2--2,5G с поддержкой GPRS/EDGE (General Packet Radio Service/Enhanced Data rates for GSM Evolution).

К достоинствам подобных сервисов нужно отнести и возможность удаленного управления устройствами (загрузка данных, программ, обновление системного ПО и т. д.), что серьезно облегчает жизнь ИТ-подразделения даже небольшой компании. Сюда же можно добавить дистанционное удаление конфиденциальных данных с устройства в случае его утери — достаточно отправить сервисную команду, которая сотрет все данные на смартфоне или коммуникаторе, как только он будет доступен в сети.

Внедрить подобные сервисы синхронизации на современной сети оператора в принципе несложно. Для этого надо выделить отдельный таймслот для передачи данных и специальный сервер для обработки логики услуги, но, правда, может возникнуть необходимость в дорогостоящих лицензиях на какие-либо закрытые технологии, а также в согласовании отдельных механизмов криптозащиты с контролирующими структурами (а это процесс длительный). Напомним, BlackBerry не запущен в России именно из-за этого.