Стратегия развития онлайн-бизнеса Microsoft в России

Один миллиард долларов — именно такой прогноз расширения российского рынка интернет-рекламы к 2010 г. стал базовым фоном для первого публичного представления стратегии развития онлайнового бизнеса Microsoft в нашей стране. По оценкам корпорации, озвученным директором подразделения онлайн-сервисов “Майкрософт Рус” Михалом Чупой, через три года она войдет в тройку лидеров российского интернет-рынка, на долю которой будет приходиться 70--80% доходов от онлайн-рекламы. Более того, амбициозные планы московского офиса компании предполагают, что ему удастся занять как минимум четвертое место по объему доходов от онлайнового бизнеса среди других представительств Microsoft. Это будет достигнуто за счет четырех ключевых направлений: видео, сервисов Windows Live, услуг поиска и сервисов для мобильных телефонов.

Как известно, Microsoft — один из крупнейших в мире игроков интернет-бизнеса, стабильно входящий в тройку лидеров по разным критериям оценок (объемы доходов, число посетителей) независимых аналитиков. Этим направлением в корпорации занимается подразделение Online Service Business (OSB), объем доходов которого в закончившемся 2007-м финансовом году увеличился на 7,6% -- до 2,5 млрд. долл. Правда, почти все годы существования этого вида деятельности оно было убыточным для корпорации (в 2007-м — 732 млн. долл. убытков), однако в случае Microsoft это почти ни о чем не говорит: компания вполне может себе позволить делать огромные вложения (в том числе приобретая перспективных игроков) в развитие онлайнового бизнеса, понимая, что он может стать уже в самое ближайшее время ключевым для корпорации в целом.

История OSB началась еще в первой половине 90-х годов в виде создания MSN (сеть Microsoft Network), которую корпорация поначалу пыталась позиционировать как альтернативу Интернету, но в тот момент явно переоценила свои силы. Это, кстати, считается одной из немногих стратегических ошибок в истории Microsoft, из-за которой она оказалась в роли догоняющих на стремительно развивающемся интернет-рынке. Тем не менее информационный портал MSN является сегодня одним из мировых лидеров по посещаемости. Несколько лет назад из него выделилось отдельное направление онлайновых сервисов Microsoft Live (в том числе и Windows Live). Именно MSN и Microsoft Live составляют сегодня основу деятельности Microsoft OSB.

Свою работу в России в сфере онлайнового бизнеса Microsoft начала полтора года назад с создания соответствующего подразделения в составе “Майкрософт Рус” и с тех пор последовательно запустила несколько русскоязычных ресурсов и сервисов — Live Messenger, Live Space, MSN.ru и Live Hotmail. Тем не менее до недавнего времени работа OSB в нашей стране проходила как бы в режиме бета-тестирования: лишь сейчас компания широко объявила об этой своей деятельности, о планах на будущее. Момент был выбран не случайно: как раз накануне корпорация широко представила обновленный и расширенный набор своих служб Windows Live (см. PC Week/RE, № 43/2007).

Одним из ключевых направлений работы OSB в России должно стать развитие портала MSN.ru, на котором еще летом был открыт видеораздел, где доступны концерты, в том числе “живые”, ведущих мировых звезд. Там же с помощью сервиса MSN Video можно просматривать профессиональное видео, а услуга Soapbox, которая станет доступной в декабре, позволит пользователям загружать свои видеоролики. Впоследствии будет запущена версия MSN.ru для мобильных телефонов.

С ноября расширен состав доступных на русском языке сервисов Windows Live:

  • Messenger -- служба обмена мгновенными сообщениями с возможностью использования голосовой связи;
  • Hotmail -- электронная почта;
  • Spaces -- блоггерский сервис и социальная сеть с функцией работы с фотографиями;
  • Writer -- программа для создания и публикации текстов, фотографий, видеозаписей в различных блоггерских сервисах;
  • “Фотоальбом” -- программа для управления, обмена фотографиями и видеозаписаями, а также их редактирования;
  • “Почта” -- доступ к нескольким учетным записям электронной почты в одной программе;
  • “Календарь” -- онлайновый сервис для работы с расписанием;
  • “События” -- сервис на базе Spaces, который позволяет планировать мероприятия в Интернете, приглашать друзей, отслеживать подтверждения, делиться идеями до события, а фотографиями и впечатлением — после него.

Особый акцент будет сделан на привлечение в Интернет пользователей сотовой связи. Ведь по прогнозам аналитиков, через три года количество мобильных телефонов превысит число компьютеров в 3,5 раза. Стратегия Microsoft включает сотрудничество с ведущими производителями оборудования мобильных устройств. Первыми партнерами стали поставщики продуктов на платформе Windows Mobile 6, в которую ключевые сервисы Windows Live уже предустановлены. Кроме того, Microsoft заручилась поддержкой Nokia, чтобы подключить сервисы Windows Live и к телефонам с операционной системой Symbian. В будущем в мобильной среде станут доступны MSN.ru и Live Search.

Еще одно направление работы — поисковый сервис Live Search. Пока здесь русский язык поддерживается не полностью, но недавно корпорация приняла решение включить его в список приоритетов при создании новой версии Live Search, которая появится весной следующего года. В более отдаленной перспективе обещан также запуск локализованных карт Virtual Earth.

Все онлайновые сервисы Microsoft являются бесплатными для пользователя, поэтому основной доход от бизнеса корпорация получает от рекламы. В этой связи вполне естественно возникает вопрос: не опоздала ли корпорация с выходом на российский Интернет, в котором сильные позиции имеют не только крупные отечественные игроки, но и главный мировой конкурент Microsoft — компания Google?

По мнению Михала Чупы, момент выбран очень удачно: российский рынок онлайновых услуг находится еще лишь в стадии формирования, число новых пользователей будет расти очень быстро. Он вполне справедливо отметил, что корпорации Microsoft не привыкать к борьбе с сильными противниками, которые, казалось бы, имеют непоколебимые позиции в той или иной сфере (можно вспомнить примеры с офисными приложениями, Web-браузерами).

“Люди выбирают услуги высокого качества, чтобы ими было просто и удобно пользоваться, чтобы они все были в одном месте. Понимание этого, наш глобальный опыт и взаимодействие внутри компании поможет нам успешно конкурировать, — подчеркнул Михал Чупа. — Переживая бум, в ближайшем будущем интернет-рынок консолидируется, оставив только лучших игроков с лучшими наборами сервисов, тех, кто сможет дать своим клиентам особенные преимущества”.