По мнению аналитиков, работающих в области безопасности, рынок систем сетевого охранного видеонаблюдения сейчас переживает бум. Исследовательская компания iSuppli оценила мировой объем продаж камер видеонаблюдения в 2006 г. в 4,6 млрд. долл. (или в 29,8 млн. устройств) и предсказывает, что к 2011-му он перешагнет рубеж в 9 млрд. долл. (или 65,7 млн. устройств при более чем полуторакратном преобладании IP-камер по сравнению с камерами CCTV).

Фирма IMS Research, также занимающаяся маркетинговыми исследованиями, сообщила, что по ее данным рост мирового рынка систем сетевого охранного видеонаблюдения в 2006 г. составил 41,9%, причем ее эксперты предполагают, что в ближайшие два года среднее значение этого показателя составит 38%. Такие данные говорят о востребованности функционала систем видеонаблюдения со стороны потребителей. Столь бурному росту рынка, по мнению аналитиков из компании iSuppli, способствуют и современные возможности самих систем сетевого видеонаблюдения, такие как гибкость, масштабируемость, развитый искусственный интеллект и простота встраивания в корпоративную инфраструктуру обеспечения безопасности.

Хищения разорительны для розничной торговли

По подсчетам экспертов, 25% объемов потребления систем видеонаблюдения приходится на розничную торговлю. Среди главных проблем, которые торговые компании решают с их помощью, в первую очередь отмечаются предотвращение кражи товаров и улучшение обслуживания покупателей.

Исследования в 24 странах Центральной и Западной Европы, проведенные центром исследований European Retail Theft Barometer, показали, что потери, связанные с воровством как со стороны персонала, так и со стороны посетителей, и кражами, организованными извне, составили в 2006 г.1,24% стоимости товарооборота этих стран, что соответствует 29 млрд. евро. Опрос National Retail Security Survey, проведенный в 2006 г. на 139 предприятиях розничной торговли в США, выявил еще большие убытки по тем же причинам; они составили 1,61% от объема продаж, что в абсолютном значении равнялось 41,6 млрд. долл. Данные американской ассоциации National Association for Shoplifting Prevention свидетельствуют, что каждый одиннадцатый человек в США, т. е. примерно 23 млн. граждан, хотя бы раз совершал магазинную кражу, а один процент из этого числа “профессионально” ворует с целью перепродажи.

Из-за воровства предприятия розничной торговли попадают в непростое положение. Правило “числа 33”, вытекающее из того, что товар стоимостью в 100 евро приносит большой части европейских продавцов прибыль только в 3 евро, обязывает их для возмещения убытков от кражи единицы товара стоимостью в 100 евро продать 33 единицы такого же товара.

Дэвид Горман, консультант по предотвращению потерь в торговле и президент компании David Gorman & Associates, констатирует, что для предприятий розничной торговли, где нормой является прибыль в 4% от оборота, убытки, связанные с уменьшением количества товара из-за различного рода потерь, составляют от 20 до 40% общей прибыли торгового предприятия. Такая ситуация не только не может оставаться без внимания со стороны занятых в этом бизнесе предпринимателей, но требует от них целостного подхода к решению этой проблемы, связанной с безопасностью.

Предотвращение хищений и снижение ущерба от них

Видеонаблюдение, пользу которого в торговле оценили по достоинству, используется давно. Так, согласно опросу Loss Prevention Research Council, более 21% из 107 самых крупных розничных продавцов США применяют видеосистемы CCTV (closed-circuit television, замкнутую систему ТВ-наблюдения). Однако сейчас аналоговую технику активно вытесняют решения, функционирующие на базе IP. И это подтверждают результаты упомянутого опроса: 65,5% из числа тех же компаний считают внедрение IP-технологий в процесс борьбы с кражами весьма перспективным.

Системы IP-видеонаблюдения, объединяя через локальную сеть и Интернет все видеокамеры торгового предприятия, в том числе установленные в его удаленных филиалах и на складах, позволяют наряду с локальным вести дистанционное централизованное наблюдение. Оцифрованные видеопотоки можно передать практически в любую точку мира, где есть подключение к Интернету.

Сетевые камеры становятся всё более интеллектуальными, снижая нагрузку на центральный узел системы, делая его менее уязвимым и повышая общую надежность функционирования и эффективность видеонаблюдения. Камеры нового поколения имеют встроенный детектор движения и систему оповещения, что позволяет автоматически передавать видеосигнал, причем система сама решает, когда это делать, с какой частотой кадров и с каким разрешением обрабатывать изображение. Качество изображения, обеспечиваемое современными сетевыми камерами, таково, что наблюдатель, как утверждают специалисты компании Axis Communications, может читать надписи на товарных ярлыках и различать цвет глаз покупателей. При разрешении до 5 мегапикселов они могут автоматически масштабироваться и имеют большее, чем у аналоговых камер, поле обзора.

Функции интеллектуального видео, которыми наделены современные цифровые видеокамеры, существенно расширяют возможности видеонаблюдения и уровень его автоматизации, а интеграция с системами электронного слежения за товаром (Electronic Article System, EAS) повышает общую эффективность защиты от хищений.

Интеллектуальное видео, по мнению руководителя научно-исследовательских работ компании IMS Research Саймона Харриса, способно повысить эффективность систем безопасности и облегчить работу операторов. “Операторы систем аналогового видеонаблюдения получают слишком много данных и не успевают отслеживать всё происходящее”, — считает он. Эксперименты, поведенные Sandia National Laboratories (США), показали, что уже через 20 минут постоянного наблюдения внимание оператора ослабевает и он перестает воспринимать происходящее на экране.

Сохранить работоспособность оператора позволяет встраиваемая в “мозг” современной сетевой камеры функция обнаружения движения, которая в состоянии передать ему сигнал тревоги и включить запись только при каких-либо изменениях на наблюдаемом объекте. Она освобождает около 95% времени оператора и только при необходимости включает его в процесс наблюдения, чтобы он в деталях разобрался в ситуации, используя высокое разрешение цифровых камер для панорамирования или масштабирования в реальном времени через центральный пульт. Он может это сделать, даже находясь вне офиса, с помощью ноутбука либо КПК, воспользовавшись системой SMS или электронной почтой. Мало того, при возникновении чрезвычайных ситуаций камеры могут отсылать изображения на специальные телефонные номера или портативные компьютеры службы безопасности, позволяя ее сотрудникам самим принимать решение о том, требуется ли их присутствие на месте происшествия.

Axis Communications, шведский разработчик и поставщик систем IP-видеонаблюдения, считает применение таких камер перспективным в области предотвращения хищений. Перечислим хотя бы часть возможностей, которые эта компания реализует в своих продуктах:

  • регистрация необычного поведения покупателей как внутри, так и вне магазина (например, вскрытие товара, отбор в корзину нескольких коробок с дорогим продуктом, который обычно покупают в одном экземпляре, лазание через заграждение, падение и т. п.);
  • распознавание сумок, экранирующих датчики EAS;
  • распознавание лиц людей, занесенных в базу данных нежелательных визитеров.

Объединив систему IP-видеонаблюдения с системой сигнализации на выходе, камеру можно настроить так, чтобы видеозапись включалась за пару секунд до подачи звукового сигнала тревоги.

Поскольку значительная часть (по отзывам некоторых аналитиков — до 80%) хищений товара персоналом связана с использованием кассовых терминалов, резонно подключать к ним систему наблюдения. Сетевые камеры, размещенные рядом с кассовыми аппаратами, помогают отслеживать необычные операции, такие как ввод цен кассиром вручную, необоснованные скидки или возврат денег покупателю. Это облегчит расследование инцидентов и подачу страховых исков, которые в таких случаях, как показывает юридическая практика, часто оказываются не удовлетворенными.

Европейский Centre for Retail Research в своем очередном полугодовом отчете сообщил, что благодаря внедрению систем видеонаблюдения и EAS, анализу операций продаж и улучшению ПО кассовых терминалов в Великобритании удалось снизить долю краж в общем объеме выручки с 1,77% в 2002 г. до 1,33% в 2006-м.

Повышение качества обслуживания

Сфера применения систем видеонаблюдения на торговых предприятиях не ограничивается решением одних лишь задач безопасности. Эксперты в области торговли предлагают использовать вложенные в видеонаблюдение инвестиции в самых разных целях — от обучения персонала до маркетинговых исследований. Одним из важных направлений применения таких систем в торговле является повышение качества обслуживания.

Системы видеонаблюдения помогают размещать нужные товары в нужных местах в нужное время, обеспечивать быстрое и вежливое обслуживание покупателей, отслеживая их перемещения по торговому залу и время задержки в разных его зонах. Для этого можно использовать функцию подсчета посетителей, позволяющую определить количество людей, входящих в магазин, заполняющих те или иные его зоны, стоящих в очереди в кассу (см. рис. 1). С помощью этой функции можно формировать и отправлять уведомления менеджеру магазина или отдела, чтобы он принял адекватные меры, например направил дополнительный персонал туда, где это необходимо. Видеонаблюдение в реальном времени позволяет дистанционно контролировать витрины, следить за их дизайном и содержимым. Оно помогает выявлять пустые полки, контролировать активность покупателей, определять наиболее популярные торговые зоны на территории магазина и в соответствии с этим оптимизировать структуру торговых площадей.

Оценки TCO систем видеонаблюдения

Как показывают исследования, при наличии сетевой IP-инфраструктуры (что для крупных и средних торговых предприятий сегодня является нормой) совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO) для систем видеонаблюдения, реализованных на базе IP, всегда ниже, чем для аналоговых систем CCTV.

Для сохранения вложений в аналоговые системы, которые давно используются в торговле, разработчики систем IP-видеонаблюдения предлагают комбинированные решения, позволяющие эксплуатировать старое аналоговое оборудование и одновременно расширять возможности видеонаблюдения новым современным функционалом, который базируется на IP-технологиях. В таком варианте наследуемая аналоговая система дополняется специализированными серверами (см. рис. 2). Правда, в этих гибридных вариантах нужно учитывать принципиальное ограничение аналоговых видеокамер по разрешению (не более 0,4 мегапиксела).

Весной нынешнего года независимая исследовательская компания по заказу Axis Communications провела работы, направленные на оценку TCO для двух вариантов систем видеонаблюдения, функционирующих по единому усредненному сценарию. Этот сценарий предполагал развертывание в некоторой гипотетической школе видеосистемы с 40 видеокамерами (30 внутри помещения и 10 снаружи) с непрерывной 12-часовой регистрацией (4 кадра в секунду в режиме наблюдения и 15 — в режиме тревоги с разрешением CIF), хранением данных в течение 12 дней и без какой-либо предварительно установленной ИТ-инфраструктуры.

Первый вариант системы строился на базе аналоговых камер и регистрации данных на цифровом видеомагнитофоне. Второй был в чистом виде цифровым, включал сетевые видеокамеры, IP-инфраструктуру с необходимыми серверами и средствами хранения данных. В исследование были вовлечены вендоронезависимые интеграторы, специализирующиеся на задачах безопасности, и оптовые продавцы, а также аналитики рынка видеонаблюдения.

При обработке собранных в ходе исследования данных было отмечено большое разнообразие ценовых вариантов у IP-систем (что связано с использованием разных типов кабелей, сетевых и серверных платформ, устройств и их установки), тогда как системы CCTV мало отличались друг от друга по цене.

Согласно полученным данным, в системе с числом камер менее 16 по величине TCO выигрывает аналоговый вариант. В диапазоне от 16 до 32 камер TCO обоих вариантов примерно одинакова, а начиная с 32 камер выигрывает цифровой вариант.

На рис. 3 показаны отдельные составляющие TCO двух вариантов систем видеонаблюдения. Средним и малым компаниям следует обратить внимание на то, что у самых дешевых IP-систем, соответствующих условиям исследования, TCO на 25,4% ниже, чем у самых дешевых аналоговых систем с возможностями цифровой записи и хранения данных. В итоге развернутая с нуля система видеонаблюдения с 40 камерами, базирующаяся на IP, оказалась на 3,4% дешевле, чем аналогичная по возможностям система CCTV. Общий вывод, который был сделан участниками исследования, таков: TCO для систем видеонаблюдения любого масштаба, базирующихся на IP, всегда ниже, если они устанавливаются поверх готовой кабельной инфраструктуры. Эксперты также обращают внимание на легкую расширяемость систем IP-видеонаблюдения.