Motorola разработала платформу двухсторонней радиосвязи MOTOTRBO на основе стандарта DMR

Компания Motorola объявила о выпуске на российский рынок профессиональной платформы двусторонней цифровой и аналоговой радиосвязи MOTOTRBO. Объединяя лучшие разработки прошлых лет в области радиосвязи и современные цифровые технологии, она может служить мостом для перехода с аналоговых сетей на цифровые. И хотя эта платформа, в названии которой заложено слово Turbo, явно рассчитана на нишевое применение, ее внедрение позволяет повысить емкость существующих сетей радиосвязи и эффективность использования частотного ресурса, реализовать комплексные приложения по работе с данными и расширить спектр функций.

Платформа MOTOTRBO создана в соответствии с разработанным Европейским институтом стандартов связи (ETSI) документом Digital Mobile Radio (DMR). Это ратифицированный и открытый стандарт систем профессиональной двусторонней радиосвязи, призванный обеспечить взаимную совместимость оборудования разных производителей. Он предназначен в первую очередь для пользователей аналоговых систем профессиональной радиосвязи, работающих в лицензируемых диапазонах частот и осуществляющих плавный переход к цифровым технологиям с сохранением сделанных ранее инвестиций в развитие подвижных сетей связи.

С момента опубликования в 2005 г. стандарта DMR (ETSI TS 102 361) производители систем радиосвязи переключили свое внимание на разработку и производство технических средств на его основе. Причем Motorola, по утверждению ее официальных лиц, стала первой компанией, создавшей полный модельный ряд оборудования с поддержкой DMR.

В основе DMR лежит использование протокола TDMA (Time Division Multiple Access — многостанционный доступ с временным разделением каналов), на основе которого создан ряд стандартов связи, нашедших самое широкое применение во всем мире, например GSM (Global System for Mobile Communications), DECT (Digital Enhanced Cordless Telecommunications) и TETRA (Terrestrial Trunked Radio). Сегодня с большой долей уверенности можно заявить, что тот же протокол и дальше с успехом будет применяться в целях повышения эффективности частотного ресурса.

Поддержка в радиостанциях MOTOTRBO двухслотовой цифровой технологии TDMA дает возможность расширить набор функций и улучшить эксплуатационные характеристики оборудования. Например, повысить емкость сетей, улучшить качество звука, продлить срок автономной работы терминалов, обеспечить встроенные средства защиты информации, предусмотреть возможность организации и контроля вызовов.

Кроме того, платформа MOTOTRBO позволяет заказчикам реализовать такие полезные функции, как слежение за местоположением объектов при помощи системы глобального позиционирования (GPS) и обмен текстовыми сообщениями, а также внедрить приложения, работающие с данными по протоколу IP. Терминалы MOTOTRBO работают как в аналоговом, так и в цифровом режимах, так что цифровые устройства MOTOTRBO можно использовать вместе с существующим парком аналоговых радиостанций.

Линейка продукции MOTOTRBO включает в себя ретранслятор DR 3000, абонентские терминалы -- портативные DP 3400/3401, 3600/3601 и мобильные DM 3400/3401, 3600/3601, а также необходимые аксессуары (трубки, микрофоны, чехлы, антенны, держатели). Радиостанции (РСТ) MOTOTRBO позволяют использовать частотные планы большинства профессиональных заказчиков в диапазонах УКВ и УВЧ с разносом между каналами 12,5 или 25 кГц. Благодаря этому пользователи могут без значительных затрат осуществлять плавный переход на цифровую платформу стандарта DMR.

Портативные терминалы выпускаются четырех типов — с ЖК-экраном и без него, с приемником GPS (индекс 1 на конце – 3401, 3601) или без него (инд. 0). Они работают в диапазонах 403—470 МГц и снабжены тремя боковыми программируемыми кнопками. Упрощенные модели DP 3400/3401 без ЖК-экрана имеют по 32 частотных канала; более сложные, DP 3600/3601 c ЖК-дисплеем, рассчитаны на 160 каналов.

Все эти РСТ соответствуют американским военным стандартам MIL-STD 810 C/D/E/F по устойчивости к неблагоприятным внешним факторам (пониженным и повышенным температурам, термическим ударам, влажности, пыли, вибрации и т. д.) и потому вполне могут применяться и в наших силовых структурах, например в милиции. В частности, подобный терминал сохраняет работоспособность после получасового пребывания под водой на глубине 1 м.

Мобильные терминалы также выпускаются четырех типов — DM 3400/3401 c цифровым индикатором (рассчитаны на 32 канала), и DM 3600/3601 с ЖК-экраном (на 160 каналов). В них предусмотрено два режима работы: с мощностями 1—25 и 25—40 Вт. Имеется USB-интерфейс. Ретранслятор DR 3000 обладает возможностью круглосуточного функционирования со 100%-ной нагрузкой и мощностью 25—40 Вт. Обеспечивается поддержка двух каналов передачи речи или данных в цифровом режиме TDMA.

Как сообщил Евгений Трифонов, старший менеджер Motorola по дистрибуции в России и Армении, применение в системе технологии TDMA позволяет удвоить фактическое число информационных каналов ретранслятора, не меняя количества отведенных частот. Благодаря такому рациональному использованию частотного ресурса система может обслуживать больше абонентов, что способствует расширению возможностей по передаче речи и данных.

К тому же платформа MOTOTRBO позволяет использовать один ретранслятор там, где в аналоговых системах необходимы два. Это дает заказчикам до 50% экономии. Абонентские терминалы системы MOTOTRBO отличаются более долгим временем работы в режиме разговора. Продолжительность их автономного функционирования может быть на 40% больше, чем у аналоговых терминалов того же класса.

“Если портативные терминалы MOTOTRBO будут стоить не больше 250 долл., то это вполне доступно для предприятий малого бизнеса, так что они с успехом смогут применять их на стройках, складах, в лесном хозяйстве и т. д.”, — считает старший эксперт исследовательской компании “Современные Телекоммуникации” Александр Корсунский.

Со своей стороны Евгений Трифонов пока еще не готов четко говорить о ценах на новое оборудование: предположительно техника MOTOTRBO будет стоить на 10—20% дороже аналоговой. И в этом случае спрос на нее будет немалый, ведь с технической точки зрения они более чем вдвое эффективнее систем предыдущего поколения.

По его оценкам, парк терминалов профессиональной радиосвязи в стране составляет около 3 млн. единиц, причем процентов на восемьдесят он состоит из аналоговых радиостанций. Так что объем потенциальных заказов в РФ исчисляется даже не сотнями тысяч РСТ, а миллионами.

Пока MOTOTRBO представляет собой лишь комплекс для конвенциональной радиосвязи, но в ближайшие два года Motorola планирует создать на этой основе полноценную транкинговую систему, сопоставимую с TETRA. И тогда она явится вполне приемлемым решением для создания систем радиосвязи в организациях охраны общественной безопасности, портах и аэропортах, в компаниях нефтегазовой отрасли, в коммунальных службах и на предприятиях железнодорожного транспорта.

“Появление MOTOTRBO на рынке стало хорошим сигналом для “Ситроникса” и других отечественных компаний о том, что можно приступить к разработке и сборке собственного оборудования, развивая стандарт DMR своими силами, ведь технология TDMA вполне по плечу нашим предприятиям, — считает г-н Корсунский. — Теперь вместо GPS можно внедрять модули ГЛОНАСС, чипсеты для этого уже есть”.

Но пока наши компании еще только раскачиваются, Motorola уже опубликовала свой интерфейс прикладных программ (API), который позволяет независимым разработчикам создавать специализированные программные и схемные решения, что позволит предоставить заказчикам богатый выбор дополнительных возможностей.

В выпускаемой аппаратуре предусмотрены дополнительные слоты в РСТ для установки специализированных плат, таких как скремблеры (устройства для шифрования речи) — их можно разрабатывать для каждого заинтересованного клиента. Платформа MOTOTRBO допускает программную модернизацию. Заказчики могут расширять возможности своих систем, добавляя к ним новые функции по мере их появления.

Но в России, как водится, пока не существует регуляторной базы для внедрения стандарта DMR и соответственно сертификации MOTOTRBO как цифрового комплекса связи. Правда, для силовых структур это не обязательно — у них своя сертификация. Эту технику, уверяет г-н Трифонов, можно использовать по временной схеме, учитывая, что продвижение международного стандарта и сертификация оборудования ведутся и все изделия MOTOTRBO пройдут необходимые испытания и получат соответствующие документы.