Темпы внедрения универсального обслуживания в стране отстают от планов, намеченных Мининформсвязи РФ, по меньшей мере на год. Такой вывод можно сделать, проанализировав предварительные результаты работы отрасли в 2007 г., представленные министром Леонидом Рейманом 17 декабря (см. PC Week/RE, № 48/2007).

Напомним, что согласно закону “О связи” в каждом населенном пункте нашей страны должны быть обеспечены универсальные услуги связи (УУС) — как минимум работа таксофона, а в более крупных селах с населением свыше 500 человек и поддержка Интернета в пункте коллективного доступа (ПКД).

Создан и экономический механизм реализации этих сервисов. Затраты операторам связи на предоставление УУС компенсируются из фонда универсального обслуживания, который формируется за счет их же отчислений в размере 1,2% доходов от услуг связи, исключая доходы от транзита трафика.

По данным пресс-службы Мининформсвязи, на середину декабря прошлого года в рамках оказания универсальных услуг Россвязь успела провести порядка 230 конкурсов, по результатам которых было установлено более 62 тыс. таксофонов и около 15,5 тыс. ПКД. В планах министерства на новый год – увеличить эти цифры до 140 и 20 тыс. соответственно. Таким образом, к концу 2008-го на территории России не должно остаться ни одного нетелефонизированного населенного пункта.

Между тем раньше в министерстве называли совсем другие сроки. Так, ( см. PC Week/RE, № 26/2005) сообщалось о прошедшем в Совете федерации России расширенном заседании на тему “О ходе внедрения универсальных услуг связи на территории Российской Федерации”. Выступивший на нем Леонид Рейман посетовал на то, что полтора года спустя после вступления в действие закона “О связи” остаются нетелефонизированными более 46 тыс. населенных пунктов и ведомству пока удалось лишь “протолкнуть” пять постановлений Правительства, необходимых для реализации механизма предоставления УУС. Но закончил доклад он на оптимистичной ноте: “К 2008 г. в России не останется нетелефонизированных населенных пунктов!”

Отдельные населенные пункты, пояснял тогда министр, которые фигурируют в списках нетелефонизированных, попадают в зону действия сотовых операторов, однако жители этих, как правило, небольших деревень обычно не в состоянии приобрести сотовый телефон. Тем более убыточна прокладка туда кабельных коммуникаций, поэтому для обеспечения их УУС предполагалось применить другой экономический механизм. Телефонную связь, по словам г-на Реймана, планировалось предоставлять по фиксированным тарифам, которые устанавливает государство. При этом операторы связи, участвующие в УУС, должны были отбираться конкурсным путем, и министр обещал, что в накладе они не останутся.

Между тем замысел завершить телефонизацию нашей страны к 2008 г. натолкнулся на суровую капиталистическую действительность. Дело в том, что сельская телефония, убыточная по своей природе, раньше была неотъемлемой частью внутрипроизводственной связи колхозов и совхозов и существовала при их финансовой поддержке. Развал колхозов неизбежно привел и к деградации связи на селе.

Все 90-е годы Минсвязи ежегодно сообщало о неких достижениях в этой области, но за лукавыми строчками отчетов чаще всего прятались впечатляющие цифры информатизации коттеджных поселков и полное пренебрежение интересами рядовых граждан. Переломить такую ситуацию и должно было внедрение универсального обслуживания, основанного уже на рыночных принципах и успешно применяемого в ряде других стран. Но и оно проходило у нас с большим скрипом.

Показателен в этом плане столичный регион. Как сообщили “АиФ”, по состоянию на август прошлого года в Подмосковье оставались нетелефонизированными 1300 населенных пунктов. Рядом с Николиной Горой, в котеджных поселках которой нет никаких проблем с телекоммуникациями, существуют десятки деревень, где вообще отсутствует всяческая связь, а некоторые местные жители стоят в очереди на установку телефона с 1958 г. Из технического этот вопрос объективно начал перерастать в социальный.

Механизм предоставления универсальных услуг связи, как ни странно, не вызвал у отечественных альтернативных операторов сколько-нибудь заметного энтузиазма и фактически лег на плечи межрегиональных компаний (МРК) “Связьинвеста”, “Почты России” и других госпредприятий. Негосударственные же провайдеры ссылаются на то, что капитальные затраты в отдаленных регионах с низкой плотностью населения не окупаются и участие в социальных проектах даже при компенсации из фонда УУС для них нерентабельно.

Поскольку МРК “Связьинвеста” находятся далеко не в лучшей финансовой форме, то и для них инвестиции в инфраструктуру с большим сроком окупаемости являются не самым актуальным начинанием. Да и сама процедура организации конкурсов дает немалые возможности для неспешной работы: в течение 100 дней с момента объявления тендера должны быть выявлены победители, с которыми еще в течение 20 дней будут заключены договора. Затем как минимум через полгода оператор обязан начать предоставление услуг, а через год — полностью построить сеть.

В марте 2007-го, когда в фонде универсального обслуживания было накоплено 9,7 млрд. руб., руководство отрасли обратило внимание на то, что пока далеко не все операторы связи аккуратно направляют туда положенные средства. Постановлением Правительства РФ № 815 от 29 ноября 2007 г. контроль за отчислениями в резерв УУС возложен на Федеральное агентство связи (Россвязь). По его инициативе в дальнейшем Мининформсвязи планирует внести в Правительство РФ предложение о включении в лицензии операторов обязанности по отчислению средств в фонд УУС.

Хотя первый этап внедрения УУС еще не закончен, продолжается усовершенствование подхода к нему и уже ведется дискуссия о содержании следующего этапа. Так, в правительственном постановлении № 815 перечень сервисов, оказываемых с помощью таксофонов, дополнен доступом пользователя к услугам подвижной (мобильной) связи. А в описание универсальной услуги связи по передаче данных и доступу в Интернет добавлено требование к скорости доступа: не менее 33, а с 1 июля 2008-го — не менее 256 кбит/с.

В нынешнем году в Мининформсвязи РФ будет рассматриваться вопрос о дальнейшем расширении перечня универсальных услуг связи. Планируется изучить возможность включения в список УУС телефонизации каждого домохозяйства и создания инфраструктуры передачи данных для каждого дома. В сущности ничего фантастического в этом нет – скажем, в той же Финляндии в перечень универсальных услуг входит широкополосный доступ в Интернет для каждой семьи.

При этом надо только в полной мере учесть и интересы операторов связи: наряду с компенсацией прямых затрат гарантировать им некоторую приемлемую норму прибыли. И если они почувствуют экономический эффект от проведения подобных работ, то не будет никакой пробуксовки при внедрении социально значимых универсальных услуг связи.