Intel, одна из первых крупных компаний, начавших серьезные инвестиции в производство flash-памяти, может стать одним из первых серьезных игроков, покинувших этот рынок. Причина отказа Intel от своего бизнеса по производству NAND-flash – низкая рентабельность, цитирует TG Daily мнение аналитиков агентства In-Stat.

За прошедшие годы Intel перешла от производства NOR-flash, запущенного в 1988 г., к более популярным NAND-модулям, стремясь заработать на массовой истерии вокруг iPod, а также для удовлетворения собственных нужд в флэш-памяти, например, для интегрированных в системные платы чипов и для твердотельных накопителей. Но сейчас как минимум один аналитик задался вопросом, стоит ли Intel оставаться в этом бизнесе. Несмотря на то что корпорация сменила стратегию и перешла к производству NAND-модулей, проблема рентабельности производства может в ближайшие годы вынудить Intel окончательно уйти с этого рынка, пишет аналитик In-Stat Джим Мак-Грегор. По его словам, подразделение Intel, занимающееся производством флэш-памяти, является убыточным на протяжении последних нескольких лет. Intel некоторое время назад перестала публиковать финансовые показатели производящего флэш-модули подразделения, но оно все еще является частью общего бизнеса компании, операционные потери которой, по её данным, в прошлом году составили 2,4 млрд. долл. В 2006-м, когда недавно проданный STMicroelectronics бизнес по производству NOR-Flash все еще принадлежал Intel, подразделение по производству флэш-памяти сообщило о потерях в 555 млн. долл., а в 2005-м они составили 154 млн. долл.

Согласно данным iSuppli, Intel является пятым в мире поставщиком модулей NAND flash. В III квартале прошедшего года ее продажи достигли 132 млн. долл., а доля рынка — 3,2%. Лидирует на этом рынке Samsung с объемом продаж 1,68 млрд. долл. (доля рынка -- 40,2%), далее следуют Toshiba (1,13 млрд. долл., 27,2%), Hynix (806 млн. долл., 19,3%) и Micron (285 млн. долл., 6,8%). Несмотря на тот факт, что Intel продолжает инвестировать в IM Flash (совместное предприятие с Micron), пытаясь довести объемы производства до показателей, сравнимых с такими тяжеловесами, как Samsung или Toshiba, прогноз Мак-Грегора о шансах Intel в долгосрочной перспективе остается пессимистичным. По его словам, хотя присутствие на рынке памяти является критически важным для Intel, корпорация не сможет выжить в суровых условиях рынка дискретных компонентов памяти.

Текущая стратегия Intel предопределяет её конкуренцию с Samsung — это обстоятельство открыто обсуждалось в прошлом году. Попытки Intel выйти на лидирующие позиции на рынке флэш-памяти ставят под угрозу отношения между двумя компаниями. Так, Intel совместно с Samsung разрабатывает спецификации нового поколения технологии DRAM, а кроме того, Samsung покупает процессоры Intel для ПК, а в дальнейшем возможно подписание соглашения и по чипам для потребительской электроники.

Intel продолжает терять деньги на производстве flash-памяти, утверждает МакГрегор. Согласно прогнозам In-Stat, для Intel лучше всего будет отказаться от работы на этом рынке, в том числе и в формате совместного предприятия, однако, подчеркивают в In-Stat, обязательства по заключенным контрактам позволят Intel сделать этот шаг не ранее чем через несколько лет.