Представители операторов связи и производителей телекоммуникационных устройств убеждены в том, что скоростной доступ в Интернет с помощью коммуникаторов и мобильных ПК и оперативный доступ к дополнительным сервисам для современных профессионалов определят основные тенденции развития отрасли мобильной связи на ближайшие двенадцать месяцев.

В этой связи маркетологи Cisco вполне справедливо обращают внимание на имеющееся противоречие. С одной стороны, мир коммуникаций и услуг в сотовых сетях по своей природе весьма закрыт, загрузку и использование всех приложений контролирует оператор связи, ведущим сервисом пока остается передача голоса, новаторство ограничено. Мир же глобальной сети Интернет, доступ к которому осуществляется по скоростным каналам связи, наоборот, очень открыт: он децентрализован, там работает множество многопользовательских приложений, просто начинать новые проекты, процветает новаторство, а пользователи сохраняют верность провайдеру доступа лишь до тех пор, пока им нравится его спектр услуг. Как это противоречие будет разрешаться, нам еще предстоит увидеть. Тем не менее уже сегодня можно выделить несколько основных факторов, которые будут влиять на мировой рынок мобильного доступа в Интернет.

Первый фактор — это увеличение функциональных возможностей абонентских устройств. Всё чаще для деловых целей пользователи приобретают не обычный мобильный терминал, а смартфон или коммуникатор с хорошей производительностью и графическим интерфейсом (отметим, совсем не Apple iPhone, а более функциональные и стандартные решения). Отзываясь на эту тенденцию, производители ПО “портируют” на миниатюрные устройства разнообразные интернет-приложения (системы интернет-сообщений, VoIP и т. д.), понимая, что в ближайшее время тенденция роста подключений к глобальной сети с помощью портативных устройств будет только усиливаться.

Второй фактор — переход к сетям третьего поколения (как UMTS, так и WCDMA) с повышенной пропускной способностью каналов передачи данных (с сегодняшних 12–14 Кбит/с, которых хватает для качественной передачи голоса, на 1–2 Мбит/c, что позволяет эффективно эксплуатировать системы push e-mail, передачи голоса по IP-сетям, загрузки рабочих файлов и быстрого интернет-серфинга). Стоит отметить, что скоростные каналы, с одной стороны, укорачивают средний сеанс связи пользователей с сетью Интернет, но с другой – увеличивают число таких сеансов в течение дня. А это однозначно выгодно для операторов связи, поскольку в общем объеме среднего счета пользователя объем денег, который он будет отдавать за передачу данных и текстовых сообщений вполне может увеличиться с нынешних 12–15% до одной трети (при пропорциональном росте ARPU).

Третий фактор — более точное позиционирование сервисов и услуг. Операторы связи и производители постепенно переносят фокус с частных пользователей (ранее они являлись ведущей категорией среди абонентов, обеспечивающей основной объем продаж: для них вендорами предложены мультимедийные терминалы, основной функционал которых нацелен на потребление музыкальных композиций, обмен мультимедийными сообщениями и взаимодействие с помощью многопользовательских online-игр) на корпоративных, которые должны стать локомотивом мобильного мира в текущем году. Такие пользователи предпочитают дорогие и функционально насыщенные коммуникаторы с развитыми возможностями. Первой в этот сегмент вышла компания RIM с устройствами BlackBerry, но теперь с ней конкурирует Microsoft, вкладывающая значительные ресурсы в продвижение решений для управления мобильными устройствами (Mobile Device Manager), а также Intel, активно развивающая новую нишу ультрамобильных ПК (UMPC). Отметим, что основная задача на этом рынке — не выпуск терминалов, а предложение решений и эффективных путей внедрения мобильных технологий на предприятиях. Именно те производители, которые предложат удачное решение в данной области, получат преимущество по сравнению с конкурентами. При этом будущее, надо полагать, есть только у систем, изначально разработанных как кроссплатформенные: искушенные корпоративные заказчики выбирают из большого числа предложений самые подходящие им решения, которые, однако, должны быть совместимы с инструментами управления корпоративной инфраструктурой.