“ТехноСерв А/С” покупает Sputnik Labs

Консолидация рынка системной и проектной интеграции, начавшаяся в прошлом году слияниями “Систематики” c TopS BI и IBS с “Борласом”, не теряет темпа и в году наступившем. Ведущий российский системный интегратор компания “ТехноСерв А/С” объявила о покупке Sputnik Labs — одного из лидеров отечественного рынка CRM. Хотя годовой оборот “ТехноСерв А/С” достиг, по нашим оценкам, уровня в 1 млрд. долл. и на два порядка превышает аналогичный показатель Sputnik Labs, объединение их ресурсов может оказать существенное влияние как на бизнес фирмы-покупателя, так и на рынок CRM в целом.

Дело в том, что сегодня, когда крупные финансовые, страховые, телекоммуникационные, торговые и транспортные компании фокусируют свое внимание на работе с массовым клиентом, существенно возрастает спрос не просто на внедрение CRM-систем, а на комплексные проекты, включающие в себя построение необходимой ИТ-инфраструктуры и бизнес-консалтинг. И если формально у “ТехноСерв А/С” для решения обеих задач ресурсы были (компания являлась партнером Oracle по продукту Siebel CRM), то столь большой опыт в самых разных отраслях, каким обладает Sputnik Labs (в сумме около 70 проектов), у нее отсутствовал. С другой стороны, крупный заказчик, страхуя свои риски, обычно стремится иметь дело с достаточно мощным и известным подрядчиком, а в этом отношении Sputnik Labs выглядела не очень внушительно.

Как сообщили представители объединяющихся компаний, в составе “ТехноСерв А/С” создается самостоятельное CRM-подразделение, которое будет действовать под брендом Sputnik Labs. В него войдут специалисты “ТехноСерв А/С” по системе Oracle Siebel CRM. По словам генерального директора Sputnik Labs Кирилла Булгакова, нынешний штат компании, насчитывающий более ста человек, увеличится в результате примерно на 25%, а к концу 2008 г. его планируется удвоить. “Приобретение Sputnik Labs является еще одним шагом в развитии нашей консалтинговой практики, — отметил исполнительный директор “ТехноСерв А/С” Юрий Баев. — Мы выбрали наиболее удобный для обеих компаний формат сотрудничества: объединение клиентских баз при сохранении самостоятельности команды разработчиков и консультантов”. Решения, касающиеся стратегического развития и инвестиций, будут осуществляться советом директоров, в который войдут представители “ТехноСерв А/С” и Sputnik Labs, а операционное управление — нынешними руководителями компании Sputnik Labs. “Мы гарантируем, — пообещал Кирилл Булгаков, — что все ранее взятые на себя обязательства обеих компаний по отношению к существующим клиентам, а также по проектам, находящимся в стадии предварительного обсуждения, будут выполнены”.

Следует отметить, что в “ТехноСерв А/С” есть подразделение, занимающееся внедрением ERP-системы SAP. Оно выполняет, в частности, один из крупнейших в нашей стране проектов такого рода в холдинге “Российские железные дороги”. Как известно, SAP обладает собственным мощным модулем CRM, который сегодня пользуется большим спросом в основном на Западе. Особенно популярен он у заказчиков, развернувших у себя ERP-систему этого вендора. А поскольку именно они составляют существенную часть клиентской базы “ТехноСерв А/С”, нельзя исключать того, что в число предлагаемых решений теперь попадет и CRM-система SAP. Пока что г-н Булгаков оценивает такой ход событий скорее гипотетически: “В 2008 г. на рынке Enterprise-проектов мы будем делать ставку на Siebel, а решения на основе SAP CRM будут рассматриваться как перспективная возможность для развития бизнеса”.

В пользу нашей гипотезы говорит и наметившаяся в последнее время тенденция отхода проектных интеграторов от моновендорности. К примеру, участники крупнейшей прошлогодней консолидационной сделки IBS и “Борлас” недвусмысленно заявили о намерении параллельно продвигать на российский рынок конкурирующие ERP-системы от SAP и Oracle. Бизнес Sputnik Labs изначально строился на многовендорной основе: компания занималась внедрением решений на базе Microsoft Dynamics CRM, Oracle Siebel CRM и SalesLogix CRM. Имея за плечами такой опыт, добавить в свою продуктовую линейку еще одну CRM-систему она сможет без труда.

В любом случае результатом данной сделки станет появление на отечественном рынке CRM явного лидера в сегменте крупных заказчиков, использующих по большей части систему Siebel CRM (на базе Sputnik Labs корпорацией Oracle сертифицирован центр компетенции по этому продукту). А завоеванный на этом рынке авторитет легко будет конвертировать и в дополнительный спрос на услуги Sputnik Labs со стороны предприятий СМБ, ориентирующихся в основном на решения Microsoft Dynamics и Sage SalesLogix. Сегодня представители “ТехноСерв А/С” обещают завоевать не менее трети CRM-рынка России и СНГ. Не исключено также, что, объединив ресурсы в области консалтинга и системной интеграции, “ТехноСерв А/С” попытается привить на российской почве не особо популярную в нашей стране, но очень востребованную на Западе (в частности, в сегменте CRM) модель предоставления ПО как услуги.

Заразительными бывают не только плохие примеры. Если окажется, что действительно пришло время широкого развертывания средств автоматизации взаимоотношений с клиентами, вполне вероятно, что и другие системные интеграторы проявят интерес к наиболее успешным российским поставщикам CRM-решений.