ИТ-отдел будущего станет гораздо больше похож на сервис-провайдера, чем на команду, поддерживающую работу систем

Из-за быстрого развития технологий традиционный круг обязанностей ИТ-департамента всё более устаревает, и это сегодня становится одной из главных стратегических проблем ИТ-руководителей предприятий (CIO). Хотя большинство ИТ-групп еще организовано вокруг базовых функций, таких как память, сеть и серверы, ни одной из них уже нельзя управлять в изоляции.

По мере вхождения в эру виртуализации, где почти всё будет управляться на более высоких уровнях абстракции, нам неизбежно придется управлять всё большим объемом ресурсов с помощью всё меньшего числа людей. Можно добавить, что общая цель виртуализации состоит в том, чтобы не так много людей работало со многими задачами. И это ценная вещь, поскольку хронический дефицит ИТ-специалистов требует от нас большей изобретательности в методах управления технологиями.

Недостаток ИТ-ресурсов вызывает и потребности предприятий в управляемых ресурсах сторонних фирм, обычно выступающих в роли субподрядчиков ИТ-департамента. С развитием этой тенденции CIO всё чаще приходится осознавать, что прежние парадигмы управления, порожденные конкретными технологиями, уже не имеют силы, так как управление доставкой сервиса серьезно отличается от управления установкой и эксплуатацией оборудования, на котором работает сервис.

ИТ-отдел по существу становится внутренним генеральным подрядчиком, надзирающим за доставкой сервисов, которые всё чаще поставляются поверх виртуальных машин, распределенных по предприятию, но централизованно управляемых из центра обработки данных.

Хотя многие из этих виртуальных машин еще будут нуждаться в управлении, оно будет гораздо менее сложным, чем управление нижележащими платформами ОС, значение которых в этом плане должно уменьшаться. Действительно, в случае возникновения проблемы куда проще дистанционно переложить функции на новую машину, чем кропотливо выяснять, что нарушилось в прежней системе.

Почва для конфликтов

Для CIO все эти перемены потенциально чреваты конфликтами в среде персонала компании. Многие рядовые ИТ-специалисты вряд ли обрадуются реорганизациям, которые либо снимут нужду в их основных навыках, либо потребуют переобучения – ведь надо будет приобрести умение не создавать сервис, а управлять им.

Топ-менеджеры наверно уже с десяток лет намекают своему ИТ-начальству на желательность сдвигов в этом направлении. Однако заботы о физическом управлении сложными комплексами продуктов и технологий всегда мешали компаниям достичь этих целей.

Существует дискуссионное мнение, что решению новых задач сопротивляется определенная часть ИТ-специалистов. Теоретически все мы хотим, чтобы информационные технологии были теснее связаны с бизнесом, но остается фактом, что многим ИТ-специалистам комфортнее работать с системами, чем с людьми, определяющими стратегии бизнеса.

Правда, сегодня здесь все-таки ощущаются ветры прогресса. Куда ни пойдешь, старшие ИТ-менеджеры говорят о необходимости мыслить и действовать внутри собственных компаний, представляя себя в роли сервис-провайдеров.

Однако виртуализация идет глубже — она захватывает всё предприятие и устраняет любые разночтения в понимании роли ИТ. Виртуализация требует, чтобы ИТ рассматривались как комплекс сервисов, которыми надо управлять, а не как массивный конгломерат продуктов и технологий, нуждающихся в поддержке и обслуживании.

И это по существу означает, что ИТ-департамент будущего станет гораздо больше похож на сервис-провайдера, чем на команду, в основном занятую поддержкой работы систем.