Новый глобальный тренд рынка сотовой связи отмечается в эти дни на выставке Mobile World Congress 2008 в Барселоне — это мобильный скоростной доступ в сеть Интернет по беспроводным сетям мобильной связи. В настоящий момент, по данным Ассоциации GSM, в мире имеется 174 сети третьего поколения с запущенным протоколом передачи данным HSPA, что делает доступным скоростные и беспроводные сети для 180 млн. пользователей мобильных терминалов. При этом порядка 250 производителей абонентских устройств предлагают около 400 наименований гаджетов для использования в скоростных сетях 3G — это видеокамеры и фотоаппараты, компьютерные приставки, смартфоны и коммуникаторы, ноутбуки с мобильными модемами. Вполне можно согласиться с главным исполнительным директором компании Ericsson Карлом-Хенриком Сванбергом в том, что мобильный широкополосный доступ в сеть Интернет из неизвестной и экзотической технологии становится частью социальной жизни во многих странах мира — все больше мобильных профессионалов находится в сети Интернет практически постоянно. Обеспечивается это за счет применения конвергентных решений, способных поддерживать доступ в Сеть как по мобильным, так и по фиксированным сетям.

Отметим, что весьма позитивно организация мобильного беспроводного доступа воспринимается и операторами связи. Положительный опыт демонстрирует, в частности, компания Telstra, построившая в Австралии сеть Next G на базе технологии третьего поколения с интегрированным протоколом скоростной передачи данных HSPA, полностью подготовленную для внедрения со временем скоростной технологии LTE.

По мнению главы Telstra Сола Труджилло, при наличии в стране нескольких одновременно стартующих сетей мобильной связи выигрывает та компания, которая может быстро отстроить сеть и ввести ее в эксплуатацию практически сразу в масштабах страны, а также предложить адекватные и интересные сервисы для своих абонентов. “Прошлые заслуги оператора не имеют значения — абонентов интересует только будущее”, -- считает г-н Труджилло. И в доказательство своих слов приводит интересные цифры. К примеру, за 16 месяцев с момента запуска новой сети Telstra маркетинговой службе компании удалось “перетащить” в новую сеть 30% от “старой” абонентской базы. Это очень хороший показатель, поскольку “новаторами”, наиболее восприимчивыми к новым услугам, по мнению аналитиков Ассоциации GSM, является не больше 5--12% абонентов. Выиграть Telstra удалось не только за счет быстрой инсталляции операторского оборудования, но и предложения разнообразных контент-платформ, дотированных мобильных модемов для ноутбуков, а также широкого спектра абонентских терминалов. В результате “индекс инноваций” у оператора подрос на 90% без учета весьма приличной доли SMS-трафика.

Интересные изменения происходят в области мобильного ТВ. Операторы постепенно начинают осознавать, что такой сервис не должен сводиться к трансляции эфирной “картинки” через мобильную сеть. В новых сетях с реальной скоростью передачи данных в 1--2 Мбит/с открываются перспективы для формирования не только разнообразных видеосервисов (в том числе пользовательского контента), но и для создания новых шоу, образовательных программ, инсталляции сервисов IMS для организации общения пользователей с помощью различных абонентских устройств.

Таким образом, в настоящий момент сфера применения мобильной связи серьезно трансформируется. Если два-три года назад ведущей услугой был голосовой трафик, занимавший до 80% среднего чека абонента, то теперь, после появления 3G-сетей, выявляются три практически равноправных направления развития операторского бизнеса: все та же голосовая связь (ее доля в доходах оператора снижается), доступ в Интернет и мобильное ТВ (видео по заказу, трансляция эфирных каналов и роликов, демонстрация пользовательского контента и т. д.). Дополняют эти направления услуги по передаче текстовых сообщений и кастомизированные сервисы.