Современные компании любого типа уделяют всё больше внимания созданию беспроводных сетей для увеличения эффективной работы персонала. При этом новые и усовершенствованные продукты для организации беспроводных сетей от различных производителей обеспечивают значительные скорости передачи данных, большой радиус действия и надежные защищенные соединения, что позволяет потребителям работать с приложениями, интенсивно использующими полосу пропускания, которых становится всё больше. О будущем различных сегментов сетевого оборудования, российском рынке беспроводных решений и об особенностях продуктовой линейки компании NetGear научному редактору PC Week/RE Максиму Букину рассказал Дмитрий Танюхин, генеральный менеджер представительства этой фирмы в России.

PC Week: Уточните, пожалуйста, ваше видение российского рынка активного сетевого оборудования — каковы основные тенденции прошлого года?

Дмитрий Танюхин: Сегодня Россия переживает бум в сегменте скоростного широкополосного доступа: частные пользователи в массовом порядке меняют свои подключения по аналоговым телефонным линиям на ADSL или Ethernet-доступ, а компании повышают скорость выделенных каналов связи. Вместе с увеличением числа мобильной техники мы получаем ситуацию, при которой осуществлять выход в Интернет на “последних метрах” удобнее не с помощью кабеля, который ограничивает мобильность, а по радиоканалу. Причем скорость в несколько мегабит в секунду достижима при любом протоколе IEEE 802.11. Столица уже насыщена этими решениями минимум на 40—50%, бурный рост происходит в регионах.

Вторая тенденция, которую хотелось бы отметить, — это многофункциональность сервисов, которые востребованы рынком: обеспечение “чистого” доступа в Интернет — это минимум того, что требуется от сетевого оборудования. На сегодняшний день устройства должны поддерживать VoIP, видеоконференции (при наличии скоростного канала доступа, разумеется), а также сервисы IMS. Определенное увеличение скорости передачи данных мы отмечаем и в связи с полноценным выходом на рынок оборудования, которое поддерживает протокол передачи данных IEEE 802.11n, однако такая техника внедряется пока фрагментарно и в корпоративном сегменте, где сети инсталлируются с “запасом мощности” на два-три года вперед.

PC Week: Какой прогноз можно дать на ближайшие 12 месяцев — что ожидает рынок сетевого оборудования?

Д. Т.: Прежде всего это насыщение каналов новинками, представленными на трех основных выставках — CES в Лас-Вегасе, “3G Конгресс” в Барселоне и CeBIT в Ганновере. Это будут устройства с развитыми коммуникационными возможностями для создания полностью беспроводных рабочих мест с высокой скоростью передачи информации. Плюс к этому произойдет сокращение рынка аналогового оборудования, возрастет спрос на многофункциональные маршрутизаторы, поддерживающие получение данных по кабельным сетям, а их распределение — по беспроводным.

Вместе с тем ввиду быстрого появления и освоения потребителями всё новых устройств, которые создают и используют кажущееся бесконечным количество цифровых материалов, людям потребуется решение не только для хранения огромных объемов данных и обеспечения защиты этой часто невосполнимой информации. Кроме того, им нужно решение, которое даст возможность обращаться к этим материалам через Интернет. Речь идет о сетевых хранилищах — обычно эти сверхкомпактные устройства со встроенным сетевым интерфейсом Gigabit Ethernet поддерживают до двух жестких дисков, значительное число USB-портов на лицевой панели для передачи данных с цифровых устройств, порты для карт памяти, а также адаптер Wi-Fi для связи с устройствами “без проводов”. Такие устройства, к примеру ReadyNAS Duo, не только хранят персональные цифровые аудио- или видеоматериалы пользователей, но и обладают встроенной поддержкой технологии BitTorrent, позволяя передавать всю записанную информацию через медиа-адаптер в центр домашних развлечений, минуя сетевые компьютеры.

PC Week: Каковы отличия продуктов NetGear от тех, что выпускают такие компании, как D-link, Linksys, Zyxel и Trendnet, в части решений, обеспечивающих доступ в Интернет? На каких аспектах вы делает основной упор?

Д. Т.: Наш основной приоритет — это качество выпускаемой продукции. Учитывая тот факт, что процент брака у нас составляет не более 0,5% от каждой партии, мы предоставляем пожизненную гарантию на устройства серии ProSafe, на остальную технику — минимум два года. Второе направление наших усилий — создание интересного дизайна устройств, поскольку подобные изделия размещаются на самых видных местах дома и в рабочих помещениях. Ну и конечно, мы расширяем полезный функционал. Скажем, новые продукты Wireless-N поддерживают отраслевой стандарт Wi-Fi Protected Setup (WPS), разработанный организацией WiFi Alliance и позволяющий быстро подключать клиентские устройства к домашней сети при самом высоком уровне безопасности простым нажатием кнопки Push ‘N’ Connect, что исключает необходимость в запоминании и вводе защитных паролей. Вместе с этим значительная часть нашего оборудования оснащается специальными программами для более простой инсталляции в сети (к примеру, SmartWizard).

PC Week: Ваша продуктовая линейка разделена на три основных сегмента: продукты с использованием технологии Ethernet, продукты широкополосного доступа и продукты беспроводного доступа. На каких направлениях вы будете фокусироваться в ближайшее время?

Д. Т.: Мы стараемся развивать все линейки равномерно, хотя, по нашим данным, сегмент беспроводных решений вырос в 2007 г. более чем на 70%. В нынешнем году мы уже представили 18 сетевых продуктов в категориях беспроводной и широкополосной передачи данных, передачи данных по электропроводке, оптоволокну и коаксиальному кабелю, а также системы хранения данных. Скорее всего, анонсы будут продолжены — за 12 месяцев прошлого года мы вывели на рынок более 40 новых продуктов и в этом планируем сохранить набранный темп.

Один из интересных рынков для нас — это техника, объединяющая все домашние гаджеты, предназначенные для работы и развлечений. Здесь наибольшее развитие, на наш взгляд, получит аппаратура с адаптерами Wireless-N, которые смогут корректно взаимодействовать со “старыми” устройствами 802.11g, причем на двух основных диапазонах — как 2,4 МГц, так и 5 МГц, это позволит им избегать помех, создаваемых электробытовыми приборами, беспроводными телефонами, протоколом Bluetooth и даже соседними сетями Wi-Fi. Полезным будет возможность использовать имеющиеся в доме розетки системы коаксиального телевизионного кабеля для передачи цифрового видео высокого разрешения и мультимедийного контента в телевизоры высокой четкости изображения, адаптеры цифрового и интернет-телевидения, компьютеры и другие сетевые устройства с максимальной физической скоростью передачи данных 270 Мбит/с.

Развивается и “кабельная” составляющая нашей торговой линейки. В первом полугодии 2008 г. мы дополним спектр предлагаемых продуктов мостом MoCA Ethernet-to-Coax Bridge на базе спецификации MoCA 1.1. Такой мост предназначен для передачи видеопотоков высокого разрешения и онлайновых игр и позволит потребителям использовать имеющиеся у них в доме розетки кабельного телевидения для передачи с максимальной физической скоростью 270 Мбит/с.

Определенное будущее, на наш взгляд, имеют другие специфические сегменты рынка. К примеру, чтобы обеспечить высокоскоростную связь между сетевыми устройствами, такими как ноутбуки, игровые консоли и ТВ-адаптеры, без необходимости прокладывать портящие интерьер кабели Ethernet, нужны соответствующие мосты и расширители.

PC Week: Как складывается бизнес компании в регионах России? Какие результаты за 2007 г. можно отметить?

Д. Т.: Структура канала продаж в России у нас классическая — мы работаем через дистрибьюторов. Это компании Difo, Soft-Tronik и “Технотрейд”, которые, в свою очередь, поддерживают взаимоотношения более чем с 200 партнерами по всей стране. Сотрудничество с этими крупными организациями позволило нам усилить свои позиции в российских регионах, но расширять количество наших дистрибьютеров, равно как и открывать здесь склад для прямого импорта, мы пока не планируем. Вместе с тем в ближайшее время мы готовимся заключить договор с сервисной компанией федерального уровня для того, чтобы значительно увеличить сеть сервис-центров в регионах страны. О реализации этого контракта можно будет говорить к началу марта.

Отмечу, что один из основных наших рынков сбыта в мировом масштабе — интернет-провайдеры, на них приходится до 20% наших продаж. Однако в России этот сегмент рынка мы только изучаем. Дело в том, что на рынке РФ мы присутствуем только два с половиной года, и поскольку нам пришлось построить бренд, что называется, с нуля, осведомленность о нем еще невысока. Именно поэтому российский рынок пока занимает незначительную величину в продажах компании в мире* — лишь через два-три года мы надеемся увеличить поступления от локального рынка до 6—7% в наших общих доходах.

Интересным шагом для нас стало расширение сотрудничества с сетями розничных магазинов MediaMarkt, Key, Sunrise, “М.видео” — это было сделано с целью увеличения объемов продаж продуктов потребительского уровня. В мировом масштабе могу отметить стратегическое партнерство с разработчиком платформы для распределенной загрузки цифрового контента BitTorrent, что позволило нам выйти на новый для себя рынок цифрового контента, а совместные проекты с Avaya упрочили наше положение на рынке IP-телефонии и оборудования для СМБ.

PC Week: Спасибо за беседу.

* 800 млн. долл. за 2007 г. при годовом росте в 20%. — Прим. ред.