Прошедший 2007 г. для рынка устройств персональной печати стал по-своему переломным. Согласно данным, опубликованным IDC, в 2007 г. объемы продаж МФУ в денежном исчислении в России впервые превысили поступления от реализации классических принтеров (250 млн. долл. против 220 млн. долл. соответственно). В настоящее время “универсалы” продолжают развивать наступление широким фронтом, планомерно наращивая свое присутствие на ключевых рынках, включая сегмент СМБ (темпы роста продаж в прошлом году составили более 31,6%). Аналитики IDC предсказывают, что уже в 2009 г. МФУ займут доминирующее положение на рынке, уверенно опередив своих менее функциональных коллег и по числу проданных единиц оборудования.

Оценивая потенциал рынка МФУ, специалисты отмечают наиболее динамичный сегмент — полноцветные лазерные аппараты, востребованность которых стабильно растет. Среди характеристик, определяющих выбор россиян в пользу конкретного оборудования, наиболее высоко ценятся качественные во всех отношениях аппараты с широкой функциональностью. Ценовая составляющая также имеет значение, однако определяющим критерием в большинстве случаев она не является.

Неуклонный рост доли МФУ в продажах устройств печати отмечают и эксперты аналитической компании ITResearch. По их мнению, в сегменте лазерных устройств не менее четверти всех инсталляций приходится именно на МФУ, при этом по мере развития отечественного рынка персональной печати тенденция опережающего роста закупок многофункциональных устройств сохранится и в будущем. Примечательно, что на фоне роста продаж сложной цветной техники отмечается растущий спрос на оригинальные картриджи. По данным ITResearch, рынок расходных материалов за 2007 г. в натуральном выражении увеличился более чем на 25%. Оценивая перспективы отечественного рынка цветной и монохромной печати, аналитики сходятся во мнении, что в течение ближайших пяти лет ежегодный прирост инсталляционной базы будет составлять 8—10%.

Неизменный интерес клиентов к МФУ и растущая популярность подобных устройств объясняется довольно просто. Спроектированные по принципу “всё в одном”, наиболее совершенные аппараты характеризуются довольно высокой для своего класса производительностью, легко интегрируются в состав сетевой инфраструктуры, просты в управлении и оснащены развитыми средствами защиты информации. Кроме того, они позволяют сэкономить драгоценные квадратные метры офисного пространства, а их обслуживание не требует в большинстве случаев присутствия в штате компании соответствующего ИТ-специалиста. Пожалуй, единственный недостаток МФУ, свойственный, кстати, любой универсальной технике, состоит в том, что в случае серьезной неисправности, которая может отразиться на работоспособности устройства в целом, пользователи разом лишаются доступа к принтеру, копиру, сканеру и факсимильному аппарату. Впрочем, как показывают исследования аналитиков, наши соотечественники не склонны драматизировать ситуацию, приобретая для малого и среднего офиса именно МФУ.