Достоинства очевидны, но все четче вырисовываются недостатки

С самого начала технические эксперты и маркетологи рекламировали технологии Web 2.0 — вики! блоги! подкасты! — как интеллектуальные и недорогие способы общения с сотрудниками, партнерами и клиентами.

Звучало это столь заманчиво, что компании не могли не купиться. Исследования свидетельствуют, что на протяжении 2007 г. Web 2.0 все шире использовался в корпоративном секторе.

Но действительно ли он столь прекрасен, как о нем говорят? Может, компаниям подсунули какую-то ерунду?

Мало кто сомневается, что инструменты Web 2.0 представляют собой мощные средства для организации совместной работы и повышают эффективность коллективного труда. В последнее время стала подвергаться сомнению лишь возможность сэкономить деньги с их помощью.

Средства для организации работы в группах вызывают перегрузку сотрудников и просто убийственны для производительности труда. Потери составляют 588 млрд. долл. в год, если верить опубликованному в январе исследованию консалтинговой компании Basex, которая занимается технологиями организации совместной работы. При этом исходят из того, что интеллектуальный работник получает 21 долл. в час. И даже при такой скромной оценке ущерб превышает полтриллиона долларов.

Как могло случиться, что инструменты, которые должны были повысить производительность труда работников, наносят такой удар именно по ней?

Руководители организаций обеспокоены также тем, что инструменты Web 2.0 создают угрозу безопасности. В январе исследовательская и консалтинговая фирма Economist Intelligence Unit провела среди них опрос по заказу компании KPMG, занимающейся бизнес-консалтингом. Из 472 опрошенных руководителей 52% заявили, что необходимость обеспечить сохранность и защиту конфиденциальных сведений стала главным препятствием для использования этих инструментов.

Важную роль здесь играет то обстоятельство, что генеральные директора и руководители служб информационной безопасности очень серьезно относятся к защите данных. У них нет иного выбора, особенно если учесть, что череда крупных мошенничеств с данными, имевшая место в последние годы, вызвала волну критических публикаций и спад доверия клиентов. Специалисты по безопасности непрерывно возятся с новыми приложениями и компьютерными системами, выясняя, как можно обезопасить их и хранящиеся в них данные от злоумышленников как внутри компании, так и за ее пределами.

Новые неприятности

Инструменты Web 2.0 преподносят целый букет неприятных сюрпризов. Потенциальный ущерб трудно измерить деньгами. Важнейшие корпоративные сведения и информация о клиентах бесценны. Даже если не говорить о прямой потере денег, одних только усилий по успокоению общественного мнения после появления сообщений о мошенничестве с данными достаточно, чтобы отказаться от использования Web 2.0.

Но не так уж всё плохо. В ходе проведенного по заказу KPMG исследования трое из четверых руководителей компаний заявили, что по их мнению средства организации коллективной работы будут стимулировать инновации. И почти 70% согласились, что Web 2.0 способствует росту производительности труда. В исследовании, подготовленном фирмой Change Wave Research, которая занимается изучением компаний и отраслей, говорится, что 39% респондентов намерены применять инструменты Web 2.0.

Кроме того, Web 2.0 демонстрирует свои возможности в ходе президентской кампании 2008 г. Так, сенатор-демократ от штата Иллинойс Барак Обама борется за поддержку избирателей с помощью социальных сетей, а конгрессмен-республиканец от штата Техас Рон Пол используя Интернет собирает беспрецедентные суммы за день (на момент публикации этого материала рекорд в размере 6 млн. долл. был поставлен 16 декабря прошлого года). Содержание политических дебатов определяют блоги сторонников каждого кандидата. Они же разоблачают их неосуществимые обещания.

Конечно, исследования не всегда рисуют достаточно полную картину. По-прежнему остается открытым вопрос, в каком направлении будет развиваться дальнейшее использование Web 2.0 в бизнесе. За последние месяцы Microsoft и Google предприняли важные шаги в этой области. Особенно в том, что касается социальных сетей. Билл Гейтс и компания купили часть акций Facebook. А Google вместе с несколькими именитыми партнерами представила собственный продукт для социальных сетей (OpenSocial. — Прим. ред.).

Не похоже, что в ближайшем будущем рост ставок прекратится. Многие технические эксперты называют различные аспекты Web 2.0 источниками нового большого интернет-бума. Все больше компаний используют эти инструменты в надежде повысить производительность труда и моральное состояние сотрудников.

Но если тревожные результаты исследований имеют под собой основания, руководителям информационных служб и их коллегам следует повнимательнее рассмотреть оборотную сторону медали.