Как показало новое исследование, степень удовлетворенности высока, но присущие аутсорсингу недостатки по-прежнему снижают его ценность

Недавно проведенное исследование выявило на удивление много руководителей, убежденных в том, что затеянные ими аутсорсинговые ИТ-проекты позволили достичь поставленных целей по возврату инвестиций. Результаты опроса свидетельствуют о перспективности одной из наиболее сложных моделей применения информационных технологий.

Несмотря на столь благоприятные отзывы, не остались без внимания и все присущие аутсорсингу недостатки. И руководители могли бы делать все иначе, если бы вовремя узнали о них.

По данным исследования под названием “Зачем соглашаться на меньшее?”, проведенного компанией Deloitte Consulting, 83% менеджеров компаний сообщили о достижении целей по окупаемости своих аутсорсинговых проектов. Семь из десяти заявили, что удовлетворены или весьма удовлетворены своими результатами.

Но Deloitte обнаружила и некоторые проблемы. Например, отвечая на вопрос, что они сделали бы иначе, почти половина респондентов по-иному определила бы уровни обслуживания, чтобы те больше соответствовали корпоративным целям. (В частности, компании могли бы более тщательно продумывать возможность будущих сделок по слияниям, приобретениям или частичным продажам фирм. Кроме того, необходимо убедиться, что аутсорсер хорошо понимает долгосрочную стратегию заказчика).

Немногим более трети призналось, что им следовало уделить больше времени изучению сервис-провайдеров. Компании часто слишком торопятся при выборе аутсорсера, желая вписаться в установленные для проекта жесткие сроки. “Чем раньше заказчик приступит к работе, тем лучше он будет подготовлен к принятию правильного решения. И тем больше времени у него останется на планирование, — сказал руководитель национальной консультативной службы Deloitte по аутсорсингу Питер Лоуес. — Необходимые для этого сравнительно небольшие затраты обычно дают колоссальный экономический эффект, оставляют больше времени для ведения переговоров и достижения более выгодных условий и снижают операционные риски”.

Тем не менее лишь около трети респондентов заявили, что аутсорсинг оказал заметное воздействие на перестройку их работы. Иными словами, на их предприятиях аутсорсинг не обеспечил ожидаемых преимуществ от делегирования специфических задач крупному провайдеру услуг и не способствовал снижению расходов на оплату труда. Руководители аутсорсинговых компаний согласились с этим. Каждый третий из них отметил, что их клиенты руководствуются искаженными представлениями о планировании аутсорсинга и о том, чего от него следует ожидать.

Deloitte проинтервьюировала 300 корпоративных руководителей (генеральных директоров, директоров информационных служб и финансовых директоров, а также руководителей сервис-провайдеров) компаний, расходующих не менее 50 млн. долл. в год на ИТ-аутсорсинг или не менее 30 млн. на аутсорсинг бизнес-процессов.

Показатели удовлетворенности значительно отличаются от тех, которые были выявлены журналом CIO Insight в исследовании, выполненном в марте 2007 г. Тогда было опрошено 368 директоров информационных служб. Из них две трети заявили, что ИТ-аутсорсинг, предоставленный местным провайдером, стоит столько же или дороже по сравнению с ситуацией, когда соответствующие функции выполняются собственными силами. В случае с офшорным аутсорсингом эта цифра оказалась ниже и составила 43%.

Но CIO Insight, как и Deloitte, обнаружил некоторые негативные признаки. В ходе его обследования около двух третей респондентов сообщили, что в стратегии по сокращению затрат роль аутсорсинга переоценивается. Доля придерживающихся такого мнения на средних предприятиях выше, чем на малых, и еще выше в крупном бизнесе, где уже 75% руководителей с иронией оценивают возможность экономии средств с помощью аутсорсинга.

Если же говорить о желании иначе организовать аутсорсинг, то данные исследований CIO Insight и Deloitte практически совпали: 45% опрошенных редакцией журнала заявили, что хотели бы лучше управлять сервис-провайдерами. Несколько ниже доля тех, кто ждет от них более высокой производительности труда. На третьем месте с большим отрывом оказались те, кто считает необходимым более тщательно выбирать аутсорсинговые фирмы.