Mobile World Congress, прошедший в Барселоне в начале февраля, продемонстрировал несколько основных направлений роста бизнеса операторов связи. Нечто подобное, правда, с определенными оговорками, наблюдается и на российском рынке.

Скоростные сети

Развитие мобильной связи будет в ближайшее время подчиняться нескольким основным факторам. Во-первых, главный упор будет сделан на повсеместное развертывание технологий связи третьего поколения (3G) с инсталлированным протоколом доступа HSPA.Сейчас, по данным Ассоциации GSM, в коммерческой эксплуатации в 76 странах находится 174 сети с поддержкой HSPA. Фактически протокол HSPA представляет собой эволюционное развитие стандарта GSM/WCDMA, который используют на сегодняшний день 86% сетей беспроводной связи в мире. В настоящее время насчитывается 180 млн. абонентов WCDMA, включая HSPA, и этот показатель увеличивается на 6,5 млн. человек в месяц. Интересный факт: в европейских сетях 3G сегодня наблюдается бурный рост трафика данных, постепенно превышающего голосовой трафик и увеличивающегося на 50--1500% в год в зависимости от стратегии, избранной оператором.

К слову, естественным развитием этой технологии передачи данных для поддержки современных контент-сервисов (мобильное видео, блоги, игры, мультимедийная телефония) должна стать технология LTE (Long Term Evolution), которая призвана оптимизировать спектральную эффективность сетей при одновременном увеличении емкости и предоставить абонентам новые высокопроизводительные мобильные широкополосные услуги. Пиковые скорости передачи данных в ранних реализациях технологии 3GPP LTE выглядят очень привлекательно — в теории они должны составлять более 100 Мбит/с в исходящем канале (от пользователя к базовой станции) и более 50 Мбит/с -- во входящем (от базовой станции к пользователю), но в реальности указанная пропускная способность разделяется на три сектора БС, а также по количеству пользователей, потребляющих услуги скоростного доступа. Таким образом, если в сетях UMTS с протоколом HSPA реальная скорость на одного пользователя составляет 1--2 Мбит/с, то с LTE она будет 5--6 Мбит/с, что очень хорошо для беспроводных систем.

Наибольших успехов в работе с этой технологией достигла компания Ericsson, которая еще в начале февраля продемонстрировала работу технологии LTE в дуплексном режиме с частотным разделением (FDD) и в дуплексном режиме с временным разделением (TDD) каналов на одной базовой станции. На Mobile World Congress этот тест был повторен — при демонстрации режима LTE TDD использовались различные приложения, при этом скорость передачи данных по нисходящему каналу 2×2 MIMO (2 передатчика, 2 приемника) составляла более 90 Мбит/с. Напомним, что Ericsson уже несколько раз демонстрировала работу LTE в режиме FDD, когда скорость достигала 160 Мбит/с, но на ширине полосы пропускания в 20 МГц. В реальности таких широких диапазонов нет практически ни у одного оператора связи, но увеличивать скорость можно с ширины полосы частот всего в 1,4 МГц, где ее прирост по сравнению с HSPA будет все-таки заметным.

К мобильному WiMAX 19 из 20 крупнейших операторов мобильной связи (кроме американского Sprint) относятся с осторожностью — на рынке пока мало терминалов, стандарт до конца не опробован, коммерческие включения настолько фрагментарны, что их можно перечислить с помощью пальцев одной руки. С другой стороны, каждой компании, имеющей свои конвергентные проекты (они есть и у Vodafone, и у T-mobile, и уTelefonica и т. д.), освоить скоростную технологию передачи данных, которая по своему частотному спектру не дает нагрузки на существующие UMTS-сети, все-таки интересно. Примерно такой же подход и у операторов фиксированной связи, для которых WiMAX является технологией, дающей им возможность быстро организовать “последнюю милю” как для весьма “прожорливых” корпоративных клиентов, так и для частных абонентов, находящихся вдали от проводной инфраструктуры. Естественно, как мы уже упоминали ), для такого сотрудничества есть и свои абонентские устройства — к примеру, у Samsung, на стенде которой была представлена модель с поддержкой как протокола HSPA для UMTS-сетей, так и мобильного WiMAX (устройство SPH-H1300).

Компании Alcatel-Lucent и Samsung продемонстрировали оптимизированную сетевую инфраструктуру и пользовательские терминалы, предоставляющие конечным пользователям беспрепятственный доступ к функциям голосовой связи и передачи данных в сетях GSM/EDGE и WiMAX. Фактически это решение для тех операторов, которые, не получив частотного диапазона на 2,1 ГГц для инсталляции сетей UMTS, могут побороться за лицензии на 2,5--2,7 ГГц или 3,5 ГГц для инсталляции альтернативной технологии широкополосного доступа в сеть Интернет. Благодаря новым двухрежимным терминалам Samsung WiMAX-GSM/EDGE операторы беспроводной связи могут предложить своим абонентам повсеместный доступ к услугам передачи данных, не дожидаясь развертывания технологии WiMAX в национальном масштабе, — начать можно, к примеру, с небольших зон покрытия WiMAX в густонаселенной городской среде. Как и в случае с LG, Alcatel-Lucent выступает производителем оборудования операторского класса, оставляя производство терминалов для пользователей на долю своего партнера. Данное решение поддерживает международный роуминг и переход из городской среды, насыщенной услугами WiMAX, в сельскую местность, где такие услуги, как правило, отсутствуют.

Стоит отметить возможные вариации при развитии сетей 3G в России. С необходимостью расчищать частоты для диапазона 2,1 ГГц столкнулись операторы и в других странах, поэтому там было принято решение “пропускать” UMTS-трафик через диапазон 900 МГц, лицензии на который выдавались еще для сетей предыдущего поколения (GSM). Кроме того, UMTS-связь в диапазоне 900 МГц позволяет улучшать качество и площадь покрытия 3G, поэтому регулирующим органам России, возможно, стоит пересмотреть частотную политику для развития высокоскоростных сетей.

По мнению аналитиков Ассоциации GSM, 3G-сети, работающие на частоте 900 МГц, позволяют покрыть на 40% больше территории по сравнению с UMTS 2100 МГц при той же инфраструктуре, а также улучшают качество приема в зданиях. Отметим, что в данный момент крупные фрагменты 3G-сети на частоте 900 МГц развернуты в Финляндии, Франции, Австралии и некоторых других странах. Российские операторы связи знают о такой возможности давно и, скорее всего, будут применять этот способ для “проблемных” регионов, где стоимость расчистки диапазона 2,1 ГГц чрезмерно высока или возможна только в будущем, — к примеру, для Москвы. Между тем, производители готовы поставлять на рынок оборудование, поддерживающее UMTS в частотных диапазонах как 900 МГц, так и 2100 МГц — модели от ведущих вендоров были продемонстрированы на Mobile World Congress.

Рынок клиентских терминалов

В части конструирования мобильных устройств основными являются два фактора — усиление роли пользовательского интерфейса и повсеместное внедрение приемников спутниковой навигации.

Несмотря на то, что общие продажи коммуникатора iPhone пока не позволяют Apple занять сколько-нибудь значимую долю на мировом рынке сотовой связи (около 4 млн. шт. против 1 млрд. устройств за 12 месяцев 2007 г.), пользователи высоко оценивают интуитивно понятный графический интерфейс этого устройства.. Ведь мало кого уже устраивает бедная графика, монохромный дисплей или возможность управлять терминалом только с помощью кнопок без сенсорного дисплея — абонентам, которые привыкли к графическому разнообразию рабочих станций или мобильных ПК, требуется сравнимое качество и на носимых терминалах. Следовательно, производителям телефонов придется приложить немало усилий для того, чтобы доработать свои интерфейсы с учетом изменившихся требований пользователей. И компании уже предпринимают определенные шаги в этом направлении —возьмем хотя бы терминал Razr от Motorola, который породил в прошлом году целую “атаку клонов” от Nokia, Samsung и др. На рынке появились и iPhone-подобные терминалы (к примеру, HTC Touch и др.).

Что касается распространения GPS, то здесь тенденция также вполне заметна -- многие компании уже вывели на рынок телефоны со встроенными чипами глобальной навигации, а в терминалах бизнес-класса наличие GPS является обязательным правилом для всех моделей 2008 г. Отметим, что один из ведущих мировых производителей GPS-навигаторов американская компания Garmin представила в Барселоне свой первый мобильный телефон под именем Nuvifone. На самом деле, создать мобильный терминал не сложно — готовую платформу и необходимые компоненты можно получить на любом OEM-производстве в Китае, а отличием Nuvifone от остальных может служить чип для приема спутниковых сигналов и карты местности. Отметим, что лидер мирового сотового рынка, по оценкам IDC, компания Nokia планирует продать в 2008 г. 35 млн. телефонов с GPS. Ее оптимизм основан на данных аналитического агентства iSupply, в котором отмечено, что рынок персональных GPS-навигаторов будет стабильно расти вплоть до 2013 г., когда его объемы достигнут, как предполагается, 16,5 млрд. долл.