В январе 2008 г. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-центр) провел репрезентативный опрос 2003 жителей России старше 16 лет об использовании ими сотовой связи и частоте выхода в сеть Интернет. Полученные данные (в Левада-центре утверждают, что статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%) в значительной мере расходятся с победными реляциями операторов сотовой связи и государственных органов власти.

К примеру, личный мобильный телефон (не служебный) есть только у 71% жителей страны (в январе 2007 г. этот показатель равнялся 58%), что опровергает заявления операторов мобильной связи о тотальном распространении данного вида коммуникаций на всей территории страны. Дело здесь, скорее, в учетной политике компаний, многие из которых считают пользователей действующими еще полгода после совершения ими последнего платного звонка. Из компаний “Большой тройки” операторы “МегаФон” и “ВымпелКом” уже сократили этот срок до трех месяцев, и только МТС ведет учет по-старому, очевидно, добиваясь таким образом мифического лидерства по количеству абонентов.

Интересно, что поднимать “индекс инноваций” операторов связи за счет использования своего терминала как модема готовы только 15% абонентов (годом раньше — 12%). Как и год назад, 32% опрошенных абонентов имеют возможность выхода в Интернет со своего мобильного терминала, но не хотят ею пользоваться. Ситуация вполне закономерна — провайдеры мобильной связи могут предложить только весьма ограниченное количество контента и только для молодежной аудитории, а скорость связи во многих регионах (речь идет о протоколе GPRS) не превышает скорость доступа по модему для фиксированных телефонных линий. Возможно, с внедрением сетей третьего поколения ситуация изменится, но это станет ясно только в начале 2009 г.

Домашние компьютеры (далеко не всегда с подключением к сети Интернет) имеются у 28% опрошенных — немного, но динамика роста значительна. К примеру, в январе 2007-го этот показатель был всего лишь на уровне 20%, а в 2006-м — 17%. Как свидетельствуют аналитики центра Юрия Левады, концентрация компьютеров выше в семьях опрошенных студентов и учащихся (48%), специалистов (43%), а также у россиян моложе 25 лет (47%), с высшим образованием (46%), доходами на душу более 9 тыс. руб. в месяц (52%), жителей Москвы и Санкт-Петербурга (52%). Меньше всего — в семьях опрошенных пенсионеров по возрасту (5%) и инвалидности (7%) и у жителей малых городов и сельских поселений (по 19%).

Отметим, что четверть россиян (25% опрошенных) пользуется компьютером ежедневно дома, на работе или в интернет-кафе, 64% никогда этого не делают, а оставшиеся 11% делают это с разной периодичностью — от раза в месяц до раза в неделю. А вот показатели пользователей сети Интернет чуть хуже — активных пользователей 12% (ежедневно или несколько раз в неделю), а тех, кто никогда не был в Сети — аж 75%. Причем, значительная часть интернет-пользователей погружается в чаты, службы знакомств и интернет-пейджинг, не используя стержневую технологию Сети — электронную почту. Таковых – 80%. Регулярно же обращаются к электронной почте не более 8% опрошенных. Отметим, что ежедневно или несколько раз в неделю пользуются электронной почтой чаще всего руководители верхнего (40%) и среднего (30%) уровня, специалисты (20%), студенты и учащиеся (16%) и в целом мужчины (12%), россияне моложе 25 лет (18%) и 40 лет (15%), с высшим образованием (23%), доходами на душу более 9 тыс. руб. (20%), жители Москвы и С-Петербурга (22%).