Результаты очередного исследования свидетельствуют, что сервисно-ориентированные архитектуры (СОА) пользуются большой популярностью в корпоративных вычислительных средах. Развертывая такие системы, организации стремятся упростить внесение изменений в приложения, связанных с переменами в бизнесе. По данным аналитической компании AMR Research, в 2007-м количество развернутых СОА увеличилось вдвое, причем на каждый такой проект в среднем было израсходовано 1,4 млн. долл. В 2008-м эти затраты вырастут еще в два раза, прогнозирует автор доклада Ян Финли: “В области СОА постепенно начинают доминировать не новички, впервые реализующие такую архитектуру, а те, кто уже закончил первый проект и теперь пытается идти дальше. Думаю, что такое смещение центра тяжести неизбежно обернется притоком денег. К концу года масштаб инвестиций в СОА может удвоиться”.

Как следует из отчета, в прошлом году многие развертывали пилотные проекты лишь для того, чтобы проверить эффективность СОА при разработке бизнес-приложений. Большинство экспериментов оказалось настолько успешным, что организации решали развивать вновь созданную архитектуру дальше. “Удачные проекты вселили энтузиазм и желание активно внедрять эту технологию в рабочие процессы”, — отметил Финли.

Его оптимизм разделяют и аналитики фирмы Gartner. По их данным, в 2007-м на базе СОА создавалась примерно половина крупных новых проектов, а к 2010-му, согласно прогнозам, такая архитектура будет в той или иной мере использоваться в 80% новых систем.

Вот только, предупреждает Финли, по мере распространения СОА организациям предстоит встретиться с рядом специфических проблем, которые при ограниченном масштабе проектов остаются незаметными. “Когда дело дойдет до второго, третьего, четвертого проекта, над СОА будет работать уже не десяток сотрудников, а человек 20—30, а то и полсотни. В конце концов, придется разбираться, какие сервисы нужно создавать заново, а какие уже имеются и их можно использовать повторно. Нужно будет определить, кто должен следить за всем этим и обслуживать сервисы, созданные для конкретных проектов, — пояснил он. — А если будет решено включить уже имеющийся сервис в новый проект, то кто будет за него платить? И кому отвечать за его дальнейшее развитие?”

В январском исследовании Gartner также говорится, что ряд предприятий уже столкнулся с проблемой повторного использования сервисов для конкретных бизнес-процессов: “Некоторые компании испытывают настоящее разочарование, когда видят, насколько редко сервисы, разработанные под одну задачу, применяются при решении других. Порой бывает так, что проекты СОА рушатся по самым разным причинам, среди которых — и нечеткость поставленных задач, и слабая координация между бизнес-подразделениями, и развертывание систем СОА отдельно друг от друга, и слишком долгое моделирование интерфейсов. К счастью, гораздо чаще первый опыт внедрения СОА оказывается успешным и большинство компаний решает продолжать и расширять начатое”.

Финли же уверен, что в нынешнем году, когда проекты СОА наберут размах, на первый план выйдет вопрос управления ими. “Кроме того, принимаясь за широкомасштабное развертывание этой технологии, организациям придется найти оптимальный путь реализации, — уверен Финли. — Если на пилотном этапе главное — простота и дешевизна, то теперь положение меняется. Предстоит определить корпоративный стандарт и создать новую архитектуру на ближайшие 10—15 лет, а значит, к выбору технического решения нужно подходить гораздо серьезнее”.