Новые технологии преобразования голосовой почты в текст очень удобны занятым профессионалам своей гибкостью. Вот только готов ли рынок для их массового распространения? А какую позицию займут операторы мобильной связи и провайдеры Интернета? Станут воздвигать барьеры на этом пути или отнесутся к новинке благожелательно?

Когда на мобильнике мигает красный светодиод или стационарный телефон подает сигнал о приходе голосовой почты, большинство из нас предпочитает прослушать ее позже. Ведь подключение к своему ящику и поиск жемчужного зерна в общей куче мусора может показаться — особенно когда ты в пути — настоящим кошмаром. Но чем дольше откладываешь этот неприятный момент, тем неприятнее он становится. Ящик оказывается завален сообщениями, в любом из которых может оказаться ключ к важному контакту или выгодной сделке.

“Когда получаешь пять-шесть голосовых сообщений в день, начинаешь понимать, сколько в них разной чуши, — делится своими наблюдениями Джейсон Вайсман, глава и основатель компании Boston Advisors Realty. — У меня просто нет времени тратить по три минуты на каждое из них. Голосовую почту я считаю просто неэффективной. К тому же мне приходится много разъезжать, и я не могу позволить себе целый день сидеть и записывать такие сообщения”.

Голосовая почта, конечно, нужна, но в деловой среде, где высоко ценится удобство текстовых документов и поиска, она уже начинает выглядеть неким пережитком прошлого. Но если молодые фирмы сумеют придать этой заслуженной технологии новый облик, она вполне может вписаться в текстовую революцию. А проходит этот путь через системы автоматического преобразования голосовых сообщений в текст с последующей его передачей по электронной почте или SMS.

“Голосовая почта сейчас выглядит несколько устаревшей, ведь она не менялась на протяжении 15 лет, — отмечает доктор Энтони Блейдон, старший научный сотрудник фирмы CallWave, специализирующейся на средствах преобразования речевых сообщений в текст. — Получателю приходится набирать номер своего ящика, где его ожидает пяток сообщений, причем единственное интересное ему зачастую стоит последним в списке. Но чтобы добраться до него приходится выслушивать все”.

Фирмы SimulScribe и CallWave из калифорнийского города Санта-Барбара входят в тройку пионеров преобразования речи в текст, обещающего революционизировать всю систему голосов почты. Третьей является английская SpinVox. Все они надеются развеять нарастающее ощущение, будто в эпоху электронной почты, мгновенных сообщений и SMS голосовая почта безнадежно устаревает. Они уверены, что этот рынок по-прежнему обладает достаточным потенциалом для привлечения массы пользователей.

“Много раз было так, что в 10 часов утра мне приходило голосовое сообщение от потенциального покупателя с просьбой как можно скорее выслать ему предложения по крупной сделке, но я отвечал на запрос только в 10 часов вечера, поскольку целый день был в пути и просто не мог прослушать голосовую почту”, — рассказывает Джеймс Сайминоф, основатель нью-йоркской фирмы SimulScribe. Свою компанию, отметим, он создавал в расчете на то, что такие же разочарования испытывает и множество других деловых людей.

Вайсман стал пользоваться продукцией SimulScribe полтора года назад, а спустя полгода начал активно предлагать ее всем тридцати своим брокерам и агентам. Его просто потрясло, сколько времени высвободила новая технология для основной работы, приносящей доход. “Каждый день я получаю до полусотни голосовых сообщений, а то и больше, но мне теперь не приходится часами прослушивать их, — говорит Вайсман. — Я начал по-другому смотреть на эту технологию, которая во многом определяет мой рабочий день. Там, где широко применяется голосовая почта, значение новинки просто невозможно переоценить”.

Готова ли технология преобразования к широкому применению?

Дать какие-то оценки здесь сложно. Чем острее становится конкуренция в этом сегменте рынка, тем неохотнее производители говорят о своих клиентах. SimulScribe, например, перестала публиковать статистику после того, как заполучила 10 тыс. абонентов и 1 млн. долл. прибыли. Тем не менее можно смело предположить, что на сегодняшний день продукцией фирмы пользуется более 2,5 млн. человек, так как ее разработка SimulSays легла в основу бесплатного сервиса Vonage Text фирмы Vonage.

CallWave только что представила бета-версию своей технологии преобразования голосовой почты в текст под названием Vtext, но тоже ничего не говорит о том, сколько пользователей протестировали ее или собираются купить. Компания поведала только, что на сегодняшний день системой уже обработано более 2 млрд. сообщений голосовой почты.

Самой открытой в этом отношении оказалась фирма SpinVox, абонентская база которой, по ее собственному утверждению, достигла 4 млн. пользователей.

Говорить о перспективах роста данного рынка в ближайшем будущем пока еще рано, но совершенно ясно, что потенциал для этого имеется. Вот только путь к массовому потребителю подобных сервисов еще предстоит долгий. Здесь не впечатляют даже цифры в несколько миллионов абонентов, так как один только сегмент мобильной связи насчитывает, по данным CallWave, свыше 90 млрд. ящиков голосовой почты.

“Время для выхода таких систем на массовую арену еще не настало, но это обязательно произойдет, — уверен аналитик фирмы Current Analysis Уильям Хоу. — Потенциал для этого есть, ведь просматривать, а не прослушивать голосовую почту обязательно захотят очень многие. Деловые люди постоянно заняты, все время в движении, даже звонки со своих стационарных телефонов переводят на мобильные… Такова уж природа сегодняшнего бизнеса”.

Интересный взгляд на технологию преобразования голосовых сообщений в текст высказал один из участников нового рынка, который считает ее ключевым компонентом унифицированной коммуникационной системы, прекрасно дополняющим интернет-телефонию, мгновенные сообщения, офисные АТС и, конечно же, мобильные устройства.

“Именно этого и не хватало в коммуникационном пазле, — считает Ричард Стерн, старший вице-президент SpinVox по глобальном маркетингу продукции. — Технология преобразования голосовой почты в текст дает пользователям массу преимуществ. Они получают возможность быстро находить нужное, просматривать почту в любую свободную минутку. Даже на совещании можно ухитриться быстренько познакомиться под столом с тем, что пришло по голосовой почте, и безотлагательно дать ответ”.

Стерн верит, что как только о новой технологии станет известно, спрос на нее тут же появится. А массовое распространение она может получить уже в ближайшие год-два. Пока же рынок еще не выбрался из пеленок, поэтому определять его масштаб аналитики даже не берутся.

Вопрос вопросов: кому придется за это платить?

Хоу из Current Analysis считает, что технология распознавания речи, лежащая в основе всех подобных услуг, уже вышла на приемлемый для обычного бизнесмена уровень. Все три ведущих производителя обещают 95%-ную и более точность распознавания . Основные разногласия вызывает другое: захотят ли пользователи отдельно оплачивать голосовую почту после того, как многие годы этот сервис входил в общий тариф. “Проблема в том, как отучить от халявы, — признает Хоу. — Ведь наверняка найдется много таких, кто скажет: сервис мне в общем-то нравится, но не настолько, чтобы выкладывать за него еще десяток долларов в месяц”.

Видит он и большую неуверенность самих компаний в том, правильно ли выбрана модель оказания услуги и ее оплаты. Именно здесь и расходятся SimulScribe, CallWave и SpinVox: каждая из фирм подходит к выводу технологии на рынок по-своему.

SimulScribe делает ставку на прямой выход к потребителям путем заключения сделок наподобие той, что состоялась с Vonage в апреле 2007 г. Фирма предлагает чистый сервис преобразования голосовой почты в текст, уровень которого зависит от количества ежемесячно обрабатываемых сообщений. “Наши услуги рассчитаны на деловых людей, которые работают в корпорациях, имея при этом желание и возможность доплачивать за лучшую связь”, — поясняет Сайминоф.

Сходной ценовой модели придерживается и SpinVox, но при этом предпочитает иметь дело с операторами связи и устанавливать партнерские отношения с поставщиками унифицированных коммуникационных услуг корпоративного класса, интегрируя свои решения непосредственно в их продукцию. Хотя по второму направлению ни о каких крупных контрактах пока не сообщается, тем не менее известно, что в прошлом году SpinVox начала обслуживать абонентов компаний Rogers Communications и Altel Wireless.

Что же касается CallWave, то эта фирма также стремится выходить непосредственно на потребителей, но старается привлечь их цельным комплектом коммуникационного обслуживания. Vtext — лишь один из компонентов ее технического решения Virtual Voicemail Suite, куда входят также средства непрерывного контроля за мобильными вызовами и персонифицированный “шкафчик контента” для мобильных приложений.

Какая из моделей победит, пока не ясно, но Хоу уверен, что рынок, скорее всего, заставит всех игроков корректировать свою политику. “Любая новая фирма создается под идею, которая преподносится спонсорам, но реальности рынка заставляют адаптировать ее в соответствии с обстоятельствами”, — отмечает он.

Операторы и новички: достаточно ли гибка нынешняя технология?

Тони Риццо из The 451 Group предсказывает, что наибольшие шансы на выживание имеет модель наподобие той, что придерживается SpinVox. Со временем операторы связи сами станут оказывать подобные услуги клиентам, так что никакие посредники здесь не нужны. Таким образом, “разработчику лучше делать прямое сетевое предложение, — уверен Риццо, занимающий в своей фирме пост директора группы мобильных систем. — Предприятия все шире используют интернет-телефонию, а по мере того как проводные телефоны всё больше будут уступать свое место мобильным IP-моделям, обязательно возникает и потребность в услугах такого рода. А это значит, что они неизбежно войдут составной частью в пакет коммуникационных сервисов для бизнеса”.

Но чтобы это произошло, считает Риццо, разработчикам нынешних технологий предстоит решить ряд проблем. И в первую очередь повысить их производительность. “Все сегодняшние предложения такого рода предполагают проникновение во входящий ящик у оператора связи, или, как принято говорить, перенаправление, — поясняет Риццо. — А это заметно снижает скорость работы”.

С тем, что перенаправление тормозит работу всей системы, согласен и Стерн из SpinVox. Именно с учетом этого его компания предпочитает работать не в одиночку, а в тесном взаимодействии с операторами связи. “Проблему производительности можно решить только вместе с создателями оборудования и операторами связи, — уверен Стерн. — Выходя непосредственно на потребителей, рискуешь нарваться на сплошную неразбериху”.

По мнению Риццо, нынешние технологии должны стать и намного гибче. “Простое преобразование голосовой почты в текст, который затем отправляется на персональный компьютер или мобильное устройство, мало что дает, — считает он. — Я бы предпочел иметь выбор и, просматривая текст, — возможность прослушать само сообщение. Более того, было бы здорово включить сюда и поддержку визуальной голосовой почты, которую уже предлагает AT&T владельцам iPhone. А еще не помешала бы вставка полученного текста в сообщения электронной почты сразу же после его просмотра или прослушивания самого сообщения. Хотелось бы также, чтобы получатель мог сам определять, какие сообщения голосовой почты надо автоматически пересылать на заданный номер, а какие преобразовывать в текст. Обращения босса, скажем, некоторые предпочтут прослушивать из своего ящика электронной почты, другим же будет лучше прочесть их в SMS”.

Если пионеры рынка смогут обеспечить такую гибкость, Риццо готов полностью поддержать оценки Стерна. В таком случае, согласен он, технологии преобразования голосовой почты в текст вполне могут завоевать рынок уже через пару лет. “На услуги подобного рода спрос просто огромен, особенно на предприятиях. Надеюсь, что этот сервис получит прочную основу и широкое распространение уже в 2009 году”, — заключает он.