На рынке мобильных устройств произошло знаменательное событие. Корпорация Acer, один из крупнейших поставщиков настольных и портативных компьютеров, объявила о покупке компании E-TEN Information Systems, производителя коммуникаторов серии glofiish на базе ОС Windows Mobile. Поглощение E-TEN должно произойти путем обмена акциями с коэффициентом 1,07. При этом сумма сделки составит 291 млн. долл.

Это объявление последовало за приобретениями компанией Acer крупных вендоров компьютерной техники в США и Европе. В октябре 2007 г. Acer купила американскую компанию Gateway за 710 млн. долл., а в январе текущего года была одобрена сделка на сумму 46 млн. долл. по приобретению корпорации PB Holding, владеющей голландской компанией Packard Bell. В результате Acer вышла на третье место в списке мировых поставщиков компьютеров, уступая сегодня, по данным Gartner, лишь Hewlett-Packard и Dell. Зачем же Acer покупает поставщика мобильных устройств, имеющего небольшую команду разработчиков и собственный завод по сборке коммуникаторов из комплектующих, доступных на рынке любому сборщику?

Выход Acer на рынок мобильных коммуникационных устройств последовал после того, как ведущие поставщики компьютеров обратили внимание на этот быстрорастущий сегмент. В 2005-м HP взяла на работу бывшего исполнительного директора Palm Тодда Брэдли, и через два года компания выпустила несколько коммуникаторов и смартфонов на базе Windows Mobile. В 2007-м Dell наняла бывшего главу департамента мобильных устройств Motorola Рона Гарригеса, и в ближайшем будущем компания предложит корпоративным заказчикам мобильные устройства под своим брендом.

В этом ключе приобретение E-TEN компанией Acer представляется вполне логичным шагом, однако последняя, похоже, планирует не просто извлечь прибыль от продаж компактных мобильных устройств, но и продвинуть на рынок свои ноутбуки со встроенными средствами сотовой и широкополосной беспроводной связи 3.5G и WiMAX. И сотрудничество с операторами сотовой связи путем поставок коммуникаторов будет способствовать этому.

Нужно отметить, что продажи продукции под брендом glofiish растут не по дням, а по часам, в том числе и в России, чего нельзя сказать о карманных компьютерах Acer (это относится и к моделям со встроенными средствами спутниковой навигации). Впрочем, это тенденция общая: во всем мире наблюдается спад продаж традиционных КПК.

Так что же ждет рынок мобильных устройств на базе Windows Mobile с появлением нового сильного игрока в лице Acer, особенно в России? В московском представительстве Acer воздержались от комментариев, сославшись на то, что “окончательные решения еще не приняты”. Тем не менее Михаил Фадеев, глава российского представительства E-TEN, уже сейчас оценивает сделку весьма положительно. E-TEN, по его словам, показывает хорошую динамику развития, и в нашей стране занимает второе место по продажам в сегменте устройств с Windows Mobile. Но в свете усиливающейся конкуренции со стороны крупных мировых производителей, в числе которых HTC, Samsung и Sony Ericsson, открывающиеся перед E-TEN новые возможности окажутся вовсе не лишними. Компания сможет воспользоваться широкой инфраструктурой Acer во всем мире, ее дистрибьюторской сетью, узнаваемым брендом и мощной финансовой поддержкой. Г-н Фадеев сообщил, что до конца года (а сделка по приобретению будет завершена только в III квартале) E-TEN выпустит на рынок еще семь коммуникаторов под брендом glofiish, которые «смогут потрясти мир». О дальнейшей судьбе популярной торговой марки, считает он, пока говорить преждевременно.

Положительно восприняли известие о готовящейся сделке и некоторые партнеры Acer. “Мы рады, что это событие произошло, — сообщил нам Сергей Пацкевич, вице-президент по маркетингу компании “Марвел-Дистрибуция” и директор её департамента “Комплектующие, периферийное и цифровое оборудование”. — Мы являемся дистрибьютором Acer и в то же время продаем смартфоны и коммуникаторы ведущих мировых производителей. Считаем, что в рамках такой известной и мощной компании, как Acer, это направление бизнеса получит еще большее развитие. Кроме того, у Acer правильным образом (в отличие от E-TEN) построен канал сбыта продукции, что также окажет положительное воздействие на развитие этого бренда”.

Несколько иное мнение у Светланы Завьяловой, менеджера по маркетингу аналитической компании SmartMarketing: “С каналами сбыта все не так просто. Тонкость состоит в том, сохранит ли Acer существующий канал E-TEN или попытается влить коммуникаторы в свои традиционные каналы продаж. Последнее может оказаться ошибкой, поскольку сегмент мобильных устройств весьма специфичен и требует нестандартных подходов (об этом, кстати, вполне наглядно свидетельствует опыт компании Samsung, которая, несмотря на мощнейший и превосходно отлаженный канал и розничных, и оптовых продаж, на рынке смартфонов имеет в лучшем случае средние позиции). Более того, канал Acer уже показал, что не особо заинтересован в работе с мобильными устройствами (в модельном ряду Acer есть интересные бюджетные КПК, но рыночная доля КПК HP больше). Хотя, возможно, это объясняется общим снижением спроса на КПК, а с коммуникаторами все будет намного лучше. На практике потребитель, несомненно, выиграет. Освежив модельный ряд и добавив в него коммуникаторы, Acer может предложить хорошие цены и, главное, стабильное качество и поставки. Не секрет, что в прошлом году E-TEN сталкивалась с дефицитом VGA-экранов для своего флагманского изделия — коммуникатора X500+. Войдя в состав Acer, она полностью решит проблему закупки компонентов”.

Но, по мнению Виктора Лопатина, вице-президента компании “Вобис Компьютер”, Acer, скорее всего, не испытывает недостатка в дистрибьюторах продукции E-TEN. Он абсолютно уверен, что Acer не сохранит структуру бизнеса E-TEN в России, а будет продавать коммуникаторы glofiish через свою дистрибьюторскую сеть: “Acer уже стала № 1 по продажам ноутбуков в России, теперь дело за коммуникаторами”. Кроме того, г-н Лопатин считает, что в следующем году Acer попытается изменить соотношение сил на рынке устройств с Windows Mobile, лидером которого, несомненно, является HTC, особенно в России, где коммуникаторы и смартфоны этого производителя продаются по ценам, намного выше, чем в Европе и Юго-Восточной Азии.

Комментируя объявление о сделке, генеральный директор компании “МакЦентр” Дмитрий Хавжу порадовался за E-TEN: “Если их купили, значит, они представляют для покупателя интерес. Продажи коммуникаторов этой компании в России выросли раз в 10 за последние два года! Это нешуточный результат. Я надеюсь, что новый владелец компании сохранит команду менеджеров и структуру бизнеса. Маркетинговый опыт Acer должен придать новый импульс продвижению продуктов glofiish”.