Популярному устройству Apple надо не так много, чтобы стать корпоративным продуктом

С момента широко разрекламированного летом 2007 г. дебюта iPhone компания Apple безоговорочно адресовала этот ставший весьма популярным продукт широкому кругу потребителей. Однако энтузиазм в среде его первых пользователей постепенно перерос в убеждение, что при определенных доработках — в чем-то довольно основательных — iPhone может стать очень серьезным претендентом на роль высококачественного корпоративного персонального устройства.

Такой сценарий обрел правдоподобие в конце 2007 г., когда софтверный гигант SAP объявил о планах переноса на iPhone клиентского ПО для своего CRM-приложения — попросту потому, что об этом программистов компании довольно активно просили собственные менеджеры по продажам.

“Когда эти устройства только появились на прилавках, мы взяли одно на пробу", — сказал Роб Израил, глава ИТ-служб John C. Lincoln Health Network, далеко не единственный ИТ-специалист, заинтересовавшийся продуктом Apple. Однако ввиду слабых функций электронной почты и безопасности дальше простого любопытства по отношению к iPhone он так и не продвинулся.

По словам Израила, он хотел бы иметь возможности централизованной загрузки ПО и данных, работы с почтой, а также — в целях безопасности — дистанционного уничтожения записанной информации.

Эти и ряд других недостатков устройства объясняют, почему iPhone пока не приглашают в корпоративные офисы и что надо сделать производителям устройства для ИТ-служб компаний, чтобы открыть для него их двери.

Аналитик из Forrester Research Бен Грей недавно составил длинный список изъянов iPhone, наглядно демонстрирующий клиентам его фирмы, что закупать эти устройства пока не стоит. Вот некоторые из его пунктов.

  • В iPhone нет встроенной поддержки беспроводной синхронизации электронной почты и корпоративных календарей.
  • Для платформы iPhone почти нет приложений сторонних разработчиков.
  • Устройство не поддерживает шифрование файлов или диска.
  • ИТ-администраторы не могут использовать политику паролей, хотя эту функцию имеют многие конкурирующие продукты.
  • В случае утери или кражи iPhone нельзя дистанционно заблокировать или удалить хранящуюся на нем информацию.
  • iPhone официально поставляется только в США, Великобританию, Францию и Германию на основе эксклюзивных договоров с операторами.
  • Аккумуляторы iPhone не подлежат замене. Если батарея уже не заряжается, надо покупать новое устройство, которое стоит недёшево.
  • Интерфейс сенсорного экрана замедляет набор текста по сравнению с тактильными клавишами.

Критическим фактором в судьбе iPhone на корпоративном рынке станет разработка корпоративных приложений. Несмотря на то что несколько таких программ уже создано, iPhone пока поставляется без SDK (пакета разработчика ПО), хотя в начале марта Apple все-таки анонсировала его выпуск.

Однако с появлением мобильной платформы Google Android, поддерживаемой отраслевым альянсом OHA (Open Handset Alliance) и 34 его членами, iPhone и его SDK суждена роль второй скрипки. Правда, некоторые досужие предсказатели считают Android и iPhone дружественными платформами, указывая на то, что председатель Google Эрик Шмидт заседает и в совете Apple.

На корпоративное уравнение iPhone могут повлиять другие разработки. Исполнительный директор AT&T Рэнделл Стивенсон публично заявил, что в этом году появится iPhone с адаптером связи, который сможет использовать для передачи данных сети третьего поколения. Это обеспечит более быстрые скорости, расширенную поддержку мультимедиа и глобальный роуминг.

Пока iPhone не обзаведется функциями, требуемыми в корпоративной среде, этот телефон будет фигурировать в роли неподдерживаемого устройства, вызывающего крайне негативную реакцию ИТ-департаментов.

“Нас уже спрашивали про iPhone, — сказал глава ИТ-служб Всемирного фонда живой природы Грег Смит. — Сотрудники интересовались, когда мы закупим для них данное устройство. Мы ответили, что у нас есть стандарт BlackBerry. Это очень хорошо изученная платформа. Если мы официально не закупаем какой-то продукт, значит, он у нас не поддерживается и не интегрируется в нашу ИТ-систему".

Несмотря на свою жесткую линию, Смит не забывает об исторических параллелях. “Некогда мы слышали аналогичные разговоры про ПК”, — признаёт он.

По его словам, большим плюсом для iPhone стало бы взаимодействие с Microsoft Exchange Server. При такой интеграции многие корпорации могли бы раскошелиться на него.

В том же духе мыслит и Кристофор Свансон, вице-президент по обучению растущих кадров для мобильной стратегии финансовой компании Merrill Lynch. Он заявляет, что без усиленной безопасности и централизованной административной поддержки iPhone так и останется аутсайдером в их организации, а BlackBerry — стандартом.

В то же время он видит сходство ситуации между iPhone и ранними BlackBerry, которые, по его словам, имели генетические корни в двунаправленном пейджере. iPhone пока существует в первой версии, и появление его бизнес-модификации — лишь вопрос времени.

И даже автор обширного перечня недостатков устройства, Грей из Forrester, написал в недавнем отчете, что ИТ-отделам предприятий надо готовиться к тому, что iPhone когда-нибудь станет корпоративной реальностью. Производители ПО управления мобильными устройствами, вероятно, добавят необходимую поддержку в Mac OS X. Будет нарастать и давление сверху. “Топ-менеджеры покупают iPhone для себя и будут требовать от ИТ-отделов их поддержки, — считает Грей. — Спуск этих устройств по склону корпоративной пирамиды – исключительно дело времени, и ИТ-специалистам пора готовить стратегию реагирования на запросы персонала”.

Но даже если iPhone обзаведется всеми недостающими корпоративными функциями, ему будет противостоять армия глубоко укоренившихся типов корпоративной мобильной аппаратуры, в частности BlackBerry и Palm.

И ясно, что производители этих устройств не будут сидеть сложа руки.

Например, говорит Свансон, уже не за горами BlackBerry с сенсорным экраном.