Глава Salesforce.com рассматривает Paas как мощный фундамент для разработки ПО

Председатель совета директоров и генеральный директор Salesforce.com Марк Бениофф встретился с редакторами еженедельника eWeek сразу после того, как представил в Сан-Франциско (США) новую разработку своей компании под названием Force.com, относящуюся к категории “платформа как сервис” (Platform as a Service, PaaS).

Salesforce.com пользуется широким признанием и задает тон на рынке предоставления ПО как услуги (Software as a Service, SaaS). Компания непрерывно развивается. Начав свой путь в качестве поставщика сервисов CRM-системы, впоследствии Salesforce.com создала торговую площадку AppExchange (хранилище предоставляемых по запросу приложений) и разработала язык программирования Apex. Он позволяет заказчикам адаптировать эксплуатируемые ими экземпляры приложений к своим нуждам и интегрировать их с другими прикладными системами, в том числе установленными на предприятии заказчика.

По мере того как Salesforce.com будет расширять сферу использования предоставляемых по запросу приложений, в частности свою экосистему, следует ожидать, что разработчикам будет дана возможность компилировать программы в их собственном “облаке”.

Обеспечивая независимых разработчиков ПО и других партнеров инструментами и инфраструктурой для создания приложений в рамках AppExchange, компания усиливает свою гегемонию в мире SaaS. Но одновременно она протягивает оливковую ветвь мира и корпоративным ИТ-департаментам, испытывающим опасения в отношении данной модели, предоставляя им средства интеграции приложений. Без них решение этой задачи пришлось бы передавать на аутсорсинг.

Редактор раздела новостей еженедельника eWeek Майкл Хикинс и ведущий журналист Рене Буше Фергюсон встретились в Сан-Франциско с Марком Бениоффом и задали ему несколько вопросов.

eWeek: Не могли бы вы рассказать о том, насколько важен для компании каждый созданный вами вид бизнеса и источник дохода, начиная с CRM и заканчивая AppExchange, а теперь уже и PaaS?

Марк Бениофф: В своем развитии мы прошли долгий путь и видим свою миссию в том, чтобы стать компанией, выпускающей ПО самых разных категорий. Это будут не только бизнес-приложения. Мы продолжаем заниматься их разработкой и делаем это весьма успешно. Кроме того, мы хотим создавать программные платформы -- сегодня это для нас поистине бурно развивающийся бизнес. Но главные свои надежды я связываю с концепцией “платформа как сервис”.

eWeek: Как вы считаете, какое место будет занимать ваша компания через пять лет? Она будет выпускать приложения или платформы?

М. Б.: Ну… (смеется). Мы считаем, что годиков этак через пять Salesforce.com точно останется лидером на рынке SaaS, каковым она и была последние девять лет. А еще мы хотим разработать “платформу как сервис” и в этой области тоже занять лидирующие позиции. Разумеется, на корпоративном рынке.

Видите ли, появится множество платформ, предоставляемых в качестве услуги. Что мне особенно нравится в PaaS — это новая и очень широкая концепция. Точно так же, как в случае с парадигмой “ПО как сервис”, в рамках которой существует масса приложений, думаю, нам доведется наблюдать за появлением множества платформ такого рода как для частных, так и для корпоративных пользователей.

eWeek: Какая роль в успехе вашей компании принадлежит партнерам?

М. Б.: Для нас очень важно способствовать развитию партнерского сообщества и по возможности всё более расширять его. Мы стремимся строить свои отношения с партнерами рационально, хотим сделать их весьма тесными, чтобы они видели, что нам не придётся скрещивать с ними мечи.

Кроме того, есть некоторые виды бизнеса и технологии, которыми мы будем заниматься вместе с партнерами. Вы, наверное, знаете, что у нас появился новый тарифный план, предусматривающий плату за каждую регистрацию в системе [per-log-in pricing]. Думаю, это будет иметь большое значение для партнеров. Недавно мы анонсировали особую ценовую политику для OEM-редакций своего ПО. Мы хотим добиться большего вместе с нашими партнерами — настолько, насколько это удастся...

Разработчики исходят из того, что предприятию необходимо приобрести сервер, СУБД, сервер приложений, среду разработки, технологию виртуализации и т. д. Затем ему нужно все это запустить и поддерживать. Мы хотим показать им, что есть альтернативный путь.

Некоторые компании уже собираются предложить его вам. Например, наша. У нас большие центры обработки данных и мощные серверы, “тяжелое железо”, и всем этим мы занимаемся, это наш бизнес. А есть множество фирм, которые заниматься этим не должны, у них свой бизнес.

Корпорация Gartner утверждает, что к 2012-му 25% корпоративного ПО, а это рынок объемом 250 млрд. долл., будет предоставляться как услуга. А год этот не за горами. Производители подобного ПО спешат сделать так, чтобы данный прогноз осуществился... Встречаются совершенно новые компании, ставшие публичными совсем недавно и предлагающие “софт как сервис”, имея лишь один ЦОД. Они не могут позволить себе завести второй центр обработки данных, у них нет системы восстановления после катастроф. Возможно, когда-нибудь у них это будет, но пока они словно выжидают.

Ладно, пусть это компании весьма большого размера. Но они только недавно созданы. Они не могут работать с корпорациями, не имея резервных ЦОДов, средств восстановления после катастроф и системы обеспечения безопасности, соответствующей требованиям SAS 70 Type II. А мы способны все это предоставить. Я считаю, что это открывает перед нами колоссальные возможности в области бизнеса. Вот почему я являюсь горячим сторонником такого дела. И не думаю, что мы будем здесь одиноки... Полагаю, то, что мы делаем и называем “платформа как сервис”, может придать мощный импульс всем работающим в области “софт как сервис”. А мы, конечно, являемся для них лидерами. Так что если мы сможем способствовать расширению данного рынка, то это пойдет на пользу и нам.

eWeek: Мы понимаем, что вы не можете приводить конкретные цифры доходов, но что вы можете сказать нам в обобщенном виде о размерах прибыли, полученной вашими партнерами благодаря использованию AppExchange?

М. Б. Мы обнаружили, что доходы партнеров составляют 10—20% от наших. Так что если, как мы считаем, в следующем году наш годовой доход пересечет отметку в 1 млрд. долл., то от 10 до 20% этой суммы получат партнеры. Цифра может оказаться и больше, но я думаю, что это надежная оценка.

eWeek: Производители традиционного ПО вроде SAP и Oracle тоже начинают использовать модель SaaS. И Microsoft собирается выпустить систему Microsoft CRM 4.0 в виде хост-приложения, а у нее огромная клиентская база. Как вы собираетесь выстоять при такой конкуренции?

М. Б.: Напротив, нам необходима более жесткая конкуренция с участием многих компаний. Надо, чтобы крупнейшие производители пришли и сказали: “Эй, наша корпорация оценивается в несколько миллиардов долларов. Мы считаем, что будущее за моделью "софт как сервис". Это означает конец программного обеспечения в прежнем значении данного слова. А ваш Марк Бениофф, что он вообще понимает?”...

Не слишком привлекательно быть единственной компанией в отрасли. Тогда это не отрасль, а просто отдельное предприятие. Лучше быть частью отрасли и участвовать в общей работе гигантского масштаба, чем сидеть этаким Робинзоном на пустом острове. Поэтому сегодня мы не отстаём от общего движения... Сейчас и Microsoft, и SAP, и Oracle заявляют, что он выпускают системы, поддерживающие модель “софт как сервис”. И две тысячи стартапов тоже выпускают такое ПО, ну и мы вместе со всеми. Вот я и говорю: да, это действительно конец традиционного программного обеспечения.

eWeek: Чего у вас нет из того, что есть у ваших конкурентов, так это CRM, интегрированной с ERP-системой. А ваши клиенты, похоже, хотели бы такой интеграции. Это угрожает вашей конкурентоспособности?

М. Б.: Мы не можем заниматься всем подряд. И мы считаем, что в той новой отрасли, о которой я говорил, не следует браться сразу за всё. Это новая отрасль, технология нового поколения. Мы не собираемся создавать технологию предоставления электронных географических карт, а будем использовать карты Google. Мы не станем разрабатывать технологию передачи голоса по IP, а намерены использовать Skype. Что касается других функций, то мы сосредотачиваемся на том, что нам действительно хорошо удается, а технологии других производителей можем привлечь, используя Web-сервисы.

Прошло время монолитных систем, когда вы пребывали в плену определенного набора программ, установленных на вашем ПК, и когда в этом ПК находилось все, что есть в вашей компании. Наступила новая эпоха. Теперь вы работаете внутри “облака”, состоящего из необходимых вам ресурсов и технологий. Вы легко можете интегрировать все эти системы. В этом и заключается сила Web-сервисов — в простоте и легкости интеграции. И наши клиенты это доказали.

Каждый месяц мы осуществляем 1,6 млрд. интеграционных вызовов. Это лишний раз подтверждает, что Web-сервисы действительно работают. За всю свою историю мы обработали 24 млрд. вызовов. Среди них есть вызовы к ПО Oracle, эксплуатируемому в корпорации Cisco Systems, и к ПО SAP, развернутому в DuPont. С нашей стороны было бы идиотизмом заявить, что мы собираемся разработать систему ERP, чтобы Cisco могла заменить ею ПО Oracle, а DuPont — ПО SAP. Вместо этого мы можем сосредоточиться на том, что нам действительно хорошо удается, а в дальнейшем воспользоваться интеграционными возможностями Web-сервисов...

eWeek: Какие проблемы возникают при использовании программ, функционирующих в “облаке”?

М. Б.: Важнейшая связана с маштабируемостью. Это проблема номер один. Можно ли использовать одну и ту же программу и в небольшой компании, и в крупной? А какова ее надежность: она способна работать 24 ч в сутки 7 дней в неделю? Можно ли добиться уровня доступности программы с тремя, четырьмя или пятью девятками после запятой? Если мы посмотрим на эти основополагающие требования — надежность, масштабируемость и интероперабельность, то следует признать, что они действительно важны независимо от того, реализуются ли они в рамках Eclipse или вне их. Они ставят перед нами новые задачи.

Четыре или пять лет назад, приступая к решению этих проблем, мы рассуждали примерно так: “Нужно чуть помедленнее. Сначала убедиться в правильности выбранной архитектуры, в том, что она позволяет добавлять компоненты, что в ней не только присутствует всё необходимое, но и что клиенты не смогут нарушить целостность установленных у них систем. Убедиться, что в целом наш продукт готов и работает с такой-то страницей или с таким-то объектом. Но если по тем или иным причинам где-то что-то пойдет не так, это не нарушит работу системы в целом. И приложение, несмотря на сбой в одном из его экземпляров, будет и дальше выполняться”.

Так что при исполнении программ в “облаке” необходимо учитывать массу новых обстоятельств. Думаю, что мы многое делаем правильно в том смысле, что заранее продумываем эти обстоятельства.

eWeek: По каким критериям вы собираетесь измерять успешность Force.com?

М. Б.: Если говорить о сообществе разработчиков, то прежде всего по количеству независимых производителей ПО, использующих наши продукты для создания и распространения своих приложений. По общему числу приложений, имеющихся в наличии. Исключительно важно также их распределение по рынкам, по языкам, по географическому признаку. Я считаю, имеет значение и то, о чем мы только что говорили, — надо обеспечить производителям ПО получение прибыль, чтобы они добились успеха и стали жизнеспособными компаниями, чтобы продолжали расти, — все это играет огромную роль в создании экосистемы вокруг платформы.

eWeek: Какова степень готовности платформы Force.com и сколько еще предстоит сделать?

М. Б.: Думаю, мы неплохо смотримся. Если взглянуть на множество уже созданных приложений, то станет очевидно, что наши продукты являются тем ядром, вокруг которого ведется разработка приложений. Мне очень хотелось бы, чтобы их сравнили с другими инструментами, пусть даже с традиционными унаследованными средствами такого рода. Но, конечно, остается множество нерешенных проблем. На этот год у нас обширные планы в отношении нашей платформы.